Точно не скажу. Но ассоциации какие-то не очень приличные.
Хм. В таком случае, что насчет
Prydel?
Не хотелось бы давить, но где конкретно в какой форме, по-вашему (в толкиеновских текстах) Эру Илуватар требует поклонения Эру Илуватару? Декларирует это своё "право на поклонение" как непременный атрибут "эруугодности"?
Я процитирую дальше, но суть в том, что у Саурона такого права в любом случае нет.
борьба идет не за свободу от тирании Саурона (the conflict is not basically about 'freedom'), а за «правильную» религию.
Борьба идёт за свободу
не поклоняться Саурону.
Давайте взглянем на релевантный фрагмент целиком.
In The Lord of the Rings the conflict is not basically about 'freedom', though that is naturally involved. It is about God, and His sole right to divine honour. The Eldar and the Númenóreans believed in The One, the true God, and held worship of any other person an abomination. Sauron desired to be a God-King, and was held to be this by his servants; if he had been victorious he would have demanded divine honour from all rational creatures and absolute temporal power over the whole world. So even if in desperation 'the West' had bred or hired hordes of orcs and had cruelly ravaged the lands of other Men as allies of Sauron, or merely to prevent them from aiding him, their Cause would have remained indefeasibly right.
В первом предложении устанавливается предмет рассуждения: конфликт "Властелина Колец", затем определяется фундаментальная причина этого конфликта. Затем дается краткое описание мотивов сторон и описываются последствия победы Саурона, после чего делается заключение о том, кто был прав, а кто нет. Обратите внимание на
so, которое показывает, что соответствующие действия были допустимы именно из-за того, о чем идёт речь в предыдущем предложении.
Вы сужаете суть конфликта только к «Войне Кольца» в конце Третьей Эпохи, как в известной шутке («Последнее слово в споре всегда остается за женщиной. Все, что ты скажешь потом, будет уже началом нового спора.»). Толкиен же рассматривал этот конфликт в историческом контексте
Я не совсем понимаю, к чему это замечание. Да, технически, конфликт с Сауроном длился всю Третью Эпоху. Но что это меняет?
По поводу крестовых походов - Из НоМЕ IX скорее можно заключить, что их зачинщиками были «светлые» нуменорцы
Ещё одна ваша ошибка: вы слишком категоричны в оценках. Люди Толкина как таковые никогда не позиционировались как однозначно и последовательно "светлые" существа: они ошибаются и оступаются гораздо чаще и сильнее, чем те же Валар и эльфы.
Давайте взглянем на тот абзац целиком.
But even the wisdom of the wise was filled with sorrow and regret; and they remembered bitterly how the ruin was brought about and the cutting off of Men from their portion of the Straight Path. Therefore they avoided the shadow of Morgoth according to their power, and Sauron they held in hatred. And they assailed his temples and their servants, and there were wars among the mighty of Middle-earth, of which only the echoes now remain.
Как видите, даже здесь подчеркивается, что уцелевшие нуменорцы в своём поведении руководствовались не только мудростью, но также горем и сожалением. Их можно понять, но рассматривать как образцы для подражания? Я не вижу для этого оснований.
Валары идут на штурм Утумно, хотя Мелькор уже тысячи лет «мирно сидит в своей империи»; короли Гондора ведут войска и флоты подчинять Харад; Всадники (будущие рохирримы) мигрируют на Север и изгоняют оставшихся ангмарцев, потом мигрируют на юг и изгоняют оставшихся дунландцев (интересно, а что мешало им мигрировать в огромный пустой Эриадор и изгнать оставшихся дунаданов?...)
Об общем несовершенстве людей Средиземья я уже сказал, комментировать столкновения между человеческими народами не буду.
Что же касается осады Утумно, то это также не был религиозный конфликт. Но в целом вы правы. Это как раз редкий пример агрессии, инициированной "светлыми". Однако, у этого конфликта также естьс свои особенности.
А) Хотя Первая Война прекратилась
de-facto, она не была завершена
de-jure. Мелькор бежал, не признал поражения, не предложил заключить мир или перемирие, даже начать переговоры.
Б) Уже после прекращения боевых действий Мелькор совершил акт агрессии, уничтожив Светильники. Это красноречиво свидетельствует о том, что он не стремился к примирению.
В) И самое важное - хотя некоторые из Валар были за то, что бы нанести упреждающий удар по Утумно, Манвэ был последовательным противником войны, и начал её лишь после того, как получил прямую санкцию от Эру Илуватара.
Поэтому хотя Войну за благо эльфов действительно можно рассматривать как "крестовый поход" Валар, эта ситуация отличается от исторических аналогов. Хотя бы тем, что существовала прямое и однозначное одобрение высшей силы.
Отдельно нужно также отметить сдержанность Манвэ: он имел и право, и популярную поддержку, и неоспоримый
casus belli (даже не один), но всё же предпочитал избегать крайних мер. По-моему, уже из этого примера ясно, что насилие в мире Арды - это не есть что-то хорошее. Иногда оно просто случается по глупости и/или в результате общего несовершенства, иногда оно необходимо, но именно как "меньшее зло".
Относительно смертности, то обратитесь к тому же Письму 131.
The view is taken (as clearly reappears later in the case of the Hobbits that have the Ring for a while) that each 'Kind' has a natural span, integral to its biological and spiritual nature. This cannot really be increased qualitatively or quantitatively; so that prolongation in time is like stretching a wire out ever tauter, or 'spreading butter ever thinner' – it becomes an intolerable torment.
Ваши примеры это положение не опровергают.
Нуменорцам был возвращен изначальный человеческий срок жизни, а не бессмертие, в то время как Туор перестал быть человеком. В свою очередь, назгулы и Голлум не сколько жили, сколько существовали. И, самое главное то, что всё это - примеры того, что можно сделать
с людьми. В то время как я говорил о том, что могут сделать сами люди, без участия посторонних сил.