Цитата из: Эотан on 18-05-2005, 21:20:16
Young lady, а Вы не пробовали себе представить, что Архипелаг ГУЛАГ - всего лишь художественное произведение?
Увы - не так все просто. Псевдоисторические книги оперируют реальными именами, ссылаются на реальные события, и неискушенный в истории читатель невольно поддается гипнозу: ВСЕ приводимые автором подробности начинает воспринимать как ПОДЛИННУЮ историю. Примерам несть числа, и очередной - у нас тут перед глазами. Таких наивных чукотских ледей всегда было и будет предостаточно.
Пикуль и Бунич, Суворов-Резун и Солженицын в разной степени паразитируют на читательском интересе к истории. Кто-то жаждет лишь личной славы, кто-то делает деньги на массовой читательской безграмотности... А кто-то занимается впариванием заранее определенных идей под видом "художественного вымысла", и это - самое гадкое.
Забавно, что и литературная-то ценность всех этих "пёрлов" сомнительна. Популярность, повторюсь, достигается не за счет литературно-художественных достоинств - а за счет спекуляции на тематике, так зачем же тратить силы и время на литературную работу - публика и так все схавает?
Цитата:
"Как просто нынче стало сделаться знаменитым писателем-историком! Рецепт популярного современного исторического романа предельно прост: выбрать "ходовую" тему, взять чью-либо не слишком сложно написанную монографию, данной теме посвященную, невнимательно прочесть. Затем аккуратно, стараясь не перепутать местами события и даты, переписать "художественным" языком, насыщая текст искусственными "красивостями". Ввести пару-тройку плоско и аляповато намалеванных несуществовавших персонажей, приправить их плакатную речь - в зависимости от того, положителен сей герой или отрицателен,- либо откровенными проявлениями квасного патриотизма, либо не менее тупыми знаками вероятного предательства... Дополнить собственными мыслями - подчас, бредовыми...
Именно подобного типа литература сегодня - "на коне", она приветствуется официальной властью, поощряется рынком, приносит живым авторам многотысячные гонорары и государственные премии, а почившим - славу.
В краю непуганых идиотов легче править. Народ, потерявший представление о собственном прошлом - идеальный материал для обворовывания и помыкания. А что еще нужно нынешнему политику, кроме сообщества рабов?..
Девиз нынешнего популярного писателя - коньюнктура , цель - поменьше работать - побольше получить."
С.Самченко, историк ВМФ
Вот и получается: одни читатели видят, что литература так себе, но зато это ж ИСТОРИЯ!
Другие понимают, что история тут жестоко изнасилована, равно как технические познания Афтыров, мягко скажем, не блещут- но это ж Литература!
А те, кто разбирается и в том и в другом достаточно, чтобы раскусить дешевую подделку - настолько малочисленны, что погоду все равно не сделают.
О "литературных талантах" Солженицына уже много было сказано раньше. Последнее, что кидалось сюда:
Цитата из: Зелёный_Ёжик on 14-04-2005, 21:49:21
Случайно попала мне в лапы книга - А.Е.Рекемчук «Пир в Одессе после холеры», Москва, «МИК», 2003г., и обнаружил я в ней нечто, имеющее отношение к тутошней теме.
Почему мне кажется важным то, что пишет о Солженицыне Рекимчук? Это - профессиональный писатель, современник Солженицына, причем разделявший в достаточной мере тогдашние диссидентские настроения.
При первом знакомстве произведения Солженицына на «запретную тему» вызвали у Рекемчука восторг – не литературными достоинствами, конечно, а простотой и откровенностью языка. Ну и, конечно, прежде всего смелостью выбора темы. Организованную советскими инстанциями кампанию «не читал, но осуждаю» Рекемчук описывает, не жалея сарказма. Но даже в тот момент неофициальная оценка писательских кругов однозначна:
«Все понимали, что премия венчает не творческие заслуги писателя, а недвусмысленно поощряет его жестко обозначившееся противостояние советскому режиму и коммунистической идеологии, делает его знаковой фигурой в развернувшейся «холодной войне»». (с.13)
Но уже «Архипелаг» вызвал разочарование: не только паразитированием на уже освоенной «жареной» теме, но и непорядочным, мягко говоря, отношением к товарищам по перу и по несчастью.
«издевается он над несчастными собратьями по перу, угодившими, как и он, в ежовские застенки, в бериевские лагеря, а потом осмелившимися - подобно ему, а порой и прежде него – написать об этом: над Алдан-Семеновым, Борисом Дьяковым, Галиной Серебряковой, Львом Разгоном, Шелестом, Тодоровским…»
В общем, остается только надеятся, что не все участники данного форума подобны сельди безголовой пряного посола