ЖивойБлижайшие соседи восточных славян в 6-8 веках - с севера и востока финны и угры разных мастей, с севера и запада - балты разных мастей, с юга - степняки, с юга и запада - свои же "братья-славяне", которые тоже еще куда-то переселяются и грамотность, в общем, тоже осваивают, а пока для записей используют греческий алфавит.
С востока - да. А с севера - нет. Есть свеи, знающие руны. А ещё есть мощный анклав балтийских славян - Лютичей, есть Аркона на Рюгене. И великий Волок не вчера возник. Варяжские гости начинают плавать в Византию. Думаю, Новгород в то время кишел грамотной братией
Тут же вот какая штука...
Прямого соседства с данами, свеями, прочими норманнами у восточных славян в эти времена нет. Они просто-напросто пока еще отделены от любого из морей многими километрами территорий. В устье Невы никто не живет, даже на Ладоге славяне появляются чуть позже (возможно, как раз в связи с появлением там скандинавов).
Лютичи с бодричами нас здесь интересуют мало, так как земли их лежали буквально у самой Дании, между Магдебургом и будущим Штеттином, к северу от нынешнего Берлина (Бранибор), больше чем в 1000 километров, а мореплавание и морская торговля, насколько можно судить, вообще никогда не были их коньком.
Во-от. А вот со скандинавами и теми германцами, которые пытались обосноваться в поселениях на южном берегу Балтики (избегая, видимо, попадания в орбиту централизации франкских королевств, а потом империи Карла Великого), разговор другой. Эти-то как раз морские плаванья практиковали с достаточно давних времен.
Я совершенно согласен с тем, что следы их влияния надо искать прежде всего в Новгороде и окрестных землях. Во-первых, географически ближе всего выходит, во-вторых, Новгород до самого 15 века, когда войны перетрясли все устройство Европы и части Азии, торговые пути и земли, оставался ключевым пунктом для большей части путей Восточно-Европейской равнины. В-третьих, его природные условия как раз позволяют обнаруживать достаточно много сохранных артефактов.
Ну и если речь заводим про существование гипотетических славянских _рун_ в качестве первой из версий, то логично предположить, что в основу таковых могла лечь руническая же письменность, к тому времени несомненно существовавшая во многих видах.
И вот здесь снова интересная штука выходит. Путь "из варяг в греки" (по Днепру):
Путь возник в начале IX в. (не позднее 825-30 гг.), о чём свидетельствуют находки кладов арабских серебряных монет — дирхемов 1-й четверти IX в. Наибольшее значение имел в X — 1-й трети XI вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко. Во 2-й половине XI — начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.
<...>
Существовал и более древний вариант северной части Пути. Он шёл напрямую из Балтийского моря по Западной Двине, минуя Полоцк. Затем через волоки в Верхнее Поднепровье (р. Друть) и далее вниз по Днепру в Чёрное море. Об этом варианте пути могут свидетельствовать два захоронения из Лесной группы Гнёздова. Это курганы № 38 и № 47, безусловно связанные как со скандинавской, так и с балтской культурами.
Путь "из варяг в персы" (по Волге):
Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень.
Пути заволоцкие, в Биармию и к Северной Двине, это уже век 10 и позднее.
Вот какая картинка получается:
д1) В середине 8 века по Европе прокатывается некий толчок. Не буду привлекать каких-то теорий: не знаю я, что у него была за природа. Может, экономическая, может, природная (смена климата и т.д.), может, какое-то культурно-технологическое влияние было. Факт в том, что сперва начинает приходить в движение вся Европа вокруг будущих владений Карла Великого, а потом и северные земли.
Даже не исключаю, что одно с другим как-то завязано: допустим, набеги и военные походы арабов на юге вынуждают Европу строить замки и крепости побольше и собирать большие отряды и армии; затем существование этих армий позволяет объединять под жесткой, реальной властью довольно значительные территории, запустить первичную централизацию Европы; затем не желающие жить под гнетом имперской власти и постоянных налогов бегут на периферию франкских земель или ведут кровопролитные войны с Карлом; затем эти самые "беглецы" (ряды которых должны составлять в основном не простые крестьяне, к путешествиям и бегству с родных земель не склонные, а представители более "мобильных" групп) собираются в отряды и либо нанимаются на службу к тому или иному властителю (так варяги из скандинавов, германцев, а потом и англосаксов служили при византийском дворе, например), либо выходят на торговые пути с целью грабежа. При этом они могут затрагивать интересы местных, которые, скажем так, "милитаризуются" для защиты своих берегов... возможно, именно так оказалась плотно вовлечена в европейскую круговерть Скандинавия (в сочетании еще с каким-нибудь фактором).
Итак, в 768 году Карл Великий начинает преобразовывать Европу, а 793 - первый известный эпизод с набегом викингов на Западе (Линдисфарн). И буквально в эти же годы, если верить Википедии, в 780-ых, приходят на Ладогу варяги и пробивают себе путь к волжским излучинам.
д2) Судя по всему, пути на Волгу первоначально пробивались как раз не через Новгород, а примерно по нынешнему Волго-Балту: Нева-Ладога-Свирь-Онега- волоком до начала Ковжи -Белое озеро-Шексна- излучина Волги у нынешнего Рыбинского водохранилища. Собственно, не зря и Белоозеро со Старой Ладогой упоминаются как одни из первых городов-крепостей.
А потом уже там сообразили, что южный путь-то вполне может быть поудобнее. И стали двигаться через Новгород и Ильмень. Сначала с торговыми намерениями, а потом и не только.
д3) Формальное упоминание Новгорода в летописях - 859 год. Понятно, что раз он упоминается не как только что основанное поселение, а как немалый уже город, он должен был насчитывать сколько-то лет к тому времени. Думается, что не больше 100-120 как город или 150 как поселение: тогда племена до Ильменя еще толком не дошли, на картах видно, что это самая северная граница ареала расселения. Любопытно, что на карте на 6 век обозначена археологическая культура "псковских длинных курганов", которая уже заходит чуть-чуть дальше на север и занимает весьма обширные территории в 5-7 веках, но аккуратно "обнимает" двумя рукавами как раз бассейн Ильменя. Как будто эту территорию кто-то занимал.
Тогда получается, что активное развитие Новгорода уместно связать как раз с попытками проложить вторую ветвь пути "из варяг в персы" через Ильмень. И затем появляется путь "из варяг в греки", в бассейн Днепра как раз через Ильмень и Ловать (и тогда же появляется т.н. "Великий волок", как я понимаю, порядка 825-830). Возможно, что это результат постепенного исследования "варягами" ильменского бассейна. А Новгород таким образом получает вторую "золотую жилу" для роста.
д4) А затем налаживание путей ведет к тому, что на них начинают появляться всяческие преграды, а также идет соперничество за контроль над волоками и водными артериями.
В результате по берегам рек основываются большие и маленькие крепости, многие из которых уже около 860-880 годов упоминаются как города.
А сам Новгород, похоже, захвачен / взят под контроль одной из соперничающих за торговые пути сил. Собственно, все логично: Рюрик после 862 года рассылает отряды на усиление Изборска (путь от Балтики через Нарву-Чудское-Псковское-Великую-Сороть к притокам Шелони и в Ильмень, позже прямо на Великой возникает Псков), Ладоги, которая контролирует устье Волхова и прямой проход к Новгороду, и Белоозера, которое уже упоминалось как ключевой элемент волжского пути.
То есть берет Рюрик сотоварищи все северные концы торговых путей в свои руки, чтоб никто даже и не подобрался. И даже более того: впоследствии его преемник Олег спускается по Днепру и ликвидирует "конкурирующую фирму", которая получала выгоды от своего участка пути: Аскольда и Дира (тоже не самые "славянские" по форме имена)... А дальше начинаются различные походы в Черном и Каспийском морях, легендарные или зафиксированные в альтернативных источниках.
д5) В итоге вроде как получается достаточно целостная в смысле последовательности событий и совпадения хронологии картина.
Кажется достаточно ясным, что "пусковым элементом" для будущей истории Восточно-Европейской равнины стали скандинаво-германские "варяги". Кто уж там конкретно был движущей силой возникновения и поддержания торговых путей, другой вопрос, но запустилось все отсюда.
Это привело к быстрому росту городов и крепостей на торговых путях.
И в итоге должно было стать сигналом как к "росту инфраструктуры", так и к освоению развитой письменности.
Из изложенного выше хорошо видно, что создание торговых путей и борьба за них заняла около 100 лет: с конца 8 по конец 9 века. Это же привело и к централизации земель, сосредоточении всех ключевых пунктов под одной властью. Сценарии схожи с европейскими: точно так же пришельцы-викинги расселялись по рекам, закрепляясь там, где отпор был не столь сильным, и отступая перед организованным сопротивлением и большими армиями (тут это вылилось в проблему столкновения с хазарскими армиями, контролировавшими низовья Волги, а через нанимаемых степняков - иногда и низовья Днепра).
Резюмируя:Не имея возражений против Вашего ответа,
Живой, на вопрос 1), я связываю необходимость освоения развитых письменных систем с развитием торговли и возникновением торговых путей и городов на них.
Имеющиеся данные позволяют предположить, что этот всплеск в развитии торговли приходится на период 780-900 годов, соответственно, где-то в этот периоддолжно было начаться и применение письменных систем.
Данный отрезок времени - действительно время до распространения кириллицы среди восточных славян. Однако с учетом того, что кириллица изобретена около 863 года, а ее первое использование в официальных договорах с византийцами отмечено в 907, здесь почти не остается зазора "торговля очень развита, а "высокая" письменность совершенно не известна". Точнее, такой зазор может быть обозначен в максимальных границах с 840-ых (когда уже вовсю шла торговля по большим путям) до 960-ых (когда кириллица окончательно завоевывает главенствующее место в записях, тесня греческий и иные виды известных записей среди купцов). Крещение 988 года только закрепляет роль кириллицы, главным образом благодаря тому, что на ней писали в создаваемых монастырях и подворьях, бывших источниками грамотности.
Вопрос о том, чем же пользовались для записей в эти 100-150 лет, я оставляю открытым, так как не имею никаких конкретных свидетельств о записях в той или иной системе письменности.
Основные версии для этого периода, которые были сформулированы на сей счет в ходе дискуссии:
1) Заимствование для передачи слов своего языка греческой письменности с юга, как это было с южными славянами, в Болгарском царстве.
2) Заимствование для передачи слов своего языка рунической письменности с севера (руны как таковые, насколько можно судить, были распространены практически лишь внутри германских народов).
3) Изобретение собственной письменной системы, по всей вероятности, рунического рода. На это намекает та письменность, которой, должно быть, владела изначально часть основных "агентов" торговли в момент возникновения торговых путей - германо-скандинавского происхождения.
Любая из этих версий, безусловно, должна быть подтверждена находками. Я могу отметить лишь, что использование только чужих письменных систем в период чуть больше века мне невероятным не представляется, так как развитие языков имеет не мгновенный характер.
В целом же появление собственной письменной системы, наилучшим образом приспособленной к передаче наречий восточных славян, действительно было делом времени при вовлечении племен в активнейший торговый оборот с Европой и Азией. Думаю, что где-то тут лежит консенсус. =)
Прошу прощенья за редактирование поста задним числом, дополнения вносились без изменения уже опубликованного.