Не знаю, насколько крупным может считаться метрополитен в 64 станции, но кое-какие соображения есть. =)
Естественно, я лишен возможности комментировать истории с московским метро, удобство кольцевых/радиальных. Прочее же... сейчас поглядим.
- где можно найти в метро пробку? и надолго ли это?
Вероятнее всего найти "пробку" при входе в метро. Утренний штурм или вечерний час пик на центральных станциях, где во избежание давки уже _внутри_ из 4-6 створок больших входных дверей открывают 1. Или 2. Во время оно на "Пионерской" можно было проколыхаться в толпе, поднимающейся от трамвайных путей к лестницам стилобата, по ним, по самому стилобату, меж решеток в двери, внутри вестибюля, около часа. Даже не потому, что не хочешь лезть ломать кости в самую гущу, а потому, что просто не пробиться. Сейчас куда легче. =) Но полчаса поймать можно.
Кроме того, утром может быть весьма реальный шанс не сесть на первый попавшийся поезд. Или даже на второй и третий. На, ммм, популярном направлении иногда либо набито невозможно, либо не хочется так сильно давиться. Во-первых, просто некомфортно ехать, во-вторых - в зажатой толпе могут легко чистить карманы.
Наконец, поезда могут стоять в туннелях. Происходит в часы особенно оживленного движения; видимо, связано с тем, что если где-то один поезд задержался на полминуты-минуту, остальные выдерживают паузы, чтобы избежать столкновений. Иногда паузы растягиваются до 4-5 минут (при перестраховках "люфт" растет). Возможно, это также может быть связано с рабочими метро, которые иногда что-то делают прямо на путях, а иногда даже подсаживаются в тормознувший поезд. Трижды видел. =)
Ну и сюда же менее приятный момент, занимающий от 10 минут до получаса, обычно минут 15. Самоубивцы очень здорово тормозят движение, около часа пик и впрямь на центральных может получиться коллапс.
- как найти место в толпе, чтобы попасть в вагон, а не быть вынесенным по касательной обратно на платформу?
Ну, байку про место, в котором окажутся двери прибывшего поезда, все знают. =) Если кто-то не знает, рассказываю: на краю платформы совершенно отчетливо видны, если она не очень уж свежая, светлые и темные пятна. Ну вот узкие куски - это как раз там, где двери. Обычно бывают светлыми, но случается и наоборот, что интересно. =)
Соответственно, встав с одной из сторон такого пятна и широко расставив ступни, вы получаете хорошую стартовую позицию для взятия штурмом дверей. Лично я всегда встаю за "линией безопасности" и с весом на "задней" ноге, ибо слегка параноик. =) При этом, однако, моих скромных габаритов хватает, чтобы на оставшееся пространство особенно никто не просачивался... за исключением особенных уж энтузиастов.
Из этой позиции - первый-второй у дверей - быть вынесенным на платформу гражданами из прибывшего поезда сложно. Потому что есть простой, но интересный факт: поток _в_ поезд всегда гораздо сильнее, чем _из_ него; да и первый-второй всегда подперт менее удачливыми гражданами сзади и сбоку.
В последнее время стала довольно заметной привычка граждан всех возрастов влезть в поезд прежде, чем из него все выйдут. Терпеть того не могу и всем энтузиастам этого дела ставлю спину, чтобы не возникали. Все беды и коллапсы на транспорте в значительной части от таких вот индивидов, которым надо куда-то пролезть поперек, сэкономив полсекунды...
Оказавшись в поезде, пытайтесь пробиться к противоположным дверям, то бишь к "правой", не открывающейся стороне. Там довольно тихо, считая от поручней, если есть возможность "привалиться" к косяку, то и вовсе хорошо. Если это не получается, лучше уйти в пространство между рядами сидений - там всегда неудобно стоять, но зато в среднем чуть менее плотно; правда, этого желательно не делать, если скоро выходить, а до нужной остановки "большой разгрузки" на пересадках не будет... Ну или если у вас достаточно крепкие локти, чтобы быть уверенным в том, что по касательной снести не должны, можно встать прямо за входной дверью в маленьком пространстве до сидений, боком ко входу (за косяком), спиной к ряду сидений. А ля атлант. =)
Примечание: с "горизонтальным лифтом" все попроще, там лучшее место при входе сразу сбоку в нише или четко за ее углом. Но там и проблема только в существующей плотности внутри вагона.
- держать сумку/рюкзак над головой или в ногах
Над головой лучше ничего не держать, разве что это что-то очень хрупкое и легкое. И руки устают, и в такой позиции можно оказаться помятым прилично.
В ситуации "мелкой ручной клади" абсолютно первичными являются руки, а не сама кладь. Держать их следует перед собой и немного "по бокам", согнутыми в локтях и прижатыми - смотря от плотности толпы. Это гарантирует три вещи: примо, зацепив или случайно нажав на вашу руку, вам ее не вывернут и не сломают (а такое бывало); секундо, куда меньше шансов, что вам здорово помнут ребра или дадут под дых (нечаянно) - защищены живот и грудная клетка; тертио, если уж ваша вещь зацеплена или заклинена толпой и куда-то уже волочется, вы ее всегда сможете выдрать _двумя_ руками и на усилие бицепсов, а не слабым подергиванием кисти вытянутой руки... Ну и по морде из такого положения бить куда удобнее, если будет надобность. =) *шучу, в метро инцидентов такого рода со мной не случалось*
В ситуации "крупной ручной клади" существенны не столько руки (руки существенны сами по себе, но здесь они участия в процессе практически не принимают), сколько расположение этой клади. Со всем кроме рюкзака лучше, опять-таки, к "задним" дверям. Если же необходимость удерживать такую кладь застала вас где-то посреди вагона, попробуйте определить сумку в максимально тихое место (поближе к сиденьям), а самому встать четко за и даже немного "над" сумкой. Таким образом, сочувствующие вам пассажиры будут иметь возможность предложить разместить багаж у своих коленок, а несочувствующие будут иметь минимум возможностей для того, чтобы по багажу пройтись.
Сравнительно низкие варианты вроде спортивной сумки или системного блока (принтера, большого набитого пакета, эт сетера) можно, в конце концов, просто обступить ногами в любом месте вагона кроме входных дверей. Сохранность будет выше.
Большие и тяжелые рюкзаки снимать и уж совсем - надевать - в толпе совершенно неудобно. Поэтому тут мое хамское предложение состоит в том, чтобы рюкзак не снимать, попробовать добрести с ним до угла и привалиться к углу (у "задних" дверей) спиной. В этом виде и вам никто не мешает, да и вы никому практически не мешаете.
Примечание: в некоторых моделях новых вагонов вместо "лавочек по 3 места" в начале и хвосте вагона просто пространство для того, чтобы можно было стоять. Исключительно полезная идея, по-моему; во всяком случае, вместо несчастных 6 и еще где-то в другом конце 6 сидячих видений на вагон получается обширное пространство, в котором и крупногабаритные вещи возить можно.
Интерлюдия 1Сюда же могу накидать более или менее полезных советов по поведению в толпе. В том числе вагонной.
Про руки уже выше писал; однако есть еще и ноги. Ставить твердо, недалеко друг от друга, стопу не приподнимать. В вагоне, то есть в статике, можно поставить пошире для устойчивости.
Когда толпа "несет" (а она может даже оторвать вас от земли, даже при большом количестве погонных сантиметров), это уже нехорошо. В толчее, когда толпа напирает, следует категорически избегать каких-либо выступающих предметов, углов, даже поручней, потому что о них, прижав, могут просто поубить. Желательно не оказываться там, где плотная толпа движется быстро, лучше где-нибудь в "разрежении" ближе к стенке. Если подходите к какому-то узкому входу, куда льется толпа со всех сторон, лучше, чтоб из вашей фигуры не торчало ни неприжатых рук, ни ног в длинном шаге, ни вещей, за которые можно зацепить. Потому что если часть вас окажется за дверью, а остальному войти хотя бы на секунду-другую не дадут, часть пойдет на излом, если толпа просто не разотрет вас о косяк.
В принципе с толпой бороться бесполезно, если она действительно плотная; но если есть шанс как-то тормознуть поставленной спиной ее раскачивания, чтоб не сбили с ног, лучше тормозить. Потому что "качающаяся толпа" - это самое гнусное в своей опасности явление, которое я когда-либо видел в местах массовых скоплений народу.
Абсолютно необходимо тормозить спиной толпу, когда на вас напирают сзади, толкая на впереди идущих/стоящих - иначе могут смять и уронить. Желательно и слегка тормозить толпу, которая пытается ворваться в вагон в час пик на станциях пересадки. Точнее, не толпу, а импульс. =) Если встать в глубине боком ко входу, упереться правой рукой в поручень (от локтя до кисти горизонтально), а ногами - в землю, то толпе будет проще меня обойти или раствориться, чем пробовать смять. Эффект волнореза. Если уж так случилось, что вы очутились в середине вагона и ожидаете, что сейчас входящий поток будет вас вминать не пойми куда, уменьшите свою "парусность": "заднюю" ногу упереть в пол, "переднюю" слегка согнуть в колее, при этом развернуться примерно в 3/4. Не факт, что это сильно поможет, но при стойке на двух прямых ногах физиономией четко ко входу вас сможет снести - вольно или невольно - почти любой. "Парусность", да.
Сюда же: если сейчас куча народу собирается выходить и точно вас вынесет из вагона, лучше выйти самому и быстро втиснуться спиной в ряды стоящих снаружи. Таким образом, назад будет зайти гораздо проще. Если вы в устойчивых позициях - сбоку от дверей или просто в глубине поезда, лучше не выходить.
- кого остерегаться
Неадекватных (пьяных); похожих на неадекватных; снабженных габаритным или остроконечным грузом (частный случай - старушки с несколькопудовыми "тележками-убийцами"); на всякий случай - перевозящих собак; стесненного положения, где почти невозможно проверить карманы руками (ну, все сколь-нибудь ценное в любом случае надо класть в нагрудный карман, понятно), - карманники встречаются. Можно еще опасаться бомжей и цыганских граждан, промышляющих попрошайничеством, потому что не известно, что там может быть за зараза, а также не садиться в первые 4 вагона _московского_ метро, но это больше глюкомань, чем что-то существенное...
- кому можно наступить на ногу и не получить по морде?
Всем, за исключением разве откровенных неадекватов. Ругаться могут, а так лучше и на ноги не наступать. =)
- разрешается ли смотреть на лица окружающих и при этом улыбаться ?
У меня вообще нет привычки смотреть прямо в лицо (в глаза) людям. Ходят слухи, что у меня тяжелый взгляд; во всяком случае, если буду в кого-то вглядываться, замечают обычно в течение 4-5 секунд ("функция автоматического распознавания взглядов" у человеков таки есть и работает часто даже в периферийном зрении... =) ). Известно, что многими прямой взгляд распознается как акт агрессии; мне же просто кажется, что это до некоторой степени вторжение в личное пространство - прямой взгляд в лицо. Во всяком случае, привлечение внимания.
Во всяком случае, я бы "пялиться" не стал; а если мне нужно что-то рассмотреть, я могу это сделать, как правило, в отражении на стеклах вагона. Это уже не ловится. =)
- что делать, когда впереди стоящий "не выходит на следующей"?
Спросить "вы не выходите?"; получив отрицательный ответ, реализовать один из 2 вариантов - осторожненько поменяться с ним местами либо пододвинуться поближе, намекнув, что выпускать как-то все равно придется. Если вы не слишком далеко от входа-выхода и если выходит большое количество народу, возможно, индивида можно будет просто обойти по пустому пространству. Но в общем случае - вариант №1.
- можно ли вернуться обратно, если по ошибке уехала не на том эскалаторе, а выбираться наружу еще страшно?
С некоторым трудом понимаю, что такое "не тот эскалатор" и в чем "страх". =)
Эскалаторы вверх и вниз перепутать достаточно сложно, мне кажется; переходы между станциями оборудованы эскалаторами в 2 стороны либо указателями на местоположение перехода, ведущего в обратном направлении.
В этом случае вернуться можно.
В случае, если спросонья просто вылез не на той станции (уже едешь по эскалатору вверх), придется заплатить еще раз. Нет, я видел, как молодые люди перескакивают на эскалатор, едущий в противоположном направлении, но я как-то не склонен поощрять подобные фигли-мигли...
Интерлюдия 2Советы умеренной полезности:
1) Всегда иметь с собой один жетон (1 поездку или как там - в Москве вроде жетонов нет) - исключительно экономит время при толпе у касс.
2) Помнить про часы пик и пассажиронапряженные станции (информацию брать у аборигенов). На самых обычных станциях бывает по 20-30 минут утром и вечером просто не войти иначе как через очень медленно переминающуюся толпу. То есть либо раньше, либо позже надо объявляться.
3) Аборигены же могут поведать, у каких дверей и вагонов расположены выходы в город и переходы на другие станции. Может сэкономить от 3 до 7 минут на эпизод, особенно с учетом следующего пункта...
4) Эскалаторы в городе Петербурге, как правило, везут вас наверх (вниз) примерно за 3 минуты, на станциях "помельче" за 2 с хвостом. Спуститься вниз при желании можно за 40-45 секунд, если вы двигаетесь по ступенькам хотя бы с моей скоростью; при подъеме наверх в темпе "2 ступеньки в секунду" можно сэкономить около минуты. Естественно, если дело происходит в час пик, то путь наверх на очень многих станциях будет заблокирован телами стоящих; если же на пути оказались медленные граждане, плюньте и не бегайте: те 20 секунд, которые вы в лучшем случае выгадаете, никого особенно не спасут. Чисто математически двигаться медленно абсолютно невыгодно с точки зрения параметра выигрыш/усилия.
5) Если вы оказались у двери в головном вагоне, можете повернуться в 3/4 к двери и поставить к месту смыкания створов колено. Двери открываются не сразу - и к тому времени, как они откроются целиком и масса начнет движение, вы уже можете сделать где-то 3 широких шага по платформе. Это может помочь выиграть чистый эскалатор вместо запруженного и заблокированного, что составляет разницу из предыдущего пункта + время, которое тратится на преодоление толчеи у входа на эскалатор. Немного, но иногда при спешке нужно.
6) В переходах и на платформах желательно передвигаться быстрым, скользящим шагом. Это позволяет пробрасывать себя мимо медленно ползущих граждан и куда быстрее пересекать пространства. В последнее время граждане непуганые и не спешат разминуться, видя быстро идущего навстречу, но маневрировать все же можно. =) В переходах "дырки" в цепях куда-то ползущих граждан чаще бывают вдоль стен; главное при "обгоне" - просунуть плечо, дальше уже не затрут.
7) Известная идентификационная байка была некогда изложена
Мёнином как представителем внешней цивилизации; я только скажу, что длительность поездки в метро Петербурга и впрямь можно прекрасно посчитать как "количество перегонов*3 минуты".
Есть два перегона, которые можно считать как "2 по 3": это перегон между "Елизаровской" и "Площадью Александра Невского" - там просто 4 километра - и перегон между "Спортивной" и "Садовой" - там посредине будут (собираются) делать еще одну станцию.
Есть и короткие перегоны - например, от "Пушкинской" до "Технологического института" (800 м), чуть подлиннее - от "Достоевской" до "Лиговского проспекта" и от "Лиговского проспекта" до "Площади Александра Невского", еще чуть длиннее - от "Пушкинской" до "Владимирской", от "Владимирской" до "Площади Восстания" и от "Садовой" до "Звенигородской". Совсем чуть-чуть короче обычных перегоны между "Невским проспектом" и "Сенной площадью", а также между "Сенной площадью" и "Технологическим институтом".
Можно легко понять, что это все станции в центре, между пересадочными узлами (кроме "Лиговского"); надеяться на то, что они сократят ваше путешествие, не стоит. Совокупный эффект при проезде 10-15 перегонов составит экономию от обычной "троичной суммы" не более 3 минут днем и не более 5 минут вечером, когда интервалы побольше, пути более пустые и машинисты иногда гоняют побыстрее. Связано это и с тем, что на станциях пересадок поезда стоят все же чуть подольше.
Еще сюжеты из местной жизни...
С севера красной (1) ветки на восток желтой (4) ветки выгоднее по времени ехать через 2 пересадки. Если без заторов, то +3 минуты. И обратно то же самое.
С севера красной (1) ветки на север синей (2) выгоднее тоже ехать через 2 пересадки. Ну, там понятно: 1 перегон и лишняя пересадка вместо 4 перегонов. +5 минут гарантированных. И обратно то же самое.
Если вы находитесь более чем в 3 перегонах от станции пересадки и добираться вам в место по ту же сторону от центра и также далее чем в 3 перегонах, очень существенна вероятность, что вам нужно не в метро. Исключение: пробки - час пик или просто обострение.
Некоторые станции имеют по 2 выхода с одной платформы. Соответственно, лучше перво-наперво уточнить, куда именно вам нужно попасть. =) Разница между входами где-то в пределах 200-250 метров обычно, но вот на Московской - 500. Если вы куда-то спешите, это разница.
9)Коли вас не мучает совесть, руки-ноги работают, а денег внезапно не хватает либо не хватает времени на приобретение средств оплаты проезда, можете потренировать "опорный прыжок" на 2 руки. =)
Формально сделав турникеты более высокими, граждане метрооборудователи сделали для меня их в этом отношении только удобнее. Там метр 30 - метр 40 высоты получается за счет треугольных призм, но мне-то это не мешает. Прыгать быстро, ноги поджимать.
Правда, как и "длинный шаг сквозь турникет", я этот метод использовал считанные разы, по необходимости.
10) Будьте бдительны! Некогда в часы пик работала "примочка", о которой мне рассказала
Сарэ: поскольку в утренний час пик на Пионерскую едва войти можно было, не то что куда-то влезть человеку без особых габаритов, использовался хитрокитайский метод. Человек садился на поезд в противоположном направлении, проезжал 3 остановки, проезжал через депо и 3 остановки обратно. При этом он мог и сесть, и вообще попадал в вагон на достаточно вольготных условиях.
Нынче - не знаю, может, для "пикового" времени получается исключение - в связи с террористическими и прочими угрозами вагоны шерстят на последних станциях.
А теперь нюанс: на некоторых конечных - а именно на станциях "Девяткино" и "Купчино" - платформы располагаются по 2 стороны от путей. То есть когда вас выведут из поезда, вы обратно уже не уедете, не прикупив билета, если ошиблись или решили там с кем-то мимоходом встретиться или еще что...
Я не помню, может, я еще что-то хотел сказать. Есть ли вопросы? =)