Ойблин. Вот что значит, отвечать из второй страницы на первую. Конечно же, это относилось к Sare. Прошу пардону.
Ёжик:
если считать по "пятичленке Альтшулера" - то все-таки это бум послевоенной поэзии, положенный на музыку, свою или чужую. Коган тянет на предтечу АП - ибо "Бригантина" - это ИФЛИ, это будущие поэты 40-х.
А КСП был аудиторией АП, столь же неотделимый, как фэны от фантастов. Но - столь же портящий своей близостью. Это я о параллели между, скажем, Капгером с песней про катамаран и невзыскательностью текстов Васильева.
В КСП я пришел в 80-е. Застраивать - громко сказано. АП не собиралась отделяться от общества - это снаружи вокруг нее выстроили забор. А так - в большинстве, если не во всех, областных городов был КСП, и руководитель его получал зарплату как руководитель кружка/секции в области культуры - в местном ДК или ином заведении. И это не контроль - это имменно поддержка, причем никуда не лезущая. А вот когда начались контры между желанием политики, желанием развлекаться и желанием песни петь (это уже не тянитолкай, это лебедь, рак и щука) - начались поводы застраивать более конкретно. И все равно - пик нажима приходится на 80-82-е, когда страна завинчивала гайки в ответ на кризис в Польше. Клубы лишались помещения, фестивали закрывались, и т.п. Тот же Грушинский, например, не проводился с 80 по 87-й год. Тогда да - жали как виноград. Держал в руках инструктивное письмо от апреля 1985-го (вышло чуть раньше апрельских тезисов, и из-за нового курса в ход не пошло) - всесоюзный рейд по проверке содержания всех государственных и самых крупных частных фонотек на предмет разрешенности содержания, вплоть до изготовления подстрочника к каждой иностранной песне и литовки всех русскоязычных песен. Но вот - не пошли дружинники с райкомовцами по квартирам, Горбачев подоспел.
А в конце 80-х, когда "стало можно", бардов стали пихать куда только не. По первой программе радио гоняли Ивасей и Окуджаву. Дали господдержку всесоюзным фестивалям - в Саратове, Таллине и Киеве, 87, 88 и 89 соответственно. Ну, и получилось по Ланцбергу -
Всех жлобов до одного прах развеян,
Все свои, любых времен, как тут и были.
Вот ведь счастье - а прикинуть трезвее -
Тема к теме - все отвратные, любые.
И еще долго икался, до середины 90-х, образ барда - некто поющее агитпопсу про Сталина и режим. А там подоспел другой жупел - что АП умерла, ибо скучная музыка для лузеров, а вот рок - наше все. Там нет бородатых хмырей в грязных свитерах, поющих про тайгу.
Я бы сказал, что КСП - форма существования аудитории АП. АП, в конечном счете, результат развития СССР, когда резко подняли численность людей с высшим образованием, а у тех свои потребности. И КСП этих людей сводили вместе, давая возможность утолить сенсорный (и) интеллектуальный голод. КЛФ - следующее поколение коллективных поисков свежего воздуха и общения - там уже был чисто интеллектуальный поиск, что аукается по сю пору неумением решать гуманитарные вопросы, например анализирвоать своих кумиров как литераторов. А КСП решали в основном вопросы коллективного бытия - просто потому, что так легче добраться до предмета. И поэтому были как-то больше на этику чем на эстетику нацелены.
Но вот ведь анекдот - и АП в идеале решает вопросы не только эстетики. Вот конкретная цитата, всплывшая на концерте памяти Анчарова, который как раз синкретическим искусством и занимался:
Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. Изд. 2-е, испр. — М.: Добросвет, 2000.
Разделение содержательных категорий духовной культуры определяется основными категориями философии: справедливостью, красотой, истиной. (...)
На начальной стадии развития фольклорная художественная культура синкретична. С точки зрения формы, синкретизм есть сосуществование архитектуры, дизайна предметов быта и средств транспорта, костюма (или татуировки), орнаментики и изобразительного искусства, музыки, танца и пантомимы и словесного искусства. С точки зрения содержания в синкретичном искусстве соединяются прекрасное, справедливое и истинное. Образы синкретичного искусства устроены так, что все три критерия применимы к ним одновременно.
Такк что в АП нам от этики все равно никуда не деться.