Цитата из: Мёнин on 23-12-2005, 22:38:25
Тогда было бы проще обсуждать более широкие темы, чего не происходит. Наоборот, чем меньше абстрактности (высокая абстракция от яйца - "вообще яйцо", о котором мало что можно сказать), тем больше можно сказать.
1. Дело в том, что обобщённое понятие - по сути абстрактная модель. Соответственно, она обладает меньшим кол-вом свойств, чем конкретное (оно более "бедное", если хотите). Есссно, меньшее кол-во свойств можно и обсуждать, не уводя дискуссию в оффтоп.
Что не отменяет ценности такой дискуссии (как я уже сказал, чем уже тема, тем глубже можно проработать; в абстрактной модели - на уровне нескольких значимых свойств).
2. Оперирование обобщёнными понятиями требует более высокой культуры дискуссии, чем оперирование понятиями конкретными... Поэтому, если такая дискуссия не модерируется жёстко, начинаются подмены тезиса (как правило, неумышленные), использование непредставительных примеров и прочие прелести.
Цитата:
А в случае "вообще религии", в зависимости от опрделения она может оказаться и добром, и злом, и бутербродом с колбасой... Говорить становится не о чем, разве что ругаться.
Именно поэтому столь важно точное определение. Хотя не спорю, понятие "вообще религия" - весьма "бедное" (см. выше).
Цитата:
Что касается момента "дерево - часть леса"; в ряде случаев узкоопределённое понятие, например, "христианство, как его понимали апостолы и Вселенские Соборы" отнюдь не является, во всяком случае, с точки зрения христиан, "деревом в лесу", а имеет собственную ценность и значимость, маол зависящую от количества альтернативных точек зрения.
Смотря с точки зрения каких свойств Вас интересует понятие "христианство, как его понимали апостолы и Вселенские Соборы"... В каком-то смысле и на него распространяются синергетические свойства более широких понятий. В каком-то (наиболее значимом, согласен с Вами) - нет.