Зло сделал тот, кто взорвал, а не тот, кто делал реактор.
Откуда следует такое однозначное суждение?
Если создатель реактора не вступал в сговор с подрывником и не оставлял специально лазеек для каких-то своих целей - это достаточно очевидно.
Академик Сахаров тоже лично никого не убивал и никого не бомбил, но очень сильно переживал по поводу
результатов своей научной деятельности.
Академик Сахаров сам всё-таки создавал ядерную бомбу, а не только реакторы. Это во-первых. Во-вторых, среди прочих предложений Сахарова он иногда, говорят, предлагал использовать ядерное оружие в таком виде, что это могло бы оставить Землю без значительной части населения... так что совсем не плохо, что не Сахаров решал в конечном счёте, как будет применяться его творение.
И я его прекрасно понимаю и при этом не обвиняю.
И между тем, он тоже - виноват.
И опять работает принцип относительности. Смотря что мы считаем падением.
То, что названо падением в Сильмариллионе: бунт Мелькора.
Т.е., с точки зрения глобального плана, это не падение, а просто определенная роль.
Отрицание приведённых цитат.
Эру четко определяет, кто из ху: "нет музыки, исходящей не от меня".
Куда уж яснее то?
Итак: Есть разная музыка, исходящая от Эру. Каждый волен избирать себе свои инструменты или пытаться нарушить музыку. Нарушение музыки - не музыка. Дырка в штанах - не часть штанов!
Эру сам говорит, что именно Он - истинный источник всего.
Где это сказано?
А значит все остальное подвластно ему,
Не всё: свобода воли не подчиняется Эру.
Они выбирают не просто так, а потому что их предрасположения и таланты определены при их создании промыслом
Илуватара. Манвэ изначально вышел из дум Эру таким, и следуя своей природе предпочитает небо и ветер,
точно так же как и Мелькор, следуя своим врожденным качествам, выбирает свой нелегкий путь.
Найдите цитату, где утверждается вся та чушь, которую Вы тут наговорили.
Что касатеся неба и окена, то это действительно не зло, но они и не добро. Они нейтральны в этом смысле.
Неверно. Они добро, во-первых, и не содержат зла, во-вторых. Более того, материя Арды имеет свойство исцелять повреждения от Зла Мелькора сама по себе, пока новых повреждений не наносится, без вмешательства Валар. Всё это позволяет утверждать, что материя вовссе не нейтральна.
И все, что касается этой ипостаси Валаров, т.е. сил природы, врядли может быть подвергнуто моральной
оценке на предмет добра-зла. Все это - явления природы. А они нейтральны.
Это неверное утверждение. Оссэ, пытающийся противиться приходу эльфов в Валинор, создаёт по собственной воле "явления природы", но он вовсе не безличен и нейтрален!
Так я и не декларирую тотальную несвободу.
Декларируете: "Валар - инструменты".
Такое ограничение вовсе не делает его бездушным рабом
А по-Вашему, это делает его автоматически только инструментом!
И свои ограничения были у Валаров - это границы тех ролей, которые они были призваны исполнять.
Так. Ещё раз. Да, у Валар были ограничения. Да, Валар могут не всё. Но между тем, что они могут, они очень даже могут выбирать, чем заниматься - небом или землёй! А Вы утверждаете, что они не могут и этого!
Где же Вы усмотрели противоречие?
Эру ясно говорит: "нет музыки, исходящей не от меня,"
А где Он говорит: "Нет ничего мною не созданного"?
Ещё раз: Эру творит начало всякого Добра ("всякую музыку"), а также - все свободные души. Но не "всё"!
Но тем не менее, еще раз замечу, что в иудаизме встречается совсем другое отношение к этому вопросу.
Толкин - не иудей!
Вопрос ереси - штука сложная. Джордано Бруно тоже горел на костре, как еретик...
А он и был еретиком. Теория множественности вселенных и теория Вселенского Разума не имеет никакого отношения к науке. А даже если и имела бы, это всё не меняет католических догматов.
И все это проистекает из нашей ограниченности в попытках постигнуть Высшие Сущности. 
Так. Давайте, действительно, на минуту перестанем спорить, какие Высшие Сущности. Давайте сначала определимся, как определяют их а) Католики б) Толкин, как католик (Выше Вы признавали, что он не пошёл бы против учения) в) Толкин относительно Арды, где автор перекладывает своё представление об этом на разнообразные мифологические мотивы и "реалии".
Между тем, для а) у нас есть катехизис, ясно утверждающий невозможность всего того, что Вы тут наговорили (я потворяю, мы говорим о католическом мировоззрении, а не том, "как на самом деле"). Для б) многочисленные свидетельства того, что Толкин принимал позицию Церкви даже в том, что лично ему не нравилось. Для в) - разнообразные цитаты, которые Вам приводили, по поводу того, что первое Зло сотворил Мелькор.
Грубейшая ошибка не пытаться взглянуть на ситуацию целиком, а видеть лишь один ракурс проблемы.
Какая такая "ситуация целиком"?! Вы сами признали выше невозможность видеть ситуацию целиком, так не присваивайте особое право видеть ситуацию целиком лично себе!
Точно так же зависимо Добро.
Нет, не всегда. Во всяком случае, оно никоим образом не зависит от Зла.
Все в этом Мире зависимо
Свободная воля - нет, не зависима, иначе она не была бы свободной (по определению)
и Все в этом Мире - от Бога.
Это утверждение неверно и в католическом вероучении, и в Арде.
Сатана - такая же тварь Божья, как и все остальные представители Мироздания.
Это утверждение неверно и в католическом вероучении, и в Арде.
Но почему эти ангелы повели себя именно так? Быть может, это было предопределено их природой? Бог сотворил
ангелов, и создал их разными. Кто-то имел склонность к падению, кто-то нет.
Megagorlum, а давайте Вы будете вообще читать, что там написано. Написано: созданы благими. Написано: пали в результате свободного выбора. Созданы они были без зла!
Потому то некоторые пали, а другие нет.
Быть может это выглядит как-то так?
Нет, не выглядит: иначе у них не было свободной воли. А она у них была.
Каким образом? У ней вообще нет массы покоя.
Это не значит, что массы у неё нет вовсе.
"
Масса электронного нейтрино крайне мала. Верхняя экспериментальная оценка составляет всего 2 эВ (получена для антинейтрино). Верхние пределы для масс мюонного и тау-нейтрино на настоящий момент (2006 г.) оцениваются в 190 кэВ и 18,2 МэВ соответственно."
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B9%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BEНу так любые измерения можно назвать соотношениями между объектами.
Абсолютный заряд энергии в электронвольтах не может быть отрицательным.
Электрон имеет отрицательный заряд. Это определено соотношением его составляющих элементов.
Это не делает его массу или температуру потока электронов отрицательной.
Тогда нет смысла вводить понятие другой стороны - остается только одна сторона, и разделительная черта фактически
ничего дополнительно не разделяет - она совпадает с границей мира.
Именно: чем меньше добра, тем меньше общее разнообразие мира, и тем меньше возможность Зла.
Но уменьшение Зла
по его шкале никоим образом не уменьшает, а только увеличивает разнообразие, благость мира, и конца существования не означает!
Хотя и полагается, что наш мир должен кончиться, чтобы закончилось Зло. Но не потому, что Зла осталось мало, а потому, что Зла произойдёт очень много.
Например, если мы говорим о допустимой температуре для существования жизни (t ~173-473oK), мы
можем задать целевую функцию f(x)=|x|-323, и задать черту f(x)=0. После чего вполне можем утверждать, что жизнь
существует по одну сторону черты f(x)<0, и не существуют по другую.
Если мы рассматриваем белковую ворму жизни, то такая жизнь существует не по одну сторону от черты,
а в определенном диапазоне температур, т.е. имеем две черты, за которыми белковая жизнь не существует.
Megagorlum, ещё раз, прочитайте, то, что я написал, и какую функцию задал. Белковая жизнь существует по одну сторону не от черты x<K, а по одну сторону f(x)<0! А если Вы не поняли, что я написал, читайте учебник алгебры. Понятие модуля. Ещё раз.
Все, что выходит за пределы определенного диапазона температур означает разрушение для
белковой формы жизни. Для нее это - Зло. Но если предположить существование других форм жизни,
Если предположить. Но у нас нет таких форм жизни, и есть очень серьёзные основания полагать, что найдены они и не будут. И в Арде таких тел, гм... у людей и эльфов, например, нет. И Вы опять намеренно усложняете примеры.
"По представлениям классической физики, при абсолютном нуле энергия теплового движения молекул и атомов
вещества должна быть равна нулю, то есть хаотическое движение частиц прекращается, и они образуют
упорядоченную структуру, занимая чёткое положение в узлах кристаллической решётки."
Но такое возможно только при отсутствии всякой материи: а вообще не двигаться материя фактически не может.
Если мы не можем жить в заграничном состоянии, это не означает отсутствие заграницы! 
Это значит, что мы можем задавать однозначные границы для рассмотрения.
А вот если никто, ни один объект не существует за пределами какой-то границы, то вот только тогда можно
говорить об отсутствии заграничного состояния.
Да, расстояние, энергия, энтропия и др. физические параметры не могут быть отрицательными.
Из Ваших собственных слов, отрицающих цитаты из Сильмариллиона.
Мёнин, а именно???
Цитаты, утверждающие, что гномов не было в плане; что Мелькор пошёл против Эру, а Валар - нет; что Валар выбрали сами, что им делать; также Вы отрицаете цитаты из других произведений, где ясно сказано, что именно Мелькор, а не Эру создал Зло; и что Эру благ.
Ну а про неполную информацию в Сильме сказано однозначно:
" Ибо никому, кроме себя самого, не раскрывает Илуватар всех своих замыслов.
Спасибо, я в курсе.
Например, он не посвятил айнуров в свои планы относительно людей.
Но неполная информация (не ложная при том) не приводит к обману получившего информацию. А исходя из имеющейся информации Валар вполне логично заключили, что Эру благ, милостив и щедр, и не зол. Если из неполной информации следуют ложные выводы, значит, она не только неполная, но и ложная при этом. Всякая ложная информация неполна.
Как раз именно Все и Всех. Только кого-то и что-то он породил непосредственно, а что-то делал
с помощью своих созданий. Истоки всей музыки находятся в Эру, а не в ком-то еще.
Итак, ещё раз: С Вас цитата, что Эру создал всё.
Он создал лишь всякое Добро (всякую музыку), и всякую свободу воли. Но не выбор воли, иначе никакой свободы воли нет.
Но чтобы можно было активировать, должна быть предусмотрена сама возможноть такой активации.
Она предусмотрена свободой воли.
Я привел цитаты, в которых говорится, что Эру создал Все. А Все - это и айнуры, и люди, и все, что есть
в Мире Сущем, включая Добро и Зло.
"нет музыки, исходящей не от меня" (C) Эру.
И где же в этой цитате слово "всё"? Это Вы его тут придумали?
Но если предположить, что Мелькор созлал Зло, как вещь уникальную, никак от Эру не зависимую,
то по своему статусу он уравнивается к Эру - он становится таким же демиургом. Но это не так.
Так зависимой Зло остаётся: "Холестерин Колец" никому не интересен в отрыве от оригинала. А Добро зависимо от Зла быть не может, потому что создано до создания Зла!
Аналогия не получается, в том смысле что, "Холестерин Колец" никак не взаимодействует с "Властелином Колец".
Он не включается в Мир Толкина.
Оно очень даже включается в пространство "вокруг Толкина".
Мелькор же является неотъемлимой частью Мироздания Эру и активно с ним взаимодействует.
Не является. В конце его выбросили за Грань Мира, а к моменту Исцелённой Арды и вовсе выкинут всё, что он наворотил.
По тексту. Это, блин, сказано у Толкина!
Трубач играет на трубе.
Кто же создает музыку - трубач или труба? Повинна ли труба в фальшивых нотах?
Трубач, конечно. То есть, Мелькор: Эру - не трубач, Он - Дирижёр.
Или, вернее, создавал БЫ: фальшивые ноты - не музыка.
Ну если дырка для нас - это зло, то аналогия годится. 
И если кто-то воюет с чем-то, называя это злом, то зло таки есть.
Ну так что, может быть дырка без штанов? Нет.
А могут быть штаны без дырок? Да, могут.
То есть, поскольку Вы признали аналогию, Добро без Зла быть может, а Зло без Добра - нет. Ч.т.д.
"
Мелькор, первоначально могущественнейший из валар, восстал против своих собратьев и
самого Эру и сделался Духом изначального Зла."
Непосредственным вопрлотителем Зла можно считать Мелькора. Но кто его создал таким? Эру.
В цитате прямо сказано, что он сам создал Зло, и что сам сделался создателем Зла.
Погибшие сорее всего попали в Рай, как мученники.
Ага, значит, я могу встать после богослужения и зарезать всех исповеданных (вроде бы то есть очищенных от греха) верующих, и они все попадут автоматически в Рай, и это будет хорошо, да?

Ни-хре-на. Не будет. Потому что насчёт "скорее всего попали в Рай, как мученики" уверенным быть никогда заранее нельзя.
Приведённая цитата - почти вся информация о "посмертии" (то есть существовании после уничтожения Арды
Искажённой) эльфов. В Сильмариллионе сказано, что "о судьбе эльфов точно никому неизвестно, и Мелькор не
разведал этого".
Но какие-то мысли есть по этому поводу?[/quote]
В приведённой цитате! В которой сказано, что Исцелённая Арда не будет слишком сильно отличаться по познаваемой физическрй природе от Искажённой. В которой сказано, что там будет радость (а Вы пишете, что там не будет добра!)
И я не настаиваю на беспорности своей версии.
Не, ну Вы посмотрите на этого хуцпана. Именно настаиваете!
Я лишь предположил, что Толкин мог не иметь четкого представления о том, что это такое -
Арда Исцеленная по своей структуре. Он обозначил ее, как некий финал развития Мира Сущего, и все.
Но что это будет конкретно и как это будет выглядеть, он в Сильме не описал. Есть где-то
в других источниках информация по конкретике данного вопроса?
Есть. Приведённые цитаты. Которые никоим образом не указывают на даже малейшую возможность сохранения в Арде Исцелённой Злла, равно как и на хотя бы малейшую возможность исчезновения Добру.
Т.е. Вы согласны, что отсутствие различий - это не обязательно Зло? 
Если нет добра, какое Зло?
От чего же? Большой тираж хорошей книги сделает ее доступной многим людям.
И у каждого на руках будет одинаковый экземпляр, без каких-либо различий в тексте.
Где же тут зло?
Не в большом тираже.
А в том, что мы сожгли все остальные книги, вот в чём!
Или эльфы были вегетарианцами? А костров эльфы не разводили?
В этот момент мир падшим уже был. Это
очевидно.
Кроме того, обычные деревья и неразумные животные в объекты, благо которых безусловно, не попадают: у них-то точно нет свободы воли.
С Вас общее определение зла и добра.
А с Вас пиво и чипсы? 
Тогда, поскольку я уже Вам привёл определения, тогда, если Вы мне не сумеете определить свои, с Вас уже числится 50 гр. коллекционного чая. Давайте так договоримся?
В спорах рождается Истина, а она - Добро. 
смотрим в словарь:
Спор - фаза дискуссии, характеризующаяся непримиримостью позиций сторон, главенством софистической направленности и переходом на эмоциональный уровень обсуждения в ущерб логическому.
В этом случае рождение истины - как частной правды, так и Истины - исключено.
Относительно чего угодно. Все зависит от критериев оценки.
А если нечто верно вне зависимости от точки оценки? Будем всё же полагать, что у нас приняты аксиомы о принципиальной познаваемости мира и некоторые другие утверждения о верности формальной логики.
Эльвеллон,
Бог/Эру (что для Толкина одно и то же) попускает зло.
Не собираясь в принципе спорить по этому пункту, всё же прошу помнить, что некоторые аспекты всё же различаются - Валар - не то же самое, что ангелы. И Мелькор - не совсем то же, что Сатана.