Толкиен по-приятельски общался с эзотериками, и потихоньку писал свои книги про их "теософию наоборот". Он приблизительно знал или слышал о некоторых постулатах "Тайной Доктрины", мистиков-розенкрейцеров и прочих, вроде Ордена Золотой Зари - потому что его друзья были членами этих мистических групп, или друзьями друзей, вроде Льюиса, который дружил с Йейтсом (официально отрекшись от него, но очевидно продолжая его традицию), или Уильямса - розенкрейцера и герметиста, ставшего христианином-англиканином, прототипом Глорфинделя:
"Он был человеком, одновременно живущем и в материальном, и в духовном мире"
. Там где у теософов нет личностного Бога, у Толкиена - личностный Творец всего, Эру Илуватар (1 шт.) плюс простая и понятная Тьма. Где сложное мироустройство, со множеством духов и полуразумных духовных существ разной степени качества, от элементалей до адептов, у Толкиена - павшие адепты Мелькора и Тьмы. Сложная система принципов, множественности и семеричности тел заменена способом создания всё новых и новых душ уникальным Эру Илуватаром, способом почкования, простым и надежным. Толкиен выступил в роли человека с факелом, который вступил на стороне личностного Бога в борьбу с Тьмой, и победил её, в своих книгах. Проблема зла, его источника, сложная и многогранная, решается у Толкиена эффективно, в католическом духе, но с непременным учетом возможностей оппонентов-теософов. Зло - побочный эффект свободы воли. Призраки, например, объясняются просто и ясно: это бывшие плохие ("падшие") люди, возможно, порабощённые чьей более сильной и падшей волей. Перевоплощение - в эльфийском духе - имеется, но оно не должно быть явно похоже на оную доктрину, поэтому заретушировано, или вовсе убрано. Возвращение в мир происходит не по причине кармы, а в точно том же облике, что и раньше. Арифметика очень простая. 1+1 = 1 или 0, и 106+5001 все равно равно единице или нулю: решает суд сверхсуществ, свобода воли заканчивается в момент твоей смерти, если она вообще начиналась. Что бы ты не делал
Толкиена можно читать, как реферат по высшей математике, написанный (с двумя н) студентом-медиком, или даже аспирантом-искусствоведом. В нём множество интересных вещей, и они очень занимательны. Когда же у человека возникает интерес разобраться, почему это так, а не иначе, тут его бьют по рукам: потому что вот Толкиен написал вот так, а не иначе! Это же прекрасно, всю жизнь ковыряться в таком реферате, надоест - вот вам еще такой же, и еще. Гораздо лучше, чем соваться в какие-то дебри ненормальных теософов-антихристиан, выдумывающих усложнения и ненужные подробности, что еще хуже - пытающихся всё объяснить логически и получить связную картину - из множества бессвязных посылок. Такое положение дел неправильно и должно быть любым способом исправлено, ведь истина всего одна.
Если Эру Илуватар абсолютно благ и абсолютно всемогущ, то разумеется, никакого абсолютного зла (совершенного отсутствия блага) быть не может. Если вам показалось, что это не так - ну, вас надо наказать. Автор всегда прав, даже если его система не очень стройна: мы ей подпорки подставим, а будете настаивать - сами знаете, что бывает. Потому что мы всё знаем и всё давно для себя выяснили. Мы очень благи и мудры, а вы - нет, и мы будем вас тут судить, а не вы нас. Это такой закон Вселенной, его Толкиен придумал, а автор всегда прав. Вот так.
Хотя бывает и наоборот. Представим: эльфийский мальчик Сережа здорово достал своих оппонентов, пытаясь им втолковать, что Толкиен - это источник истинных знаний, а вовсе не их тайные доктрины, и те забанили его у себя. Уникальный случай, который прямо противоречит декларируемому доброму, мудрому образу теософов. Впрочем, как всегда. Это неизбежно.
В целом, хочу сказать, про превосходство и величие одних над другими: фашизм удобная штука. Им можно обозвать что хочешь: если ты не у власти, то у власти фашисты, ну а если у власти уже встал ты сам - то фашисты хотят свергнуть законного короля, тебя. В нём нет ничего плохого. Объедение вокруг некоей нации, вокруг прекрасных эльфов-эльдар, непременно против кого-то, очевидно, менее прекрасных, по крайней мере, в перспективе, - или просто вокруг связки, веника. Мы хотим власти, непременно доброй и правильной, и мы объявим себя таковой.