Серафима, полагаю, вы смешиваете понятия
майа (воплощенный, "плотный" = материализованный в Арде) и айну (нематериальный дух до вхождения в Эа/Арду). Айну, свободный дух вне Эа не имеет половых признаков, он существует вне времени и пространства (Эа), потому что нет ни времени, ни пространства. Когда дух принимает правила и входит/впадает в Эа/материальность, он становится
воплощённым духом, сразу же и немедленно, т.к. принимает правила игры внутри порченной вселенной. Теперь он более не чистый дух, страж, стоящий над схваткой, но участник игры, и его руки (или крылья) будут непременно испачканы.
Внутри Эа, на Арде свободный прежде (от оков материи) дух обретает лицо, личность. Тогда он становится компонентом системы, и способен взаимодействовать.
Я отлично знаю, почему боги не говорят с нами открыто, и не нам ответить на их вопросы. Пока мы не научились говорить, почему они должны слушать наш бессмысленный лепет? Пока мы не обрели лиц, как они могут встретиться с нами лицом к лицу?
В контексте Толкина боги - это валар. "Говорить" - это позволить влиять на себя, открыть себя для чужого влияния. Материя Арды порченая, и ничего хорошего это не принесет, игроки обречены на поражение. Было это их выбором, или нет, спуститься в Эа/Арду, совершить акт падения - это другой вопрос.
Далее,
Now the Valar took to themselves shape and hue; and because they were drawn into the World by love of the Children of Ilúvatar, for whom they hoped, they took shape after that manner which they had beheld in the Vision of Ilúvatar, save only in majesty and splendour. Moreover their shape comes of their knowledge of the visible World, rather than of the World itself; and they need it not, save only as we use raiment, and yet we may be naked and suffer no loss of our being. Therefore the Valar may walk, if they will, unclad, and then even the Eldar cannot clearly perceive them, though they be present. But when they desire to clothe themselves the Valar take upon them forms some as of male and some as of female; for that difference of temper they had even from their beginning, and it is but bodied forth in the choice of each, not made by the choice, even as with us male and female may be shown by the raiment but is not made thereby. But the shapes wherein the Great Ones array themselves are not at all times like to the shapes of the kings and queens of the Children of Ilúvatar; for at times they may clothe themselves in their own thought, made visible in forms of majesty and dread.
Теперь Валар приняли форму и оттенок; и поскольку они были привлечены в Мир любовью Детей Илуватара, на которых они надеялись, они приняли форму так, как увидели в Видении Илуватара, за исключением только величия и великолепия. Более того, их форма проистекает из их знания о видимом Мире, а не из самого Мира; и они не нуждаются в этом, за исключением того, что мы используем одежду, и все же мы можем быть обнаженными и не страдать от потери нашего существа. Поэтому валар могут ходить, если захотят, обнаженными, и тогда даже эльдар не смогут ясно видеть их, хотя они и присутствуют. Но когда они желают облачиться, валар принимают на себя обличья, некоторые как мужские, а некоторые как женские; для чего различие в характере у них было с самого начала, и оно проявляется только в выборе каждого, а не в выборе, как у нас, мужчин и женщин может быть показано одеждой, но не сделано таким образом. Но формы, в которых проявляют себя Великие, не всегда похожи на формы королей и королев Детей Илуватара; ибо временами они могут облачаться в свои собственные мысли, становясь видимыми в формах величия и ужаса.
По цитате:
- образы для айнур, ставших сошедшими в Эа материализованными духами(валар и майар) определены им Эру Илуватаром не изначально при создании духов вне времени и пространства, а Эру Илуватаром после Музыки Айнур в Видении Илуватара.
- слова "это различие в характере у них было даже с самого начала": речь о
валар, а не духах-айнур, о сошедших в Арду, искаженных Ардой Искажённой существах. Валар и майар действительно
изначально, со времени вхождения в Эа и даже раньше - после создания Музыки, узрив Видение Илуватара, имели некую предрасположенность характера (difference of temper). Но это "с самого начала" - временное понятие, относительно материализации, воплощения в Эа.
Духи вне Эа т.о. бесполы и нематериальны. Их постепенное поглощение Ардой Искажённой обуславливает привязку к телу, к которому они изначально (со времени нахождения внутри Эа, но не раньше) имеют предрасположенность от Эру Илуватара. Слова "Манвэ задуман Илуватаром как брат Мелькора означает вовсе не наличие мужских половых органов у обоих, а некую духовную общность, как братья-послушники в монастыре, например.
Вообще, странно видеть человека с 20 летним опытом чтения и перевода Толкина, который не понимает разницу между свободным духом-айну вне Эа и духом, вошедшим в Арду.
Способность к размножению, как у падшей майа Мелиан - это следствие искажения, а вовсе не некое положительное свойство. В случае с Мелиан это вынужденная мера, ответ на подобные действия Мелькора, чьи майар активно размножались, сами себя заперев в плотных телах. Однако принципиальной разницы нет. Борьба со злом при помощи зла приводит к одному и тому же. Мелиан умерла, Элу Тингол умер, Лутиэн умерла, и Диор умер. Все они умерли за то, чтобы добро победило зло при помощи его же, зла, правил игры: в Искажённой Арде нет иных правил.