Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Размышления о развитии  (Прочитано 4695 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tirendyl

  • Постоялец
  • ***
  • Пол: Женский
  • Там, где вода...
    • Просмотр профиля
Вообще-то я видела тему о прогрессе, в которую могла бы и записать свои размышления, не будь эта тема закрыта:)

Я разделила бы развитие на три типа (так как всё дальнейшее – мое мнение, я считаю излишним записывать «по моему мнению» после каждой следующей фразы; это вовсе не значит, что я считаю всё, что изложу ниже, некой доказанной истиной).


Первый – псевдопрогресс, или «орочье развитие» (вспоминая об успехах орков в изготовлении взрывчатки, ядов, орудий пыток). Создание и внедрение нового, которое приносит вред или по крайней мере не приносит блага и фактически служит пороку, да простятся мне громкие слова. Псевдопрогресс - это не только изобретение и совершенствование средств, предназначенных для того, чтобы убить как можно больше людей или как можно более жестокими способами, разрушить, причинить мучения, способов кражи и обмана... Но и изобретения, направленные на увеличение прибыли и производительности любой ценой, невзирая на последствия для людей окружающей среды и т.п.; на формирование зависимостей (наркотики) и псевдопотребностей (того, что на самом деле практически не нужно, но потребителей ради всё тех же прибылей убеждают, что они не могут без этого обойтись); замена механизмами лёгкого, в том числе, домашнего труда, без улучшения или с ухудшением результатов – то есть потворство лени (нам самим может нравиться поменьше двигаться и только на кнопки нажимать, но это только ухудшает здоровье и увеличивает изнеженность); технологии (в области образования, средств информации и т.д.), позволяющие подчинить людей, оказать на них влияние; способы удовлетворения извращённых, нездоровых, чрезмерных желаний в любой области; бездарные работы, которые авторы стремятся распространять и внедрять только ради того, чтобы стать известными… В общем, псевдопрогресс многолик и разнообразен.


Сделаю два замечания. Первое. Создание или совершенствование оружия, по-моему, не обязательно является псевдопрогрессом. Трудно сказать, какого результата, кроме убийства большего числа людей в кратчайшие сроки позволяет добиться оружие, стреляющее большими очередями – по сравнению с одиночными выстрелами; но изобретение травматического оружия ставило целью как раз защиту без убийства. Другой пример, уже из прошлого - булатный меч по сравнению с обычным стальным лучшее оружие, но не в том смысле «более массового» или «более  жестокого», более надёжен, долговечен, не подведёт в бою, в том числе при защите; но кинжал, который можно скрыть в волосах, специально придуман для тайного, вероломного убийства. Второе. Я не считаю псевдопрогрессом любое изобретение, которое причиняет значительный ущерб здоровью, окружающей среде и т.п., так как зачастую при его создании цели ставились благие, а о вредных последствиях никто не догадывался или считали их небольшими.  Скажем, одной из целей изобретения пластиковой упаковки было стремление сэкономить бумагу и тем самым сохранить лес от вырубки. Но когда стало видно, что внедрение этой упаковки не позволяет сберечь природу, а как раз наоборот, а масштабы её производства продолжали возрастать – нормальное развитие уже перешло в «орочье».


Второй – истинный прогресс. Создание нового, которое приносит материальное благо. Истинный прогресс обыкновенно направлен против разного рода зла, страдания, бедствий, неустройства, и  именно они являются основной его движущей силой. Медицина развивается потому, что существуют болезни; механизмы появились ради облегчения чрезмерного, тяжкого физического труда;  немало изобретений и усовершенствований вызвано к жизни необходимостью защиты от нападений, стихийных бедствий, скажем, пожаров… Чем совершеннее общество и притом лучше мир, в котором оно живёт, тем меньше необходимости в прогрессе. Если основным направлением развития общества является именно прогресс (при невысоком уровне духовного развития), это несёт в себе следующую опасность. По мере продвижения прогресса жизнь становится всё более благополучной: всё меньше голода, болезней, опасностей, тяжких страданий и даже неудобств – и, соответственно, нужда в прогрессе всё меньше. В результате в обществе, которое в основном достигло сытости, благополучия, безопасности, частью он замирает, частью – направляется уже не на необходимое, а на излишнее и извращённое, т.е., обращается в псевдопрогресс. В итоге - застой, а затем и деградация. Общество становится всё более изнеженным, ленивым, приспособленным к жизни лишь в тепличных условиях, которые оно само для себя создало, начинает скучать, требуя новых удовольствий, вместе с тем теряя стремление к подлинному развитию, частью утрачивает то, что знали и умели предыдущие поколения. Построенный предками колосс постепенно превращается в глиняный. В конце концов такое общество оказывается беззащитным перед внезапным бедствием, нападением или внутренними беспорядками – и долгая благополучная жизнь, видимый расцвет завершаются катастрофой и крушением. На обломках разрушенного начинает возрождаться уже изменённое общество или зарождается новое (скажем, из пришедших на эту землю). Положение его сложное или даже бедственное – и начинается новый виток прогресса, который со временем может привести к тому же. Дурная спираль – в том случае, если основной целью большинства и основным стимулом развития является улучшение жизни и исправление её недостатков при малом стремлении к добру, красоте, знанию. В ином случае при благополучной жизни прогресс также замедлится и замрёт, но это не приведёт к застою и деградации. Однако даже тогда поколения, отвыкшие от трудностей и опасностей, могут стать жертвами менее развитых, но более активных и агрессивных соседей или пришельцев. И вновь – крушение и необходимость преодолевать возникшие бедствия. Таким образом, прогресс  в нашем мире, где так много вполне материальных несовершенств, оказывается необходимым и одновременно вредным.


Третий тип развития направлен на познание мира как таковое, нравственное совершенствование, увеличение мудрости, украшение окружающего мира, создание нового с благой целью, отличной от устранения какого-либо материального недостатка. Эта цель может быть самой разной; более того, заранее поставленной цели может не быть вовсе – просто идея пришла «откуда-то» и была воплощена. Важно то, что результат не является подобием костылей, полезных лишь для калеки – он несёт благо (не обязательно пользу, но обязательно благо) не только в том случае, когда существует определённая проблема. Если брать не искусство, а изобретения – таким новым является, например, появление и совершенствование письменности. Ещё одна черта третьего, высшего типа – гармоничность: изобретённое не может быть безобразно, искусство  - воспевать порок, совершенствование управления обществом – лишать свободы отдельную личность. Добро, красота, истина, свобода, также как и общее и личное благо смешиваются воедино в разных соотношениях, но не противоречат друг другу. Такая гармония кажется чем-то идеализированным, но недаром учёные говорят о красоте теорий, а лживые, написанные по заказу произведения даже великих писателей оказываются неудачными. Так – через познание, нравственность, создание красоты, изобретение нового - мир и общество становятся ясней, добрей, мудрей, выше, прекрасней… Этот тип развития я бы назвала со-творением мира.


Если с этой позиции посмотреть на Арду – видно, что эльдар прогресс почти не нужен: нет у них ни болезней, ни старости, ни нищеты и голода, ни много иного, что приходится преодолевать людям; но при этом в Амане, Гондолине, Лориене никакого застоя нет – поскольку основой их развития является именно со-творение мира. Прогресс и связанные с ним перемены для них – не условие поддержания определенного уровня общества, но по большей части – примерно то же, что костыли для здорового. Но и люди Арды, у которых, казалось бы, проблем хватает, тоже гораздо меньше внимания уделяют прогрессу – возможно, влияние эльдар и общения с ними? Ведь мы видим пример перехода к прогрессу и псевдопрогрессу людей, разорвавших связь с западом и общение с эльдар – в позднем Нуменоре. Лучше всего описание из романа «Утраченный путь»:
«Теперь наши корабли движутся без помощи ветра, и многие сделаны из металла, что рассекает подводные скалы, и не тонут они ни в штиль, ни в бурю; но они более не
прекрасны. Башни наши делаются все мощнее и растут все выше; но
красоту они оставляют внизу. Мы, не имеющие врагов, строим себе
неприступные крепости - и по большей части на Западе. Мы запасаемся
оружием, словно для многолетней войны, и люди более не любят и не
стремятся делать другие вещи, полезные или приятные.»


Средиземье, казалось бы, застыло в Средневековье. За тысячи лет никто не придумал ни огнестрельного оружия, ни двигателей внутреннего сгорания. Но это не застой, а развитие более высокого уровня. Напротив, как раз поздний Нуменор, в котором техническое или магическое развитие идёт быстрее всего – в целом пример не взлёта над общим уровнем, но падения.
Если же посмотреть на нашу современную действительность – получится, что развитие, казалось бы, идущее всё ускоряющимися темпами – в изрядной степени даже не прогресс, а псевдопрогресс. Вспомним о том, что ещё не так давно человек, принадлежащий к высшему обществу, непременно умел играть на музыкальных инструментах, танцевать, слагать стихи, а простой народ вносил красоту в мир ремеслом, достигавшим уровня искусства, украшал свой дом резьбой и шитьём, пел песни… А ещё о том, каким уважением пользовался любой учитель, любой образованный человек. Ныне же творчество – удел немногих, а стремление к знанию часто отсутствует даже у тех, кто поступает в институты.  Так что, хотя «время мчится всё быстрей», мы не развиваемся – мы деградируем. Разумеется, на данном коротком отрезке времени; затем будет крушение и новый восход. Но, вероятно, это будет уже иная цивилизация – а, возможно, и иное человечество.
« Последнее редактирование: 27/09/2011, 10:26:06 от Tirendyl »
Post tenebrus lux!
Серебро Господа моего, Серебро Господа -
Выше звезд, выше слов, вровень с нашей тоской (c) БГ

Оффлайн HoA

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Re: Размышления о развитии
« Ответ #1 : 26/12/2011, 16:19:48 »
По-моему, во многом ваши прогресс и псевдопрогресс похожи. Вы говорите о наркотиках и их совершенствовании вспоминая лишь о зависимости, но не о медицине. Технологии в области управления людьми запросто оборачиваются им на помощь. То же НЛП о котором много говорят и мало знают помогает людям. Но да с помощью него же можно делать и нехорошее: втираться в доверие, манипулировать и т.п... Взрычаткой можно расчищать завалы и спасать людей. Техническое приспособление, метод, научный результат нейтральны. Как его использовать уже решают потребители.
Не уверен я и насчет примера с письменностью. Когда-то давным давно в какой-нибудь надписи иероглифами в какой-нибудь пирамиде было написано самое важное - ерунду писать бы не стали ибо сложно это было - писать... Зайдите нынче в книжный... вот вам и совершенствование письменности.

В общем то, я согласен что нравственность нужна и важна, но у нее свой прогресс и есть ли он вообще - еще вопрос. Сильно ли современный человек отличается от того, что был 1 000, 2 000 лет назад по моральным качествам?

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: Размышления о развитии
« Ответ #2 : 26/12/2011, 17:45:50 »
Цитировать
ерунду писать бы не стали ибо сложно это было - писать...
http://www.ashtray.ru/main/GALERY/graffiti/graffiti_history/Pompeii_text.htm
http://sen.senator.uol.ua/blog/tags/802/nadpisi/

Аналогично, манипуляторы Древней Греции, софисты и сикофанты - не были сильно глупее нынешних. Возможно, приёмы были погрубее, попроще, но приёмы, направленные на толпу, и сейчас не слишком сложны.

Про Египет не скажу, не отличу толком Тутанхамона от Аменхотепа, но в Греции всё это уже было.
« Последнее редактирование: 26/12/2011, 17:50:59 от Мёнин »

Оффлайн HoA

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Re: Размышления о развитии
« Ответ #3 : 26/12/2011, 19:24:24 »
Согласен, что переборщил с идеализированием. Тем менее, представляется мне, что все-таки процент пустых текстов был ниже.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: Размышления о развитии
« Ответ #4 : 26/12/2011, 19:57:05 »
При этом самые ценные тексты столетиями не записывали :)

Оффлайн HoA

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Re: Размышления о развитии
« Ответ #5 : 29/12/2011, 14:15:52 »
Любопытно. А почему? Убеждение, что некоторые вещи должны передаваться устно?

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: Размышления о развитии
« Ответ #6 : 29/12/2011, 14:39:09 »
Были, с одной стороны, элевсинские мистерии, на которых все когда-то были, даже рабы, а рассказывать никому чужому не полагалось. С другой стороны, были противники письменности вообще, вроде Сократа.
Гомер писать и не мог.

Оффлайн Tirendyl

  • Постоялец
  • ***
  • Пол: Женский
  • Там, где вода...
    • Просмотр профиля
Re: Размышления о развитии
« Ответ #7 : 07/01/2012, 22:44:06 »
По-моему, во многом ваши прогресс и псевдопрогресс похожи. Вы говорите о наркотиках и их совершенствовании вспоминая лишь о зависимости, но не о медицине.

Основная разница - в целях. Т.е., с одной стороны, "нейтральное" изобретение/открытие, которое можно использовать по-разному; с другой стороны - есть и такое "совершенствование", которое фактически направлено отнюдь не на благие цели. При этом первое может легко перейти во второе: скажем, исследование ядерной энергии вовсе не было направлено на убийство и разрушение; но трудно поверить, что изобретая нейтронную бомбу, которая причиняет мало разрешений, зато более эффективно убивает всё живое - думали, что она будет применена как-то иначе.
Post tenebrus lux!
Серебро Господа моего, Серебро Господа -
Выше звезд, выше слов, вровень с нашей тоской (c) БГ

Оффлайн Noldo

  • Новичок
  • *
  • En taro
    • Просмотр профиля
Размышления о развитии
« Ответ #8 : 09/06/2012, 09:24:15 »
Мне кажется, неверно пытаться разделять прогресс на виды.
Как это всё видится мне:
прогресс - процесс поиска и накопления новой информации.
А то, о чем говорится в первом посте, - способы применения этой новой информации (и в некоторых случаях способы получения). Точнее не способы, а цели, для достижения которых эта информация используется.

И раз уж я тут начал писать, то тоже попробую провести некоторую классификацию.
Итак, прогресс - новая информация. А далее варианты, которые могут быть:

Использование этой информации людьми/группой людей/обществом, которые больны психически.
Возрадуемся тому факту, что степень поврежденности разума влияет и на умение работать с новой информацией. Потому что, мне кажется, что иначе и атомная бомба казалась бы гуманным оружием, по сравнению с тем, какие виды оружия можно было бы сделать.
Основные черты: разрушение ради разрушения, выгоды отсутствуют.

Понизим степень болезненного повреждения разума и получим результаты деятельности нашего общества в худших его проявлениях.
Атомное, химическое оружие, эксплуатация одних стран другими , наркотики. Сюда же я отнес бы продукцию общества потребления, да и само это общество.
Основные черты: эгоизм (в масштабах как личностей так и стран), то есть выгода есть, но при этом никак не учитываются выгоды и интересы окружающих. Пожалуй, в эгоизм же запишем и отсутствие взгляда в будущее, которое "после на хоть потоп".

Дальше возьмем здоровый разум, и получим в какой-то степени утопичное государство.
Полеты к звездам, борьба с болезнями, развитие человека.
Основные черты: уважительное отношение к себе, окружающим, окружению. Цели - выгода без вреда окружающим. При этом выгода сводится к творчеству и созданию чего-либо. Потому что не создавая получать что-то возможно, только отбирая у кого-то так или иначе.
Добавлю, что сам я думаю, что никакие высшие материи сюда приплетать не надо. Это и есть высшая степень обычного рационализма. И еще. вы тут вспоминали средневековье. В тех условиях создание оружия было бы частью даже лучшего варианта развития, просто потому что есть некое абсолютное зло, защиту от которого нужно создавать. И мне кажется, что отсутствие научного прогресса там если и объяснять, то чем-то иным.

И да, я бы выделил еще одну группу.
Использование информации с благими целями, но без необходимых для этого навыков и способностей.
Как результат - появления различных псевдонаук, типа полезных гринписов и различных религиозно-философских недошкол.
Привет увлечения гомеопатией, привет сыроядение и много-много всего.
Черты: отрицание части информации, которую человечество накопило, при этом нормального отрицания нет. Или же отрицание части методов, которыми человечество пользуется по необходимости, при этом не предлагая никаких альтернатив.
Nothing remains, Cities ruined turned to dust
All has been lost, Rise from the ashes and strike