Предположим, что Тургон внимает воле Ульмо и сокрытый народ уходит из Гондолина на юг. Допустим сборы у них продолжаются от полугода до года максимум. Но путь туда займет много времени и столь многочисленному народу не пройти незамеченными по землям, которые в то время, после падения Нарготронда, будут кишеть орками и прочими тварями; да и Дракон, наверное, не все время спит (или он уже будет убит?). Еще до подхода к землям Нарготронда Эльфы будут замечены, но более-менее спокойно дойти до Устьев Сириона, я полагаю, они смогут. Гнев Моргота будет большим, но пару лет он не будет нападать. Рождения Эарендиля эти факты не как не отменят, так что славный мореход у нас есть …
С другой стороны, у нас есть Дориат, с правителем не менее гордым, чем Тургон, и от Сильмариля отказываться он не собирается. Рок Дориата безусловно наступит когда-то, и он может осуществиться уже после разорения Арвениэна. Узнав о бегстве Тургона и его народа на юг, Моргот может не пожелать освободить Хурина, либо последний сразу же двинется к Тургону. Есть еще одна возможная ситуация, при которой Хурин также отправится в разрушенный Нарготронд и Дориат, тогда последний по всей видимости будет разорен. Но: могут пройти многие годы, прежде чем Эльвинг с Сильмарилем доберется до юга – изгнанники Гондолина к тому времени могут быть перебиты или выбиты на Балар (хватит ли там места для всех и пожелают ли они туда отправиться?). И произойдет ситуация очень близкая к той, что описана в Сильмариллионе. И это лишь предположение, что Дориат падет вперед, нежели народ Тургона.
И вряд ли в этом случае сбудется пророчество Ульмо: «дольше остальных государств Эльдалиэ станет Гондолин противостоять Морготу», поскольку города и государства Гондолин уже не будет. То есть, как мне кажется, Проклятие достанет Тургона хоть где в Средиземье. Приведу одну цитату, проливающую свет на эту ситуацию (Неоконченные Сказания, «О Туоре и его приходе в Гондолин»):
Но знай, - рек он, - что в доспехах Судьбы (как зовут ее Дети Илуватара) всегда есть уязвимое место, и в стене Рока есть брешь - есть, и будет до исполнения всех начал, которое вы зовете Концом. Так будет, доколе есмь аз, тайный глас, спорящий с ней, свет, сияющий во тьме. И хотя кажется, что в эти черные дни я противлюсь воле моих собратий, Западных Владык, это было предназначено мне еще до сотворения мира. Но силен Рок, и тень Врага растет, я же умаляюсь, и ныне в Средиземье я стал всего лишь тайным шепотом. Воды, текущие на запад, иссыхают, и источники их отравлены, и сила моя уходит из этого края; ибо эльфы и люди не видят и не слышат меня, подавленные могуществом Мелькора. И ныне близится исполнение Проклятия Мандоса, и все творения Нолдор погибнут, и все надежды их обратятся во прах. Ныне осталась одна, последняя надежда, которой они не ждали и не ведали. И надежда эта таится в тебе; ибо ты избран мною. - Значит, Тургон не устоит перед Морготом, как надеются все Эльдар? - спросил Туор. - И что мне делать, государь, если я доберусь до Тургона? Воистину, мечтал я повторить дела моего отца и быть рядом с этим владыкой в час беды, но что могу сделать я, простой смертный, средь стольких доблестных воинов Высокого народа Запада?
- Если я решил послать тебя, Туор сын Хуора, знай, что твой единственный меч стоит того. Ибо в грядущих веках вечно будут эльфы помнить доблесть аданов, дивясь тому, как легко отдавали они жизнь, которой им было отпущено так мало. Но я посылаю тебя не одной твоей доблести ради, но затем, чтобы породить на свет надежду, тебе незримую, и светоч, что пронзит тьму.
Пока Ульмо говорил, свист ветра обратился в вой, и небо почернело; и плащ Владыки вод развевался на ветру, подобно туче.
- Теперь уходи, - молвил Ульмо, - дабы Море не поглотило тебя. Ибо Оссэ покорен воле Мандоса, а тот разгневан, ибо он - слуга Рока.
То есть, как видно из цитаты еще до отказа Тургона Ульмо говорит Туору о том, что осталась единственная надежда – Эарендиль и что государства и творения Нолдор падут. Зачем же тогда он посылает Туора и передает слова Тургону о том, что Гондолин следует оставить? А затем, чтобы случайно не погиб Эарендиль и его старания не обратились в ничто. Другого такого Эарендиля уже не найти, потому что не каждый, даже с Сильмарилем сможет преодолеть тени Великого Моря, и непременно это должен быть посланец от обоих народов, да и еще четко говорится об имени. Других претендентов я не знаю и не предполагаю.
Далее из цитаты можно сделать еще один вывод: Мандос действительно кровожаден и будет служить Року, даже если придется погубить последнего из Нолдор. Вообще этот персонаж олицетворяет собой всю строгость и непреклонность Закона: он и Эарендиля готов, несмотря на все его заслуги, предать смерти, и лишь вмешательство Манвэ, или самого Эру (как мне кажется в ситуации с Лутиэн) может его как-то заставить изменить решение. То есть, никакими заслугами Мандоса не уговорить. То есть получается замкнутый круг: Манвэ будет дожидаться Эарендиля, Мандос не допускать никого, пока Манвэ готов ждать. Намо – по сути бюрократ, все в строгости, никакой гибкости. И кстати, насчет кровожадности Валар – они готовы погубить последнюю надежду Нолдор, но им противится Ульмо, которому это было предначертано заранее. Знает ли об этом Манвэ? Скорее нет, чем да, и поэтому ему может казаться, что Ульмо противится его воле. Будут ли Манвэ и Намо разыгрывать весь этот спектакль? Нет, а значит их желанием было действительно погубить «все творения Нолдор и обратить в прах их надежды». Очень серьезно, но лучше считать это справедливым гневом за их проступки.
Манвэ ждет пришествия Эарендиля и будет ждать долго. А может ли случиться так, что Эарендиль не прибудет? Теоретически может, и тогда Музыка Айнур изменится – но сделать это могут только люди. Это, конечно же, только предположение, но оно не беспочвенно. В подтверждение процитирую отрывок из Айнулиндалэ (правда версия старая, еще из Лостов J):
«И Он (Илуватар) установил, что Людям должно иметь свободу, посредством которой (но в пределах, положенной стихиями, материей и превратностями Мира) они могли бы творить и направлять свою жизнь за пределы изначальной Музыки Айнур, которая для всего прочего в Мире есть неумолимый Рок».
Почему-то мне кажется, что эта идея как сама собой разумеющаяся перетекла в поздние версии. Дар свободы же остался и более поздних записях. Ведь и вправду, все великие события не обходились без вмешательства людей, и во многом благодаря людям не исполнялись замыслы Тени, или наоборот способствовали ей, как мы видим в истории Нуменора. Сомневаюсь, что кто-либо из Валар предполагал такой поворот событий, иначе к Эру бы не обращались.
И собственно, к теме. Эта цитата еще более подкрепляет идею о том, что Рок поразит последнего правителя из вождей Исхода – Проклятие безусловно было заложено в Музыке и поэтому оно Рок для любого Эльфа. Ульмо и потому-то, наверное, выбрал Туора для исполнения своих замыслов по противостоянию Проклятию, а не лишь по причине довольно символической – от имени двух народов просить прощения. Иначе по этой символической причине можно справедливо задать вопрос: а чем именно люди провинились перед Валар? Тем что помогали Изгнанникам? Они раскаялись и бежали от Тьмы и делали все возможное, чтобы ей не поддаться, а помощь Валар им должна быть само собой разумеющимся.
И между прочим Тургон не такой уж плохой дядька J. Потому что за свои ошибки он расплачивался деяниями (двумя или тремя), которые являлись ключевыми во всей истории: приютил Туора, отдал руку дочери, и в опасный момент фактически отвлек на себя внимание солдат Ангбанда и это позволило Туору и остальным бежать. Ведь за Тургоном скорее всего и была бы основная охота, когда его вооруженные силы были бы разгромлены. Конечно, лучше не совершать ошибки, но совершив одну, он заменял ее чем-то хорошим, может быть не всегда осознанно, но тем не менее.
Отдельно следует рассмотреть версию того, что Ульмо лично призывает Эарендиля отправиться в Валинор. Но ее следует рассмотреть при двух возможных вариантах:
1. Дориат цел. Сможет ли Тингол расстаться с Сильмарилем даже если его об этом попросит Ульмо? Мой ответ – нет, гордости ему не занимать и очарование камня должно уже его хватить. Это мое личное ИМХО.
2. Дориат пал и Эльвинг в Гаванях. Ульмо, я считаю, не станет так сильно толкать Судьбу и посылать Эарендиля в Валинор. Это будет его слишком большое воздействие, Дети должны сами раскаяться и испросить помощи. Ульмо лишь должен направлять, но не решать все за них (ассоциация с Гэндальфом и Фродо: маг не вправе был посылать Фродо с Кольцом к Ородруину, во-первых, этого могла не хотеть Судьба, и, во-вторых, должно быть проявление свободной воли Фродо)
Также не стал бы Ульмо своей силой открыто препятствовать ходу событий и ограждать Детей от зла Моргота. Это было бы открытым неповиновением воле Короля, а также он сам был сторонником предоставить Эльфов и Людей своей судьбе. «Направлять советами» - скорее таким был бы лозунг Ульмо и впоследствии должен быть у Истари. Видно Ульмо раньше остальных Валар понял, предвосхищая Истари, что не надо пытаться силой оберегать в каждом случае Детей.
И еще: Проклятие можно свести к минимуму, но полностью от него не отделаться вождям Исхода. В нашем случае возможно удалось бы Тургону сохранить больше духовной чистоты и быстро вернуться к жизни вновь как, например, это удалось Финроду и Глорфинделю, но он неизбежно потерял бы и народ, и жизнь, и город. Это не под силам изменить никому, кроме самих Валар или Эру. А они не стали бы этого делать до крайнего случая – гибели эльфийских государств и плавания Эарендиля. Что бы ни пытались сделать Эльфы, кроме одной спасительной надежды (под руководством Силы) им не победить, только лишь на духовном плане. Чего, к сожалению, не удалось Тургону …
Резюмируя все предыдущие размышления, сформирую две главных мысли:
1. Проклятия невозможно избежать, лишь возможно отчасти искупить и свести его к минимуму доблестными деяниями и духовным очищением. По крайней мере это справедливо к лордам Нолдор.
2. Действию Рока Нолдор подвержен и сам Ульмо, поэтому он не может полноценно использовать свои возможности, и многие из его замыслов терпят крах.