Об отношениях Саурона и Моргота могу посоветовать обратиться хотя бы к разделу "
Преображённые мифы"
Там говорится, что, хотя Саурон и был слугой Моргота, у него были немного иные цели и стремления. Более того, иногда Саурон даже задумывался как бы о благе Средиземья, искренне считая, что порядок, который он наводит, полезен, а Моргот стремился к всеобщему уничтожению.
И да, Саурон при этом совершенно не желал бы делиться властью.
Саурон так и не достиг этой ступени нигилистского безумия. Он никогда не нацеливался на уничтожение Мира. В Сауроне еще были остатки добрых намерений, с которых он начинал: его достоинство (и причина падения) в том, что он любил порядок и согласование, и не терпел путаницы и бесполезных ссор (изначально Саурона привлекли в Мелкоре именно воля и мощь, подходящие, как казалось Саурону, для быстрого и властного исполнения его собственных замыслов). На самом деле, Саурон был очень похож на Сарумана и потому быстро понял его и мог узнать, что тот станет думать и делать, даже без помощи Палантиров и шпионов; Гэндальф же был для него загадкой. Но, как и у других умов такого рода, Сауронова любовь (а позднее - простое понимание) к другим индивидуальностям была слабее. И хотя (из стремления к добру, или из рациональных мотивов) все эти планы, приказы и организации были направлены на добро для обитателей Арды (пусть даже включающее в себя право Саурона быть их верховным Властелином), "замыслы" его одинокого разума стали единственной целью его воли, "вещью в себе"
Примечание: Но способность Саурона соблазнять души и даже ставить их себе на службу, была остатком того, что его первоначальное желание "править" действительно предусматривало хорошее благосостояние (особенно материальное) его "подданных".
У Моргота не было "замыслов" кроме разрушения и обращения в Ничто Мира, лишь частью которого он владел.
- "Размышления о мотивах Сильмариллиона", в "Преображённых мифах".
Толкин говорит, что Саурон предал в конечном счёте и Моргота:
Саурон желал быть Богом и Королем; таковым его и признавали его прислужники
(Через тройное предательство:
1. Поскольку в своем поклонении Силе он стал приверженцем Моргота и пал вместе с ним до самых глубин зла, став его главным «доверенным лицом» в Средиземье.
2. Когда Валар одержали победу над Морготом, он в конце концов от рекся от служения ему, но только из страха; он не явился к Валар и не молил о прощении, но остался в Средиземье.
3. Когда он обнаружил, как сильно восхищаются его знаниями всепро-чие разумные существа и как легко на них влиять, гордыня его возросла беспредельно. К концу Второй эпохи он занял положение Морготова представителя. К концу Третьей эпохи (хотя и будучи значительно слабее, нежели прежде) он притязал на то, что он — возвратившийся Моргот.);
если бы он одержал победу, он бы потребовал божественных почестей от всех разумных существ и абсолютной временной власти над целым миром.
-
Письмо 183.
И наконец, Саурон совершенно не мог лично что-либо противопоставить валар; будучи совсем не слабым сам по себе, он тем не менее ничего не мог или не стал делать против одного только Эонвэ (в отличие от феанорингов - те кое-как, подло и с трудом, но всё же выкрали Сильмарили). И если он не смог ничего сделать тогда - что он мог сделать позже?
Во Вторую Эпоху между ним и Валинором находился Нуменор, который от начала и до Низвержения был сильнее всех возможных сил Саурона
даже с Кольцом, а в Третью и сам Валинор оказался за гранью мира - никто не мог бы туда попасть против желания Валар.