«... в хрониках и летописях «подлинной» истории многие факты из тех, что любопытствущий не прочь бы узнать, опущены, так что истину приходится выяснять или угадывать, исходя из имеющихся свидетельств». (c) Письмо №268.
МёнинМелькор это взрастил, Мелькор удобрил, не надо передёргивать вполне очевидный текст.
Без Валинора был бы ещё один Эол, благодарим покорно.
Вот как? Х-хорошо. Я не хотел говорить об этом сегодня, но я раскрою карты. Но раз играть, то играть по-крупному, однако у меня нет времени и желания подтверждать каждую свою мысли цитатами из HoME, поэтому доверюсь тому, что сама
Juliana, читающая данный топик, подтвердит или опровергнет сказанное мной (в плане фактологии есс-но).
Эру даровал особый Свет Варде для борьбы с Морготом и, очевидно, тем злом, что он сеет в структуре мира. Как она и другие Вала распорядились им в дальнейшем? Вполне себе эгоистически:
- Varda has preserved some of the Primeval Light (her original chief concern in the Great Tale). The Two Trees are made. The Valar make their resting place and dwellings in Valinor in the West. Now one of the objects of the Trees (as later of the Jewels) was the healing of the hurts of Melkor, but this could easily have a selfish aspect: the staying of history - not going on with the Tale. This effect it had on the Valar. They became more and more enamoured of Valinor, and went there more often and stayed there longer. Middle-earth was left too little tended, and too little protected against Melkor. (с) HoME, 10.
В HoME 10 (Myths Transformed) есть еще ряд таких отрывков, отмечающих эгоистические аспекты Валар.
Потом этот свет также эгоистически оставил себе Феанор. Но какая ирония судьбы - величайший эгоист Арды Мелькор обломал "кайф" сразу и Валарам и Феанору. Так чем же Феанор хуже по эгоизму, чем Валары? Ничем. И что - у Валар тоже эгоизм Мелькор взрастил? Нет, друзья мои, Мелькора тогда еще в Валиноре не было.
Далее. Сказочка про то, что Валары начали Войну Гнева потому, что пришел Эарендиль - разумеется сказочка, они пришли потому, что планировали прийти:
- The last intervention with physical force by the Valar, ending in the breaking of Thangorodrim, may then be viewed as not in fact reluctant or even unduly delayed, but timed with precision. The intervention came before the annihilation of the Eldar and the Edain. (c) HoME, 10.
Но в таком случае, какова вообще роль Эарендиля в Драме/Повести Мира? Посмотрим:
1) Эарендиль становиться духом света и носителем Сильмарилла, в котором был заключен Первичный Свет, дарованный Варде.
2) Эарендиль как носитель Сильмарилла (= Первичного Света, дарованного Варде) побеждает Унголиант, полную структурно-типологическую противоположенность, как себе так и... Варде.
3) Эарендиль как носитель Сильмарилла (= Первичного Света, дарованного Варде) принимает определенную роль против Моргота в Последней Битве.
Таким образом везде, где этот Дар Эру Варде нужно применять, его применяет не Варда, что и должно было быть, а Эарендиль:
- To Varda Iluvatar said: 'I will give unto thee a parting gift. Thou shalt take into Ea a light that is holy, coming new from Me, unsullied by the thought and lust of Melkor, and with thee it shall enter into Ea, and be in Ea, but not of Ea.' Wherefore Varda is the most holy and revered of all the Valar, and those that name the light of Varda name the love of Ea that Eru has, and they are afraid, less only to name the One. Nonetheless this gift of Iluvatar to the Valar has its own peril, as have all his free gifts: which is in the end no more than to say that they play a part in the Great Tale so that it may be complete; for without peril they would be without power, and the giving would be void. (c) HoME, 10.
И при этом Эарендиль пришел просить за эльфов и людей. Ведь действительно пришел.
Но что интересно. Мы знаем, от слов Профессора, что мятеж нолдор был предопределен и при этом Мандос осуждает Эарендиля, сразу и как человека и как нолдора, в последнем случае, также как не имеющего право возвращаться в Валинор. И заговаривает в самом начале он вообще-то о смерти Эарендиля. Есть также текст Профессора ("Проблема Рос"), где Мандос на мольбу Эарендиля от имени людей, вполне так прохладно замечает, что среди людей есть те, кто предал Единого. Естественно такие есть, но как мы знаем от Профессора, определенная вина Валар в людской катастрофе тоже есть.
Единственное, что было у Эарендиля, когда он стоял перед Валарами - это Сильмарилл. Сильмарилл же позволил Эарендилю попасть в Валинор, пройдя завесу. В этом смысле Эарендиля привел в Валинор Сильмарилл, который "разгорался все ярче" когда Эарендиль плыл на Запад. Мы знаем, что Сильмарилл был освящен Вардой, дабы его не касались недостойные того руки.
При этом, первое солнце по HoME 10 (Myths Transformed) было носителем Первичного света, когда Варда даровала - майару первого солнца часть своего дара Эру. И вот перед Вардой стоит Эарендиль с Сильмариллом, что несет в себе данный ей дар Эру - Первичный свет. Казалось бы, почему бы не использовать Сильмарилл, в том числе вновь для освещения нового солнца Первичным светом? Как известно, во всех редакциях Квенты, кроме последней Йаванна вполне себе использовала сама Сильмариллы:
- Thereafter shall Earth be broken and re-made, and the Silmarils shall be recovered out of Air and Earth and Sea; for Earendel shall descend and surrender that flame which he hath had in keeping. Then Feanor shall take the Three Jewels and bear them to Yavanna Palurien; and she will break them and with their fire rekindle the Two Trees, and a great light shall come forth. And the Mountains of Valinor shall be levelled, so that the Light shall go out over all the world. In that light the Gods will grow young again, and the Elves awake and all their dead arise, and the purpose of Iluvatar be fulfilled concerning them. But of Men in that day the prophecy of Mandos doth not speak, and no Man it names, save Turin only, and to him a place is given among the sons of the Valar. (с) HoME, 5.
Чью-то ручку, не Эарендиля, нет, нет, валарскую ручку - обожгло.
И Сильмарилл, носящий Первичный Свет, вынес свой суд.