Цитата:
- Влюблен по собственному желанию; Добр по собственному желанию. Щедр по собственному желанию.
Сострадателен по собственному желанию. Звучит абсурдно, согласен. Пара-
доксально, вернее. Но ПО ЧЬЕМУ ЖЕ ЕЩЕ желанию мы можем стать
добрыми, щедрыми и прочее? Мир всегда, всегда будет стараться сделать
нас злобными и скупыми. Конечно, невозможно враз, сей секунд, почувствовать
то, чего не чувствуешь. Мы привыкли, что это злостное и, как правило, подлое
лицемерие - делать вид, будто чувствуешь то, чего не чувствуешь. Потому что
мы всю сознательную жизнь прожили среди предельного лицемерия.
Вяч. Рыбаков, "Человек Напротив"
Цитата из: Ловец Ветров on 23-01-2006, 15:07:50
социальные нормы и внутренние запреты, в сущности, различаются лишь тем, что норма исходит из уст другого, а внутренний запрет от меня самого. Источник же их один и причина формирования маски (роли, основанной на ряде норм) – одна.
Ну как же тут один источник? Мы свободны в выборе законов для себя, и почти никогда не выбираем законов общества.
И внутренние запреты - они как раз от совести. Когда ты не бьёшь ребёнка не потому, что боишься милиционера. А потому, что бережёшь ребёнка.
Цитата:
А значит проводить принципиальное различие между внутренним и внешним здесь ошибочно.
Это и есть принципиальное различие: свобода выбора. Свобода воли.
Цитата:
По содержанию он продолжает оставаться внешним (то есть принуждающим, то есть искусственным, маской).
Снова неверно. Во-первых, искусственность не означает маски (искусственная надстройка может и не закрывать естественное), а во-вторых, внутренний запрет НЕ вынужденный. Он произвольный.
"Но ПО ЧЬЕМУ ЖЕ ЕЩЕ желанию мы можем стать добрыми?"
Цитата:
Я утверждал и продолжаю утверждать, что никакой внутренний (а на самом деле социальный) запрет не является органически свойственным личности.
Итак, совесть также не органична личности - вообще всегда? Одна из основных активностей совести - запрещающая!
Цитата:
И далее вы говорите, что искусственная вещь (технология) может быть как конструктивна, так и деструктивна. С этим соглашаюсь. И все же... Психиатру удается порой излечить или направить больного на путь самоисцеления только лишь за счет диалога, в ходе которого больной использует свою болезнь против нее самой.
И снова маска - технология. Или вы из тех, что считиают ролевые игры грехом? Тогда позвольте поинтересоваться, что же вы делаете здесь под псевдонимом? Псевдоним - такая же маска.
Цитата:
Закон никого никогда не освобождал. Потому он и закон.
Снова не то.
Закон освобождает ряд людей, которые становятся свободны не думать каждую минуту об угрозе своей жизни.
Гражданский закон может освободить социально неустроенного человека от ряда проблем.
Цитата:
Запрет (будь он социальный или мысленный) остается запретом (то есть фактом внешнего подавления).
Ну каким боком-то внешнего обязательно?! Я САМ решаю, делать мне это или не делать. А иногда - запретить себе что-то навсегда.
Цитата:
Закон есть подавление.
Подавление преступности (цель существования уголовного закона) меня вполне устраивает. А закон гражданский часто, как я уже говорил, расширяет возможности человека.
Цитата:
Если это самозаконие, то подавление себя самим собой. Это и есть то, что называется духовным расколом.
Неверно в корне.
Верно то, что подобный раскол часто приводит к возникновению запретов; но тогда эти запреты благотворны и полезны.
Но сам закон раскола порождать не должен, если только он не возник сам в результате раскола воли и разума между собой.
Цитата:
Кто вам сказал, что при внутреннем запрете (мысленном, дискурсивном), человек не лицемерит. Если вы так считаете, то глубоко заблуждаетесь, и это не голословное утверждение.
Не обязан лицемерить. Может не лицемерить, честно говоря: "Я этого НЕ делаю".
Цитата:
Если бы вы так сразу не бросали в топку того же многострадального Юнга (бросать книги в огонь – вообще крайне неблагодарное дело, знаете, как, впрочем и жесткие необоснованные заявления выносить),
Теория Юнга неприменима к ряду случаев. Во всяком случае, теория архетипов.
Цитата:
то вы бы увидели из многочисленных примеров реальной практики, что людям гораздо более свойственно не внутренняя гармония желания и действия, а именно их разлад.
Я где-то утверждал обратное? Я утверждаю всего лишь, что большинство людей используют крайне малое количество внутренних запретов, иногда не принимают вообще. Отсюда - и всё перечисленное.
Цитата:
Гармония свойственна разве что святым. Остальные же борются всю жизнь, или не борются.
А у святых нет запретов, а? Ну совсем? Ни капельки?! Именно что есть. Больше, чем у любого из нас.
Цитата:
Лицемерие часто есть желание втайне, то есть желание, не дошедшее до исполнения. Например, когда в пост мечтаешь о пище – это есть проявление лицемерия (как ни жестоко это звучит).
Желать пищу - это не лицемерие. Это нормальное желание любого животного.
Предаваться мечтаниям о пище, возможно, грех; грех всяко меньший, чем взяться за пост, всем сказать, что его исполняешь и не выполнить сказанного, что и будет лицемерием.
Цитата:
И лишь в том согласен с вами, что закон, подавляя желания, способен остановить поток желаний, но не устранить их наличие.
Существование этих желаний - свойство организма. Они есть, так или иначе. И их надо уметь останавливать, так или иначе. Вот грубо устранять их, прятать, сублимировать (после чего они вполне себе в согласии с самим термином "сублимация" вылезают шут знает где в крайне неприятной форме) - неестественно и часто вредно.
Цитата:
Вы используете понятие «совести», взятое из области религиозной культуры.
Я ознакомился с понятием "совесть" гораздо раньше, чем с религиозной культурой. И совести у человека, как правило, больше.
Цитата:
В таком случае извольте видеть, что совесть никогда не толковалась как «система запретов».
В действительности, извольте видеть, она является или такой системой, или, что вернее, системой причин внутренних запретов.
Цитата:
Образ Божий есть не столько запрет, сколько эхо истинной личности (так в христианском контексте), которая подавлена нынешним болезненным состоянием раскола.
Чтобы понять, о чём я говорю, ответьте на один вопрос: является ли следствием раскола внутренний запрет человека на стремление к расколу?
Цитата:
Личность просто не нуждается в них, ибо всякий запрет есть ограничение извне,
Снова вы за своё. Не всякий!!
Цитата:
а запрет, который я не ощущаю как запрет, не переживаю как давление, есть не запрет вовсе, а естественное бытие, лишенное внутренних противоречий.
Он является таковым по факту. Более того, когда мы его принимаем, принять внутренний запрет бывает непросто, и сопряжено с трудом.
Ещё более того, отсутствие ощущения этого давления не является аргументом в пользу этого запрета как верного и естественного. Для немалого количества людей социальные запреты, в том числе отвратительные по сути, воспринимаются как совершенно естественные и не-давящие. Это "мы" "знаем", что это за "бяка" такая. А они - нет.
Цитата:
p.s. Хочу еще заметить, что все, о чем я здесь говорю, будучи переведено на язык христианской антропологии, отчетливо прописано в известном «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона.
Не знаком.
Дальше - больше.
Цитата:
Истинная личность – либо скотина (животное),
Истинная личность не может быть животной. Животность - не личностна. Вообще.
Цитата:
Другое дело, насколько вам как личности комфортно в вашем нынешнем состоянии. Если вы абсолютно удовлетворены своим наличным бытием, значит, стремится далее вам ни к чему.
Снова не показатель. Маньяку-убийце может быть очень приятно резать детей, что не значит, что так всё и надо оставить.