Теперь, когда напряжение спало, и ясно, чем разрешилась ситуация, можно и обсудить. Главный вопрос: итоги. Выводы. Что делать дальше? Что должно измениться в нас?
Видимо, никого не удивят сообщения о разворачивающейся "спецоперации" в Чечне. Это, конечно, проще всего. Быть может, это и надо делать. Но - как? Неужели сейчас ни один из руководителей наших сил в Чечне не признает, что ожесточение - взаимное, что ненависть - взаимная, что жестокость - взаимная. Разве никто из нас не слышал, как много людей оправдывают полковника, задушившего женщину собственными руками? Разве кровь там другая, не та, что кровь здесь? Российская армия за те годы, что она провела в Чечне, вполне могла себя показать. И она показала себя - теперь чеченцы готовы взрывать себя и убивать мирных жителей, только бы прекратить то, что происходит на их родине. Не будем прекращать? Плюнем в очередной раз на целый народ?
Честь и хвала нашим защитникам, профессионалам, проведшим эту операцию.
Однако наши защитники в Чечне - всегда ли достойны хвалы? Пока мы не признаем, что преступление по отношению к чеченцу - такое же преступление, как и то, что совершено к русскому, пока мы не потребуем от наших воинов благородства, а будем ждать только результатов "зачисток", - мы будем трястись от страха в своих городах.
Те, кто готов грызть глотку врагам, кто не считает возможным относиться ко всем (!) чеченцам как к людям, а не зверям, обрекают нас на появление тех, кто не увидит людей в нас.
Я думаю, я уверен, что именно на этом форуме найдутся люди, которые смогут убедительно и аргументировано усиливать в обществе ту точку зрения, ту жизненную позицию, в которой это общество так нуждается.
Вспомните: кончается Вторая Мировая война, уже почти месяц как капитулировала Германия. И в это время один англичанин пишет: "война не закончена, а если и закончена, то во многом проиграна". Если мы претендуем на понимание его произведений, мы сейчас также должны признать: эта схватка не закончена, и во многом проиграна.
Двадцатый век вышел на арену мировой историю с войной невиданного прежде размаха. Неудивительно, что умнейшие люди века девятнадцатого предчувствовали начинающееся мировое насилие. Тема насилия волновала Достоевского: "может ли быть построено счастливое будущее на слезах хоть одного ребенка?". Толстой убедительно доказывал, что злу нельзя противостоять насилием. Через десятки лет его идеи подхватит Махатма Ганди, сумевший на практике осуществить ненасильственную революцию. Но когда начинается война - кто из нас не согласится с необходимостью взять оружие в руки? Во времена Второй мировой Ганди оказался в оппозиции к собственной партии, его последователи и ученики не смогли смириться с идеалистической позицией учителя. Если вооруженному злу нельзя противопоставлять насилие - как же его победить?
Сейчас мы в России сталкиваемся с похожими крайностями: или ястреб, или голубь. Вот та альтернатива, которую выдвигает общественное мнение. Террористов надо было уничтожить. Или удовлетворить их требования. Из Чечни надо уйти. Или "зачистить" ее до блеска, до рези в глазах. Или - или. Сталкиваются две стороны, две позиции. На какую из них встать?
И здесь мне вспоминается единственный (известный мне) мыслитель, предложивший осмысленное и гармоничное сочетание насильственных и ненасильственных действий. Он убедительнейшим образом показал, как надо расставлять приоритеты в этих вопросах.
В битве - надо брать оружие в руки и проявлять доблесть, ту доблесть, что проявили наши бойцы группы "Альфа". Но вот - битва закончилась. Начинается совет. И на нем обнаруживается, что выигравший битву войну еще не выигрывает. Более того, методы, дозволенные в битве, для победы в войне непригодны. Наша доблесть может только дать нам время. Если за это время нам удастся уничтожить Кольцо Насилия - тогда эта доблесть не пропадет втуне.
Я знаю только один образ в мировой литературе, который так ясно применим к настоящему моменту. Это образ войска, идущего на смерть - ради двух слабых недоросликов, ползущих к Ородруину.
Давайте помнить, что все войска будут идти только на смерть, если мы никого не пошлем к Роковой Расселине. А если пошлем - тогда эти войска смогут победить. Давайте напоминать об этом тем, кто нам окружает.
Жаль, если никто из наших руководителей не читал или не понял Толкиена.
Но мы-то - читали. И поняли?