Цитата из: Арвинд on 18-01-2006, 17:43:26
1. Лишать слово "национальность" смысла
генетической принадлежности к определенному народу - неправильно. Просто потому, что смысл слов определяется их употреблением. Мы знаем, как употребляет данное слово большинство. Да что там говорить - мы с вами так его употребляем. Я абсолютно уверен, что если Вам задают вопрос о Вашей национальности, то Вы ответите о том, какая кровь в Вас течет.
А вот и не угадали! В моих жилах течёт кровь как минимум четырёх народов, почти в равной пропорции (как минимум - как уже говорил, европейские народы давно сильно перемешались). И что мне делать?
Я, может быть, выразился не совсем точно. Я не призываю лишать национальность генетической составляющей. Она тоже есть, наряду с другими. Тем более что, как правило, родители воспитывают детей в той же культуре, в которой выросли сами. Дело в том, что эта генетическая составляющая присутствует в принципе, философски. Но на практике, при исследовании народов, при попытке установить границы, где заканчивается один народ и начинается другой, генетическая принадлежность не установима. Если не сравнивать, конечно, финнов с маори.
Поэтому основой для рационального подхода остатётся культурная составляющая национальности.
Я всё-таки не согласен, что, если больш
ая часть людей воспринимает слово неправильно, нужно от слова отказаться. "Выпрямлять имена" нужно (так кажется, это Конфуций называл). Хотя, конечно, осторожность в выражениях не помешает.
Да и насчёт "большинства", мне кажется, некоторая натяжка. По крайней мере базовый термин - "народ" - большинство народа (извините за каламбур
) воспринимает более-менее правильно.
Цитата:
Ну и еще один важный момент: хотя предоставленная Вами модель напряжения в межкультурном взаимодействии вполне правдоподобна, я не вижу оснований применять ее к той опасности взрыва, о которой Вы говорите. Я не вижу, что в России со стороны хоть каких-то "нацменьшинств" ощущается опасность изменения привычной русским культурной среды.
Да, в Москве много выходцев с Кавказа. Они часто заняты в торговле, и от этого заметны на улицах. И что? Вы серьезно думаете, что нелюбящие их ощущают опасность для русской культуры? А где она, эта опасность? В чем? Они что, влияют как-то на наше телевидение, на нашу школу, на наш язык? Они просто сосуществуют.
Я пока не говорил "опасность для культуры". Я говорил о влиянии на культурную среду обитания. И это влияние, как это не цинично звучит, "нацмены" оказывают самим своим сосуществованием с "нацболами". А не целенаправленной пропагандой. Азербайджанские мигранты построили мечеть для себя - местные жители её видят, слышат пение муэдзина - привычная культурная среда обитания
изменилась. Возможно, совсем немного. Но изменилась (я пока не касаюсь вопроса, изменилась в худшую или лучшую сторону).
Вы хотите, чтобы я привёл примеры проявлений того, что такие изменения
накапливаются? Это непросто, поскольку впечатления из повседневной жизни или опыт общения с "нацменами" (свой ли, окружающих ли) - это аргументы не очень весомые. А весомых аргументов пока действительно немного, активный приток инородцев начался не так давно и изменеий накопилось не так много. Людей пугает, как мне кажется, пока не то что уже реально есть, а то, что может быть в будущем, при сохранении тенденций.
Вот, вспомнил! Вы обратили внимание на рекламу? Последние 3-4 года в московской рекламе стали активно использовать моделей явно южной внешности. Это тенденция вполне отчётливая, лет десять назад такого не было и в помине. Целевая аудитория возросла...
Цитата:
Взять тех же евреев. Я с ними вырос. Из пятерых моих друзей детства двое - иудеи со всеми вытекающими. Немало было их в моей школе, как преподавателей, так и учеников (школа была известна в районе как "Синагога"). И хоть бы раз я услышал от них хоть одно слово пропаганды! Не вижу я давления на русскую культуру от них.
Про пропаганду я уже сказал.
Евреи как пример тоже неудачен - этот народ во-первых, выработал за века склонность к "мимикрии" (как средство защиты), и, во-вторых, их у нас совсем не так много. Мне кажется, евреев у нас не любят просто по старой памяти (в Российской Империи возможно действительно были межнациональные конфликты между русскими и евреями).
Цитата:
Вот от кого давление есть, так это от американской культуры. И как это сочетается с тем, что неонацисты обращают свою ненависть на евреев и черных?..
Ну, они ж считают, что за США стоит мировая жидо-масонская закулиса. И негров там тоже много.
Цитата:
Собственно говоря, раз мы видим, что проблема у нас не в защите нашей культуры, то и надобности очень много распространяться о "носителях русской культуры" нет. Так что не предлагаю вообще никакого термина выдумывать. Просто поменьше говорить о русских, и побольше делать для этой самой русской культуры - язык наш защищать, музыку, промыслы, праздники.
Дело в том, что проблема "О народах, этническом сознании и национальном вопросе" не сводится лишь к межнациональной розни. По моему мнению, в XXIв. главным фактором, на основе которого люди осознают своё сходство или различие, будут культурные особенности. А, как мы согласились, макрообъединением людей на основе культурных связей является как раз народ. Т.е. если в XXв. интеграция/столкновения происходили между режимами, то в XXIв. они будут происходить между народами.
Разве в таких условиях не возрастает важность этнических вопросов? Разве не должно государство учитывать их при формировании государственной идеологии (которой у нас, кстати, пока нет) и внешнеполитической стратегии (аналогично)? Собственно, я с этого начал.
Цитата:
Еду русскую - Лужков не дурак был, "Русское бистро" организовывая (собственно говоря, еда - это единственный показатель того, к какой культуре человек реально принадлежит).
Да, еда - это важно. Когда бываю за рубежом, мне очень не хватает ржаного хлеба...
Цитата:
Мой дед
Не светловолосый, правда, но довольно светлый. Со светло-голубыми глазами...
Не ждал - не гадал, случайно попал!
Итого, у меня получилось 4 тезиса.
1. Делить людей на основе генетической составляющей их национальности - действительно неверно.
2. Национальность включает генетическую составляющую наравне с другими, но в практических целях можно использовать лишь культурную.
3. Значение понятия "народ" в меняющихся глобальных условиях возрастает (потому я и решил продолжить тему), и не исчерпывается лишь решением проблемы межнациональной розни. Поэтому употреблять его "меньше" не получится.
4. Итог: надо добиться, что понятие принадлежности конкретного человека к народу (национальность) народные массы воспринимали верно. А не уходить от его употребления. Либо, в крайнем случае, заместить его другим существительным, не таким заезженным... может быть, "народность"?