У меня с этим все просто, игрок выбирает себе расу, от этого идет часть бонусов или минусов, затем откидывает 6 параметров на характеристики (Силу там, ловкость...). И расставляет их так, как считает нужным. Т.е. мечта у него стать файтером, он и делает себе силу побольше да ума поменьше...
А с гильдиями тоже просто, допустим существует 4 начальных гильдии, - маги, воины, воры, рейнджеры (рейнджеров можно сделать одним из ответвлений воинов, также можно ченить добавить...) Игрок вступает в одну из них (в каждой есть свои требования по характеристикам), проходит несколько ступеней, уровней, квестов. И получает право перейти в ответвление... к примеру маг-иллюзионист, или вор-асассин.
И так далее.
А придумать все это наверное пролще в реале при встрече... а может и нет...