В принципе единственно важное в том, что я писал
Мёнин'у, фундамент из которого произрастают все другие заключения, это констатация того, что Эарендиль, а не Варда использует дар Эру - Первичный Свет (resp. Сильмарилл), а также просто факт того, что Война Гнева произошла бы и без Эарендиля. Но объяснение всему этому в рамках встречи Эарендиля с Валарами можно дать совсем другое. И мне кажется, что такое объяснение было бы именно тем, что и подразумевал Профессор.
Известно, что сердце Эарендиля было с родом его отца, известно, что, как он говорил своей жене - он устал от мира. Известно, что его выбор пути эльфов (бессмертия), это в собственном смысле не его выбор, а выбор его жены за котором он последовал. Его путь в Валинор был в каком-то смысле путем потерявшего почти всё, ведь он считал, что его дети погибли. Он встречается с Валарами. Кротко (смиренно) выслушивает он речь Мандоса и не возражает, хотя мы - толкиенисты знакомые со всей совокупностью фактов знаем, что возражать ему было бы чем. Он просит простить нолдор. Он просит от эльфов. Просит от людей.
Говоря об Эарендиле в контексте его статуса и одновременно в контексте работ Профессора, мы бы совсем не ошиблись, если бы сказали о нем — Властелин Сильмарилла (resp. Первичного света). В развернувшейся истории, где жажда обладать Сильмариллами затмила разум многим, Эарендиль так многим напоминает Фродо. В этом смысле подлинный ответ на тот вопрос, в чем смысл прихода Эарендиля в Валинор, если Валары и так планировали помочь Средиземью против Моргота, может быть отыскан довольно легко. Если
учитывать структурно-типологическую связь Эарендиля и Феанора, а также то, что эгоистическое падение Феанора было проявлено впервые еще до того, как он узнал о смерти отца и похищения Сильмариллов, то становление Эарендиля - Властелином Сильмарилла (resp. Первичного света) имело место быть непосредственно перед Владыками Запада, где он сам предложил им то, что привело его в Валинор. Подлинный властелин Сильмарилла, это тот его властелин кто может отказаться от него, отринуть всякий эгоизм, который так долго имелся во всей истории Первичного Света, от Валар до Феанора.
Валары, разумеется, отказались. Они увидели перед собой того, кто отказался от всего ради жителей Средиземья и у такого героя нельзя принять Сильмарилл. Есть вещи ценнее и за пределами любого эгоизма для тех, кто служит Эру.
Отвержение всякого эгоизма сделало Эарендиля настоящим Властелином Сильмарилла (resp. Первичного света).