Взялся за короткий малоизвестный текст Толкина «Реки и Сигнальные маяки Гондора».
Этот исторически-этимологический эссе озаглавленный Толкином, как Номенклатура, относилась к тем текстам, которые Кристофер Толкин публиковал с прочими подобными трудами своего отца примерно с 1967 по 1969 годы (XII: 293-94). Включала в себя такие тексты как: Гномы и Люди, Шибболет Феанора и Историю Галадриэль и Келеборна. Сопроводив его, как обычно, собственными комментариями, он там так же привёл там множество выдержек из Неоконченных Сказаний; но из-за недостатка места, эссе не было включено в эту книгу. Тем не менее, все отрывки из эссе, которые не вошли в Неоконченные Сказания, были опубликованы Карлом Ф. Хостеттером в журнале Vinyar Tengwar #42, в июле 2001 года.
вот отрывок:
"Гландуин (Glanduin) означает “пограничная река”. Это название впервые было дано этой реке примерно во Второй Эпохе, река являлась южной границей Эрегиона, за которой обитали недружественные Нуменорцам народы, такие как предки Дунландцев. Позднее эта река, в слиянии с реками Гватло и Митэйтель, определили южную границу Северного Королевства. Земля за её пределами, между Гватло и Айзен (Сир Ангрен), называется Энедвайт (Средняя земля); эта земля не принадлежала ни к какому королевству, и постоянных поселений людей Нуменорского происхождения там не было. Но там проходил Великий Южно-Северный тракт, который был главным маршрутом связи Двух Королевств, не считая море. Тракт проходил через город Тарбад, и шёл в сторону Бродов Айзена (Этрайд Энгрен). До того как Северное Королевство пришло в упадок, и бедствий выпавших на долю Гондора, то есть до Великой Чумы 1636 года Третей Эпохи, оба королевства разделяли интересы касательно этого региона. Именно тогда они совместными усилиями построили и содержали в хорошем состоянии мост Тарбада, проходящий по длинной насыпи, которая соединяла обе стороны берегов реки Гватло и Митэйтель. По этим гатям проходили дороги через болотистые равнины Минхириата и Энедвайта*. Там содержался значительный гарнизон солдат, моряков и инженеров вплоть до семнадцатого века Третей Эпохи. Но потом тот регион быстро пришёл в упадок; это случилось задолго до событий Властелин Колец, та земля превратилась в дикое и болотистое место. Когда Боромир совершил выдающийся поход из Гондора в Ривенделл, ему потребовалось немало мужество и смелости на это, о чём в повествовании полностью не раскрывается. От Южно-Северного тракта на тот момент уже ничего не осталось, за исключением разрушенных мостовых, через которые можно было совершить рискованный переход в Тарбад, где путнику встретились бы только одни руины, усохшие могилы, и опасный брод, который образовался в месте обрушения моста. Тот брод был бы непреодолим, если бы река в том месте не была бы медленной и мелкой, хоть и являлась широкой.
Название Гландуин если и помнили, то только в Ривенделле; это название они применяли только к верхнему течению реки, где она была по-прежнему быстрой, и стремительно уходила в равнину, где терялась в болотах: то были сети топей, заводей, и островков, где единственными хозяевами были лебеди, и множество других водоплавающих птиц. Если у реки и было иное название, то только на языке Дунландцев. В Возвращении Короля VI, 6. Эта река носит название Лебедянка (не являлась рекой), была потоком, который впадал в Нин-ин-Эильф Лебяжий Разлив."
На перевод побудило примечание про Балдора, где подробно описано что с ним случилось.
"Люди Тьмы возводили храмы, иногда огромных размеров, обычно они были окружены темными деревьями, но чаще всего они были в пещерах (природных или искусственных), в тайных местах среди горных долин; такие как например, ужасные залы и переходы под Горой Призраков за Темной дверью в Дунхарроу. Особо ужасной была закрытая дверь, перед которой был найден скелет Балдора. Дверь являлась входом в храм зла, до которой Балдор добрался без всяких проблем. Но дверь эта оказалась закрытой, и враги, которые молча следовали за ним, приблизились, сломали ему ноги, и оставили умирать в темноте, тем самым не дав найти другого выхода из положения." Примечание 6.