Вообще, при такой педантичности Толкина, возникает вопрос, почему он так мало уделил внимание огромному региону, который, хронологически далее, отождествлялся со всем миром ("наблюдаемой частью Вселенной" ) - в Третью Эпоху? Почему фокус авторского внимания перемещался из Белерианда в Нуменор и из Нуменора в Эриадор с Рованионом (кстати, как их назвать одним словом, не присоединяя окрестные земли?)? Потому что остальное - менее важно, нежели описанное, или просто всё описать жизни не хватит, как вы считаете?
Я думаю, здесь сразу несколько моментов.
Первый, "внутренний", относится к тому образу жизни, которым жили населявшие Эриадор. В Первую Эпоху, как мы помним, равнинные части Эриадора были легкодоступны для орочьих орд, которые и проникали в Белерианд зачастую оттуда (по-моему, в эпизоде с нападением на халадинов, например). Таким образом, постоянного и многочисленного населения там не было, могли лишь забредать гномы или какие-нибудь эльфы - из лайквенди ли, из авари ли. Заметное присутствие каких-то народов в Эриадоре начинается лишь с похода на запад предков эдайн, а затем и вастаков.
Примечательно в этом плане, как относятся племена Беора и Мараха к тому времени и тем пространствам, которые остались за их плечами после этого похода. А относятся, как к периоду невзгод, преследовавших их, очевидно, на протяжении нескольких поколений, пока длился поход. «"Тьма лежит за нами, – молвил Беор, – мы же обратились к ней спиной и не желаем возвращаться туда даже в мыслях. Сердца наши обращены к Западу, и мы верим, что найдем Свет."» (c) Соответственно, даже если какие-то зачатки письменности и бытовали среди этих народов, то письменных источников они не оставили, пришедшие поколения предпочитали молчать о прошлом, а последующие уже не знали ничего о землях за горами.
Внутренняя история гномов, которые потенциально могли бы знать куда больше об этих землях, всем прочим народам почти неизвестна и, как предполагается, скрыта или утеряна.
О Рованионе можно сказать примерно то же самое, с той только разницей, что это не земля, которая находится прямо за горами, а и вовсе "земли незнаемые". Вполне возможно, что народы, там обитавшие, могли образовывать какие-то интересные общества, но заметного следа в истории не оставили, будучи бесписьменными.
Вообще же надо упомянуть здесь, что и в нашей реальной истории неравномерность изображения (упоминаемости, известности, просто имеющихся данных) различных регионов с течением времени бывает колоссальна. Европоцентризм, говорите? много ли вы знаете о Европе, какой она была до наступления 8-7 веков до н.э.? Пожалуй, ничтожно мало, практически все исторические сведенья этого периода локализованы и ограничены землями Ближнего, отчасти Среднего Востока, Египта, менее - Северной Африки, Закавказья и Индии. Есть и китайские данные, но это скорее отдельный очаг.
Про изложение истории я и вовсе уж не говорю. Членение истории на "отечественную" и "всемирную" как на равновеликие в лучшем случае категории (а бывает и так, что первую выставляют более значимой, чем вторую), абсурдно по сути. Однако при попытке равномерно, с одним примерно масштабом осветить события на всем земном шаре самый добросовестный и беспристрастный исследователь вынужден будет столкнуться с лакунами, а то и вовсе отсутствием информации по целым континентам и полуконтинентам. Должно ли быть иначе в истории Арды и почему?
Второй, "морфологический", говорит о том, что эпическое повествование строится вокруг отдельных легенд, сюжетов, сцен, в общем, вокруг какой-то событийной основы. И события эти и легенды совершенно не равномерно распределены даже по хронологической оси - что уж там говорить о пространствах. Если бы Профессор дополнил легендариум какими-то событиями и сюжетами, героями и объектами, которые были бы шире раскиданы по географии Средиземья, несомненно, жизнь этих пространств выглядела бы по-другому. Эпос же не рассматривает и не включает в себя описаний земель, в которых век за веком не происходит ничего примечательного, это противно его логике и не отвечает, в сущности, ни замыслам автора, ни ожиданиям читателя. Весь период Долгой Осады предстает перед взглядами менее подробно и менее ярко, чем история подвига Берена и Лутиэн или история злосчастий детей Хурина. Именно здесь эпос спускается от местами туманной и сухой хронологии до биографии героя, увиденной его собственными глазами, здесь он обретает жизнь. Так уж сложилось, что никто из значимых героев Толкина не бродил ни по Эриадору, ни по Рованиону в Первую и Вторую Эпохи подолгу, поэтому они выпадают за границу повествования.
Третий, "внешний", связан с тем, что Средиземье и так поражает глубиной и подробностью деталей, достоверностью и разнообразием. Настолько, что читатели готовы мерить его по меркам реального мира и предъявлять такие требования к текстам, будто это как минимум энциклопедические опусы Дидро с д'Аламбером, а как максимум - уже набравшая вес Британника просвещенного девятнадцатого столетия. Во-первых, ни внутренние авторы не подразумевают такой энциклопедической однородности и полноты данных, во-вторых, это действительно было бы вряд ли под силу одному человеку. Хотя, надо признать, повторюсь, что качество материала позволяет об этом периодически забывать.
Но главное в этом "внешнем" не эта возможная нехватка сил и времени у автора. А главное то, что сложная неоднородность рассказа о мире позволяет сделать его еще более интересным, естественным в своей жизни. Как Гэндальф рассказывал историю о приключении в горах Беорну, подогревая его любопытство, так и Профессор раскрывает перед нами не большой географический атлас с хронософическими таблицами и не пачку портуланов, дополненных биографическими справками и наколотыми иглой путями странствий, а захватывающую историю, в которой остается элемент тайны. "Белые пятна", на которые могут сетовать исследователи Арды и текстов о ней, не все случайны; я полагаю, что они дают работу нашему воображению и привораживают к карте или текстам пытливые, приверженные к поиску решений умы. "Тысячи дорог" из стихотворения Бильбо не могут быть пройдены все, но ощущение, что их действительно такое великое множество, может захватить дух и увести в мысли о не-рассказанном, не-известном...
Что же до "фокусирования" внимания на отдельных краях, то в этом смысле история Арды - история утрат и затем обновления. С Первой Эпохой гибнет Белерианд, но создается Нуменор; со Второй - гибнет Нуменор и уходит из мира Аман, но обретает свою новую сюжетную жизнь Средиземье; с Третьей - мы не видим физического уничтожения земель, но и Черная страна, и оставшиеся владения эльфов в своем прежнем виде навсегда исчезают. Сравните, например, занесенный песками Египет, разрушенный огромной волной Крит-предантичный и Рим, от которого остались легенды, языки, города, дороги, ремесло и искусство, но не осталось римлян. Не могу приписать такому смещению "центра событий" какую-то конкретную трактовку, но аналогии (не аллегории, а принцип) проследить можно спокойно.
Пардон за отвлеченные рассуждения, которые, возможно, в куда меньшей степени интересуют автора темы, чем ссылки на материалы. =)