В данном случае это не так важно. Важно то, что школа никакого выбора не дает, и потому дискриминация, применяемая в школе, коснется всех и каждого. А вуз дает некую свободу выбора.
Выбора в чем? Поступать в школу/вуз или нет? Или выбора уже в школе? Если первое, то школы есть разные, включая частные. Выбирайте, что душе угодно (при соответствующих возможностях, о которых надо задумываться до наступления поры отдавать ребенка в школу). Если уже в школе, то во многих школах существуют специализированные классы. Это большой выбор. Не говоря уже о том, что школу куда легче сменить, чем вуз.
"как правило, нет" - соглашусь, "не может быть" - категорически протестую.
Я могу отказаться от формулировки "не может быть", но только из-за случаев, собственно, профанирующих саму идею выбора. Эти случаи мне представляются такими:
1) Передача профессионального хлебного места по наследству. Например, врач, спокойно устраивающий своего отпрыска в мед. итнститут, дабы тот любым способом получил диплом и получил формальное право обустроиться на работе своего родителя ( с последующей передачей ему дел). В таком случае человек абсолютно осознанно идет в вуз, но, пардон, такое осознание немного стоит.
2) Желание стать кем-либо вообще (абстрактно). Типа желаю получить высшее образование. Или желаю стать актером, математиком, певцом и т.д. Это тоже осознанно, но дает минимум информации.
В остальном,
Зёжик, я не могу понять, что значит осознанно. Даже что-нибудь специфическое, типа военных вузов, в нашу эпоху перемен также не может быть полностью предсказуемо, чтобы заранее полностью осознавать, что выбираешь. Школьник может иметь знакомых (родных) преподавателей, может посещать ту или иную работу специалиста, получившего образование в этом вузе, может, в конце концов, обучаться непосредственно при вузе. Я уж молчу про сбор всякой косвенной информации и дни открытых дверей. Но! Он не может предсказать развитие событий в стране (что будет нужно, что будет востребовано), он не может даже точно знать программу обучения вплоть до последнего курса, поскольку таковая может измениться. Знать, что тебя ждут такие-то и такие-то семинары и лекции - это одно. А испытать их на собственной шкуре - это другое. И совсем другое - осуществить полученные знания на практике, для начала попробовав органично сочетать учебу по разным предметам с выбранной специализацией. Все это ярко проявляется к середине обучения, а на первых курсах эти проблемы отсутствуют или стоят не так остро.
Или мы с Вами по-разному понимаем смысл "осознанного выбора".
И именно поэтому некоторая позитивная дискриминация хороша. Она дает шанс пережить тот период, когда ожидания столкнутся с практикой.
Нет. Всякая задержка с принятием решений не меняет ничего, кроме потраченого на нее времени. Дайте срок на выбор в 15 лет, дайте срок в 25 - все равно подавляющее большинство выбирающих окажутся к выбору не готовы примерно в той же степени, как это сейчас наблюдается в 17-18.Что же касается "позитивной дискриминации", т.е. равнения по отстающим, это неизбежно ведет к общей деградации. Откуда при этом берется "шанс пережить период...", не вижу даже близко.
Про выбор и принятие решений полностью согласен. Но разве я про это сказал? Я говорил про период, когда человек уже совершил выбор, последствия которого он просто не в состоянии полностью просчитать. Решение уже принято и мельница завертелась. И если сразу равняться на сильнейшего, то слабейшие отстанут уже навсегда. А сильнейший в одном будет среди слабых в другом. В итоге ни черта хорошего не получишь.
Кстати, позитивная дискриминация не подразумевает ориентировки на слабейшего! Это не равнение на отстающих. Это постановка всех в исходно равные условия. И это в разумных пределах справедливо. Допустим, я только при чтении задачи по электрохимии уже буду видеть полное решение. Но препод будет тратить время и объяснять это решение весь семинар для других. А потом мы придем на механику, и уже я буду внимать все разжевывающему преподу, а другой будет скучать и желать более глубоких познаний.
Умеренная позитивная дискриминация в уместных случаях сглаживает неполноту нашей осведомленности. Поясню. Чтобы соразмерить свои возможности с предполагаемым обучением, надо многое знать. Если система образования подразумевает самостоятельный выбор человеком курсов, преподавателей, их читающих и т.д., то в этом случае человек может получить полную информацию. Если система образования наша, советская, то мы не знаем однозначно ни препода, ни курсы мы не можем по желанию выбирать.