П.Пашкевич, действительно, выбрать "одну" точку зрения невозможно - потому что у JRRT их была не одна и не две - иногда одновременно, иногда по очереди. Можно выбрать самый непротиворечивый вариант, причем противоречия не должно быть не столько с текстами (хотя и с ними тоже), сколько идеологического. Толкин очень много потратил усилий на идеологию: каким должны быть Добро и Зло, Красота и Уродство, как следует их показать в книге. Вопрос баланса для JRRT был очень важен: до какой степени уродство можно сделать прекрасным, а добро - уродливым, чтобы они все еще оставались самими собой - а в итоге Злом и Добром. Орки максимально уродливы, эльфы максимально прекрасны, два полюса, казалось бы, но при этом есть (или был) прекрасные Мелькор и Саурон, в итоге красоту растерявшие, но однако, на пике могущества (и скорости падения) бывшие очень прекрасными на вид. Впрочем, в ВК и Хоббите все злые- уродливы, а добрые - прекрасны, в изданных книгах JRRT решил не мудрить.
Версия Naugperedhel мне и самому близка - да так оно и есть у JRRT, до момента с "порталом", который вовсе не необходим, не упомянут нигде у Толкина, даже близко ничего такого нет. Портал не имеет особенного смысла (приводил пример выше, как Гэндальфа возродили на вершине горы, рядом с местом смерти - а не в какой-то особенной точке для респавна.)
Эльфы и айну действительно были перемещены куда-то еще в Арде. Арда большая, это как мимнмум наша Солнечная система (или чуть больше).
Слова "куда-то еще", на самом деле, может относится как к материальному, так и нематериальному. Путешествуют на другие планеты в приведенном Naugperedhel фрагменте - вне тела, в некоем состояниии некоего "сна". У коллеги, у К.С.Льюиса, протагонист путешествует на Марс и Венеру чуть иначе - но снова, не с помощью техники, не в материальном виде - хотя действует на Венере вполне в материальном виде (топя насмерть антагониста в воде).
Самое разумное объяснение переноса эльфов в виде одних лишь fea из Амана в новое Прекрасное Далеко - имхо, чтобы не тащить в дивный новый мир их земные тела-hroa, которые неизбежно содержат частицу Мелькора. Это основной аргумент. Впрочем, небесспорный. Думаю, это и было мотивом JRRT, когда он писал свои позднейшие записки. Но все таки допускаю и другой вариант, материальный - я вовсе не утверждаю ничего такого. Просто он менее вероятен, для Толкина-христианина. Толкину-католику как раз материальный вариант ближе: там и мощам святым молятся, и т.д. вполне.
Дополнительным аргументом за перемещение аманских эльфов как чистых fea (со смертью тела на Земле/Имбаре) является факт, что множество эльфов уже не имели тел, находясь в Мандосе. Если перемещать эльфов одних в телах, а других - без тел... Справедливо ли это? И опять новый Мандос, новая тюрьма(психлечебница, по Мёнину) для тех, кто не должен был покинуть ее или не пожелал? В этом новом месте нет Мелькора и его Кольца, и смысла в каком-то новом варианте Амана, отделенном от прочих существ и территорий, тоже нет. Это не новый мир, не новая арда - это некое новое место, но в нем никакие новые валар не будут создавать для своих подопечных озера и леса, чтобы они там ходили воплощенными в телах и радовались земной жизни. Смысла в этом нет.