Толкин напрямую не даёт объяснений, зачем армии Валинора надо было столько времени выжидать с атакой на Белерианд/Ангбанд, пока убьют Финвэ, Феанора, Финголфина, Финрода и еще с десяток видных фэльфов. При этом в текстах Толкина всё есть для объяснения: надо было, чтобы образцовый адан поженился на галахической валинорской эльдарке и приплыл своим ходом в Валинор, куда его допустили приплыть (не утопили, как обычно). И тогда по просьбе этого адана валинорское войско нанесёт удар по средиземским землям и врагам. Почему бы не скрестить мужа-адана с эльдской женой пораньше лет на 500, как только люди "пробудились"? или на 3000 лет понраньше, если людей пробудить пораньше? Этому тоже есть обяснение. Хорошее зло нужно выдержать, как хорошее вино. Если бы валар пришли тут же вслед за Мелькором, укравшим Сильмарили, а не делали вид, что не знают, куда он делся (подсказка: Ангбанд) и победили врагов быстро и оптом, эльфы и люди бы не ценили это так, как когда им пришлось вынести множество утрат и разочарований.
Мелькор, чтобы быть пойманным и убитым, должен воплотиться в смертном (=человеческом по сути) теле, но на самом деле нет. Мелькора можно было прекрасно - нет, не изловить, если он сам этого не захочет, как прошлый раз - а изолировать, не дать ему возможность восстановить государственность. Ну или с оказией поймать его, уже очеловеченного, еще до того, как он выведет Глаурунга, который раскажет Турину неправильную информацию, или еще сильно раньше. Но тогда не было бы предполагаемого участия Турина в Последней Битве за Арду. Ну или Берена, если по позднейшим черновикам.
Так что весь сценарий был расписан подробно и заранее. Мелькор по сценарию крадет Сильмариллы и убивает Финвэ (на самом деле, просто оказывает услугу Манвэ, лишая Финвэ тела и отправляя провинившегося эльфа в тюрьму Мандос). Затем валар изображают, что понятия не имеют ни про Ангбанд, ни про Саурона, который трудился 300 валианских лет, отстраивая твегдыню заново. И начинают искать не там, а потом очень быстро и вовсе забрасывают поиски. Ну нельзя всевидящему Манвэ увидеть, где Ангбанд, не видно, маленький такой фортик, неприметный.
И потом - все это часть выписанного сценария - Феанор негодует (отец сидит, мать лежит), обвиняет валар в бездействии (зря это он, недогадливый какой-то) и начинает крушить и кромсать, и его тоже закономерно искромсывают, и он тоже оказывается в тюрьме Мандос. Затем в тюрьме оказываются вся остальная верхушка эльдар, которые посмели возникать на властелинов-валар . Нельзя воевать, надо изображать войну - если начальство велело. Вроде Валинор формально воюет с Мелькором, бегают Эонвэ с Тулкасом по Средиземью, ищут его, а вроде и не воюют. Эгладор-Дориат стоит себе, Мелиан указала пограничную линию по периметру, и никакие враги через нее не переползают, даже и не пытаются. Сценарий такой.
И вот наконец рождается подходящая личность, Берен пока еще не однорукий, потом становится однорукий и потом отправляется в Аман на дознание к Намо-Мандосу. Тут появляется Лутиэн и вымаливает продление. Берена продляют, руку, правда, отрастить не дают. И оказывается вдруг, что Берен и Лутиэн в Мандосе перед судом валар не признаются где Ангбанд! Вот не хотят они говорить, чтобы Эонвэ с Тулкасом такие: ах, так вот он где был-то! А мы и просмотрели! Это потому что рано еще, Берен с Лутиэн все таки не то. Давайте еще подождём, счас Туор родится, найдет эльдарскую подругу, вот тогда-то мы Ангбанд и обнаружим.
Ну и далее все как надо. Мелькор срочно ощупывает себя: он точно смертен? Саурон подтверждает и докладывает по осанве в Валинор. Тут же высылается наряд, Мелькора забирают, Саурона оставляют, занавес. Новая эпоха, новый сюжет.