Ричард Нунан
1) Мне казалось, что слова о помолвке уже были в каких-то текстах, но на скорую руку я этого в Сильме и Нар и Хин не нашел. Может, кто помнит? Или конкретно о помолвке раньше никогда не говорилось?
Было. В Серых Анналах. Параграф 267.
1) Кто как считает? Расторжение обручения (хоть это и было в принципе предусмотрено законами и обычаями) - это косвенное следствие проклятья Моргота (из-за вовлечения в историю Турина) или же это может быть проявлением самой природы такого понятия, как любовь, и никакой Вала над любовью не властен?
Я считаю, что второе. Слишком удобно все валить на Моргота. Он, конечно, причина многих несчастий, но здесь не виноват.
То есть существует определенная черта, за которой ничто не свёрнет фэа с пути истинного.
По этому поводу очень примечательно одно замечание Профессора. В тексте «О гномах и людях», когда он пишет о том, кто из феанорингов был женат, а кто – нет, он прямо указывает:
«Старший из сыновей Маэдрос, по-видимому не был женат, как и двое младших (близнецы, один из которых по злой случайности сгорел вместе с кораблями); Келегорм тоже, так как он планировал взять в жены Лучиэнь».
Вот так-то вот. Даже безбашенные феаноринги, которым сам Эру не указ, не могут преступить этот врожденный закон – эльф, состоящий в браке, влюбиться и желать кого-то в жены (мужья) не может в принципе. Из того, что Келегорм хотел жениться на Лутиэн выводится точным образом, что он не женат (хотя будь он женат и останься его жена в Валиноре – кто мог бы ему помешать жениться уже в Средиземье?) Но нет – жениться он бы не мог. И влюбиться, как я полагаю, тоже. Недаром же в «Лэйтиан» в Лутиэн влюбляется Куруфин, но как только Толкин приписывает ему сына – Келебримбора – и соответственно, жену в Валиноре, все, роль влюбленного в более поздних текстах получает Келегорм. Если бы Профессор допускал, что женатый эльф может влюбиться вторично, зачем бы он это сделал? Пусть бы влюблялся Куруфин и дальше. Но нет, роли меняются. Значит, не допускал.
rimma
Вообще-то, указывается, что сердце Финдуилас против ее собственной воли, отвратилось от Гвидора, т.е. она сопротивлялась чувству, но ничего сделать тут не могла. Ошибалась или нет? А если бы бы не помолвка? Если бы она была уже замужем? Смогла бы она успешно сопротивлятся появившемуся чувству?
Если я правильно понимаю, в брак эльфы вступали будучи уже безошибочно уверены в своих чувствах. Кроме того, механизм поиска партнера (и зарождения новой любви) после вступления в брак вообще притупляется или вовсе угасает. Это и у людей наблюдается, не то что у эльфов. Видимо, при вступлении в брак эта способность (любить кого-то ) кроме своего супруга у эльфов напрочь угасала и могла вновь появиться только в случае, если супруг оставался в Мандосе навсегда. Недаром же Финвэ влюбляется в Индис уже только после вступления в силу Статута, а не сразу после смерти Мириэли.
О Туоре в текстах Профессора вообще говорится крайне мало, кроме того что ему покровительствовал Ульмо, из чего сложить мнение об его характере практически невозможно.
Прочитайте «Падение Гондолина» из «Утраченных сказаний», а также «О пришествии Туора в Гондолин» из «Неоконченных преданий». Там побольше сказано о характере Туора, чем в Сильме.
Менин
Слов "против воли" нет. А где они есть?
В Нарн-и-Хин-Хурин в «Неоконченных Преданиях»