Очередная рецензия
Добралась все таки до Головачева
___________________________________________
Василий Головачев "Схрон"
Мне в последнее время "везет" на романы с "русской тематикой". Наверное, надо просто прекратитьь читать русских авторов - что-то они друг друга дублируют. Но это так, просто отвлеченное высказывание.
В "Схроне" используются старо-русские названия и имена. И тут же - "американизация" языка (например, лонг-меч, что в переводе с английского - длинный меч).
Немного "корявый" язык у автора. Чувствуется, что в школе он не очень любит уроки русского языка и литературы. Часто в одном абзаце, в рядом стоящих предложениях повторяются одни и те же прилагательные, что не верно с точки зрения грамматики. Из-за этого читается "Схрон" не так гладко, как хотелось бы. Все время возникает желание изменить порядок слов в предложении, поставить другие глаголы и т.д.
Очень часто попадаются "несочетаемые сочетания", т. е. такое объединение слов, которое я никогда не встречала. Не буду говорить о правильности или неправильности грамматических единиц, смысловых единиц, потому что это может быть фантазией автора. Кстати, подобные вещи используются в стихотворениях поэтов, писавших не раньше Серебряного века.
Наивно смотрятся некоторые довольно смелые сравнения - люди, опасные, как "укус змеи".
Очень сильно раздражают повторения. Одно и то же пишется несколько раз с разрывом в 2-3 страницы. Пока одно из действующих лиц не расскажет всем знакомым поочередно устройство, например, Древа времени, повествование с места не сдвинется. А если сдвинется, то не на много - окажется, что еще кто-то не знает о Древе времени.
Очень много непонятных слов без объяснения их значений. Звучит это как "абра-кодабра" какая-то. Автор избрал легкий путь написания научно-фантастического романа. Хотя, с другой стороны, он избавил читателя от скучных, нудных лекций.
Но это мало помогло роману. Лекции были на другую тему - о сущности времени. И вот, буквально на каждой странице герои мучаются вопросом - что же такое время? И предлагаются (несколько раз) одни и те же три концепции. Кого герои не встретят - всех спрашивают, что такое время. Социологический опрос какой-то получается. Под конец уже хотелось буквально закричать: "Надоели! Замолчите и делайте свое дело!", тем более, что подобные размышления никому не пригодились. Несмотря на постоянные споры Древо времени стояло и работало. Единственное, к чему пришли герои, так это к такому выводу: в каждой "ветви" Дерева действует свое Время. Не люблю я бесполезные споры.
В "Схроне" присутствует некоторая сумбурность. Возможно, она порождена тем, что в романе не один главный герой, вокруг которого происходит все действо. Их там достаточно много, чтобы запутаться. Тем более, что нет разграничения жизни разных людей по главам. В одной главе пересекаются сразу несколько персонажей и у каждого - своя история.
Первые две части читать откровенно скучно. Если кто-то сумеет себя перебороть и дочитать до 3 части, то будет немного вознагражден за свои усилия. Здесь действие становится более динамичным, даже интересным. Люди с разных "ветвей" Древа времени начинают попадать в чужие "ветви", сталкиваются со своими двойниками. А тут еще оказывается, что все происходящее - игра и люди пытаются определить свою роль в ней. Роль находят - она оказывается довольно неожиданной и приятной.
В романе периодически встречаются привязки к нашей реальности. Это - праздник 8 Марта, роман Стругацкий "Пикник на обочине", имена российских политиков (например, Лебедь), название телекомпаний (ОРТ, РТР, НТВ) и др. Неплохо смотрится такой прием и просто чудесно он вписывается в общую картину романа.
Хотелось бы отметить еще одну особенность. Головачев смогл обойтись без устоявшейся уже терминологии, которая используется другими авторами этого жанра. Здесь вы не встретите таких слов, как "измерение", "бластер" и др. Все это заменено другими понятиями. С одной стороны - это хорошо, Головачев придумал что-то новенькое, а с другой - пока разберешься о чем идет речь, пройдет очень много времени.
И еще. Автор оказывается очень кровожаден - отрубает руки, ноги, головы, постоянно что-то взрывает. Наверное, надеялся, что по его роману напишут сценарий к фильму "а-ля Гладиатор".
"Схрон" изобилует новыми видами оружия, роботов. Некоторые довольно занятны (например, "кольцо-удавка"). Можно кое-что "взять на вооружение".
Оценка по десятибалльной шкале - 6 баллов.