Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: О патриотизме  (Прочитано 4423 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ellome

  • Гость
О патриотизме
« : 11/03/2003, 18:27:01 »
Уши темы растут отсюда:
http://forum.tolkien.ru/index.php?board=40;action=display;threadid=3803

Ellome:
Цитата:
И самое ужасное - возрождается военно-патриотическая пропаганда среди молодежи. С самого раннего детства человека морально калечат, внушая ему, что он чем-то обязан этой стране, в которой его угораздило родиться. Внушают, что он должен ее любить и защищаить. Да ничем он ей не обязан! А такое чувство как любовь, по определению не может быть навязано извне. Любишь всегда "за что-то" или, бывает "не занаешь за что, но любишь", но никогда не "потому что должен".



Valandil:
Цитата:
Уффф, ну что тут сказать? Слава Богу, что возрождается военно-патриотическая пропаганда среди молодёжи. Ибо без этой пропаганды молодёжь обычно вылетает из школы после 9 класса, бомжует, курит и вкалывает наркотики.

Объяснять человеку, что он обязан той стране, которая его вырастила, воспитала, дала его родителям заработок, а ему - образование и воспитание; что она вообще сделала возможным его появление на свет - это не значит морально его калечить. Морально калечить - это объяснять человеку, что он никому ничем не обязан - ни стране, в корторой он вырос, ни родителям, у которых его угораздило родиться. Аналогия, по-моему, достаточно ясная.

Талдычить "ты должен любить" и объяснить, за что можно любить страну - две разные вещи. Первое к любви к стране не приведёт, а второе - приведёт, я надеюсь.

Вспомните, сколько людских судеб было сломано во время эмиграции. Вспомните, как люди стремились обратно - на Родину.


 

               

               

Ellome

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #1 : 11/03/2003, 18:58:57 »
А теперь отвечу на твое сообщение:

Цитата:
Ибо без этой пропаганды молодёжь обычно вылетает из школы после 9 класса, бомжует, курит и вкалывает наркотики.


Отнюдь. Те, кто вылетает после 9-го класса из школы, бомжует, курит, пьянствует и колется были, есть и будут. Воспитание никто не отменял. Я всего лишь против военно-патриотического воспитания. Наоборот - человеку нужно внушать, что поднимать руку на другого человека - есть плохо даже в качестве обороны от агрессии (христианская терпимость, "непротивление злу насилием" Толстого - кому что ближе), что все страны и нации равноправны. Нельзя навязывать превосходство какой-либо страны или нации. Тем более нельзя говорить, что именно твоя страна и твоя нация - самая лучшая, это формирует гордыню, что есть смертный грех.

Цитата:
Объяснять человеку, что он обязан той стране, которая его вырастила, воспитала, дала его родителям заработок, а ему - образование и воспитание; что она вообще сделала возможным его появление на свет - это не значит морально его калечить. Морально калечить - это объяснять человеку, что он никому ничем не обязан - ни стране, в корторой он вырос, ни родителям, у которых его угораздило родиться. Аналогия, по-моему, достаточно ясная.


За то, что родители родили и вырастили ребенка, ребенок потом кормит их в старости. Сначала родители кормят тебя, потом ты родителей. Все нормально. Аналогично и со страной - за то, что она дала мне бесплатное образование, за то, что я живу в ней - я ежемесячно плачу ей налоги. Все нормально.

Цитата:
Талдычить "ты должен любить" и объяснить, за что можно любить страну - две разные вещи. Первое к любви к стране не приведёт, а второе - приведёт, я надеюсь.


Согласен. Только "за что" выбирается очень специфичным образом. Вполне логично было бы рассказывать о великих русских ученых или деятелях искусства, о роли России в мире. А вместо этого основной упор делают на славу русского оружия, т.е. на то, как русские хорошо умели убивать себе подобных.

Цитата:
Вспомните, сколько людских судеб было сломано во время эмиграции. Вспомните, как люди стремились обратно - на Родину.


Да, факт. Жизнь в другой стране - не сахар. Это и иные обычаи, иной уклад жизни, другой язык, наконец - пусть даже ты им и владеешь в совершенстве, как первая волна эммигрантов из России после 17 года знала французский не хуже русского. Но иногда эммиграция -  единственный способ сохранить себе жизнь и не прогибаться под властью, к которой ничего кроме отвращения не испытываешь. Есть и другой аспект - уехать, чтобы наконец-то жить достойно - характерно для нынешних эммигрантов. Труд в России, особенно квалифицированный, сейчас слишком дешево ценится.

               

               

Valandil

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #2 : 11/03/2003, 19:34:03 »

Цитата:
Отнюдь. Те, кто вылетает после 9-го класса из школы, бомжует, курит, пьянствует и колется были, есть и будут. Воспитание никто не отменял. Я всего лишь против военно-патриотического воспитания. Наоборот - человеку нужно внушать, что поднимать руку на другого человека - есть плохо даже в качестве обороны от агрессии (христианская терпимость, "непротивление злу насилием" Толстого - кому что ближе),


Нет. Не путай христианскую терпимость и "непротивление злу насилием". И ещё вспомни молитвы в церквах за "православное воинство" и "положение жизни за други своея".

Так человека воспитать невозможно. Просто потому, что он окажется беззащитным перед тем, кто не поддастся такому воспитанию. Это утопия - надеяться, что люди разом станут хорошими, добрыми и поверят в то, что драться плохо. Это не так. Взаимоуважение не может строиться на слабости. В Англии, одной из самых демократичных стран мира, наличествующие свободы явились результатом влияния тугого лука и крепкой дубинки. "Англичане уважали людей, умевших биться до конца и не просивших пощады. Именно так они учились уважать друг друга". Это цитата из английской монографии по данному периоду.

Я не соглашусь, чтобы моих детей воспитывали по принципу "лучше отдам кошелёк, чем дам по морде". Меня самого воспитали в ровно противоположном ключе, и я доволен этим воспитанием. Такая позиция делает из человека труса и заставляет его гораздо больше думать о сохранении собственной жизни, чем о сохранении других.

Цитата:
что все страны и нации равноправны. Нельзя навязывать превосходство какой-либо страны или нации. Тем более нельзя говорить, что именно твоя страна и твоя нация - самая лучшая, это формирует гордыню, что есть смертный грех.


Разумеется. Но это уже не патриотизм. Это, пардон, шовинизм. И к военно-патриотическому воспитанию относится весьма лево.

Цитата:
За то, что родители родили и вырастили ребенка, ребенок потом кормит их в старости. Сначала родители кормят тебя, потом ты родителей. Все нормально. Аналогично и со страной - за то, что она дала мне бесплатное образование, за то, что я живу в ней - я ежемесячно плачу ей налоги. Все нормально.


Ну да. И когда на родителей нападёт с топором маньяк - ты пойдёшь их защищать. Аналогия та же.

Цитата:
Согласен. Только "за что" выбирается очень специфичным образом. Вполне логично было бы рассказывать о великих русских ученых или деятелях искусства, о роли России в мире. А вместо этого основной упор делают на славу русского оружия, т.е. на то, как русские хорошо умели убивать себе подобных.


ИМХО, одно другому не мешает. При условии, чникто не застрахован от критических ситуаций, это весьма полезно. Я, например, горжусь тем, что мои предки сумели защититься, когда на них напали. Что они не были трусами, не бросили оружия, но сумели отбить наглого агрессора. И эта гордость, пускай опосредованно, но поможет мне при встрече с подонком в тёмном переулке.

Цитата:
Есть и другой аспект - уехать, чтобы наконец-то жить достойно - характерно для нынешних эммигрантов. Труд в России, особенно квалифицированный, сейчас слишком дешево ценится.


Я, увы, испытываю к этим людям лишь огромную жалость. Я предпочитаю улучшить то место, где живу, нежели отправиться искать себе уже улучшенное кем-то. Интересно, как сложно им будет вернуться лет через тридцать? ::)

ЗЫ. Элломе, слово "эмиграция" (выезд из страны) пишется так, а "иммиграция" (въезд в страну) - так. ;)


               

               

Лорион

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #3 : 11/03/2003, 22:53:53 »

Цитата:
Тем более нельзя говорить, что именно твоя страна и твоя нация - самая лучшая, это формирует гордыню, что есть смертный грех.

Хмм...а мне каежтся, что ты не прав. Если такое не говорить, то постепенно у наших сограждан сформируется мнение о полной Серости нашей страны и т.д. Если такие слова не обращены в агрессию - сколько угодно можно говорить, писать, показывать. В конце концов городость далеко не последнее чувство
Цитата:
Quote:
Есть и другой аспект - уехать, чтобы наконец-то жить достойно - характерно для нынешних эммигрантов. Труд в России, особенно квалифицированный, сейчас слишком дешево ценится.  
 

Я, увы, испытываю к этим людям лишь огромную жалость. Я предпочитаю улучшить то место, где живу, нежели отправиться искать себе уже улучшенное кем-то. Интересно, как сложно им будет вернуться лет через тридцать?

Если наша страна не может дать тебе то, на что ты реально рассчитываешь, то, что ты можешь реально заработать, то, пардон, почему бы не уехать? Тем более, если поездка за кордон может дать вам взлет по лестничной карьере, а потом уже с ней можно вернутся в свою страну, где, как ни странно, снанчало смотрят на степень, знаие и т.д., а уж потом на то, что умеет человек.
Я даже могу сравнить свое положение-заработок стоматолога у нас 3000-5000 тыс.руб в районной поликлинике,  а что будет через 4 года, когда я выйду за пределы ВУЗа неизвестно. В частных, же, клиниках предпочтительно берут тех, кто имел практику зарубежом.



               

               

Аскар Туганбаев

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #4 : 12/03/2003, 00:57:23 »
 Под патриотизмом я, кстати, понимаю никак не национальность (которая у меня не просматривается), а стремление к повышению уровня жизни в ареале проживания.

http://www.computerra.ru/offline/1999/301/3738/ (http://www.computerra.ru/offline/1999/301/3738/)

               

               

Святополк

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #5 : 12/03/2003, 08:30:45 »
2Аскар
\\а стремление к повышению уровня жизни в ареале проживания. \\
это называется "приспособленческий патриотизм".
у КАЖДОГО есть РОДИНА.
к примеру,у евреев- Израиль. по-этому о патриотизме к России им говорить-кур смешить.

ЗЫ-нельзя действовать по принципу таксиста из Брат 2 (где моя жопа в тепле,там и Родина),и говорить о патриотизме

2Lorion
\\В конце концов городость далеко не последнее чувство\\

не путай гордость и гордыню.


2Valandil
\\И ещё вспомни молитвы в церквах за "православное воинство" и "положение жизни за други своея".\\

это не основоположные идеи,а более поздние добавления,вызванные жизнеными необходимостями.
да и какое "христово воинство" в библии описано?а то,что церковь во время Ига против противодействия была- это правда,это и было "непротивление злу".




               

               

Valandil

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #6 : 12/03/2003, 09:36:46 »

Цитата:
это не основоположные идеи,а более поздние добавления,вызванные жизнеными необходимостями.
да и какое "христово воинство" в библии описано?а то,что церковь во время Ига против противодействия была- это правда,это и было "непротивление злу".


"Не мир принёс Я вам, но меч." ;)

А то, что Сергий Радонежский благословил на бой Пересвета и Ослябю и вообще всячески способствовал победе в борьбе - это и есть "православное воинство".

А понятие "христово воинство" применяется в основном ко всей массе верующих, ибо каждый из них - воин, сражающийся в своей душе с пороками и грехами, а, следовательно, и с Врагом. :)

               

               

Святополк

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #7 : 12/03/2003, 11:18:51 »
\\"Не мир принёс Я вам, но меч." \\
правильно. он ж русским был.
а это -не христианская мораль.
это,как бы ты не хотел-это языческая.
не щеку подставлять врагу,а бить по щеке.

\\А то, что Сергий Радонежский благословил на бой Пересвета и Ослябю и вообще всячески способствовал победе в борьбе - это и есть "православное воинство".\\

ага,а как митрополит относился к затее Дмитрия Донского? ;)
и к самому Сергию? :D

Дм.Донской был на Куликовом поле проклятым(приданным анафиме) князем.
молился он не в скрюченное христианской позе,а в седле,глядя в небо и блеск клинка. (по задонщине или сказание о мамаоевом побоище,не помню уже)
да и Сергий отличался что то имел функции волховские(зверьми лесными управлял)
и молился Троице:)))Триглавов тоже было навалом:))
он скорее типичный двоеверец,с языческой моралью и христианскими бирюльками.

да и Пересвет и Ослябля- имена то не христианские)))
и какие из них монахи,тоже вопрос (тем паче,если у последнего сын был)

\\А понятие "христово воинство" применяется в основном ко всей массе верующих, ибо каждый из них - воин, сражающийся в своей душе с пороками и грехами, а, следовательно, и с Врагом\\

только суть не борьбы с врагами внешними,а с внутреними,призывающими к "низменным" вещам и покореннию.
кесарю-кесарево:)))

кстати,если ты на той ссылке по работам Сперанского поменяешь цифру 18 на 13,то там есть что почитать на эту тему:)))
правда,есть спорные моменты,но всёж



               

               

Valandil

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #8 : 12/03/2003, 13:27:15 »

Цитата:
правильно. он ж русским был.
а это -не христианская мораль.
это,как бы ты не хотел-это языческая.
не щеку подставлять врагу,а бить по щеке.



 ;D Это "Новый Завет", к твоему сведению. ;)

Цитата:
ага,а как митрополит относился к затее Дмитрия Донского?
и к самому Сергию?

Дм.Донской был на Куликовом поле проклятым(приданным анафиме) князем.
молился он не в скрюченное христианской позе,а в седле,глядя в небо и блеск клинка. (по задонщине или сказание о мамаоевом побоище,не помню уже)
да и Сергий отличался что то имел функции волховские(зверьми лесными управлял)
и молился Троице:)))Триглавов тоже было навалом:))
он скорее типичный двоеверец,с языческой моралью и христианскими бирюльками


Весь абзац - без комментариев. ;D Ты прости, но я с тобой спорить не буду. Просто потому, что ты совершенно, ну совершенно не знаешь, о чём говоришь. Извини, но это так. ;D

Просто, к твоему сведению - молятся христиане в любой позе, в основном стоя. А Троице молятся все христиане - это входит в Символ Веры. ;D ;D ;D

Цитата:
да и Пересвет и Ослябля- имена то не христианские)))
и какие из них монахи,тоже вопрос (тем паче,если у последнего сын был)


Ага. Только Пересвета звали Александр, а Ослябю - Родион. А так всё хорошо. И происходили они из древних боярских родов, и Родион Ослябя постригся в монахи незадолго до битвы.  :)

Цитата:
кстати,если ты на той ссылке по работам Сперанского поменяешь цифру 18 на 13,то там есть что почитать на эту тему:)))
правда,есть спорные моменты,но всёж


Про спорные моменты - это мягко сказано. Она совершенно ненаучна и у историка может вызвать только смех. :) И вызывает. ;D


               

               

Черный Хоббит

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #9 : 12/03/2003, 15:32:22 »

Цитата из: Lorion on 11-03-2003, 22:53:53

Цитата:
Тем более нельзя говорить, что именно твоя страна и твоя нация - самая лучшая, это формирует гордыню, что есть смертный грех.

Хмм...а мне каежтся, что ты не прав. Если такое не говорить, то постепенно у наших сограждан сформируется мнение о полной Серости нашей страны и т.д. Если такие слова не обращены в агрессию - сколько угодно можно говорить, писать, показывать. В конце концов городость далеко не последнее чувство



Верно, что нельзя говорить, что твоя страна и твоя нация самая лучшая. Верно и то, что нельзя говорить, что твоя страна и твоя нация самая худшая.
Когда мой пятилетний ребенок спрашивает меня: "мама, кто лучше - я или Денис?" я отвечаю примерно так:
"и ты хороший мальчик, и Денис хороший мальчик. Но для меня ты всегда самый лучший - потому что я твоя мама. А для мамы Дениса - Денис самый лучший, потому что она ЕГО мама".
Аналогично не только для каждой матери самый лучший ее ребенок, но и для каждого ребенка самая лучшая - его мама.
Нормально воспитанный человек должен знать, что ЕГО страна ДЛЯ НЕГО самая лучшая и прекрасная - не потому, что она вообще самая лучшая и прекрасная, а потому, что он в ней родился и вырос. А для другого человека самая прекрасная - его страна. А вместе они живут в самом прекрасном мире.:)
В любой стране есть свой бардак. Не замечать этого бардака глупо. Но матери любят своих детей, даже когда они капризничают и ошибаются.
Есть люди, у которых в силу каких-то обстоятельств (смешанная семья, национальные меньшинства в большой стране или еще что-то) две родных страны. В норме такой человек должен любить две страны, как ребенок любит маму и папу. И спрашивать, "кого ты, деточка, больше любишь?" глупо. Это, кстати, к вопросу о том, что якобы у евреев (армян, грузин, немцев и прочих), живущих в России, не может быть общероссийского патриотизма. Может и должен, если его воспитывать разумно, а не из-под палки.
В отличие от Валандиля, я совершенно спокойно отношусь к эмиграции - тем более, что сегодняшние эмигранты в массе своей не сталкиваются с проблемой отсутствия всякой связи и закрытого занавеса.
Но человек, воспитанный в ненависти к той стране, в которой он родился, уедет из страны - и не полюбит никакую другую. Человек, воспитанный в любви к своей стране и оказавшийся по собственному выбору или волею обстоятельств в другой стране, будет любить две страны, осознанно понимая разницу между ними.
Я против такого военно-патриотического воспитания, когда любого подростка из-под палки заставляют собирать автомат Калашникова, или что там сейчас собирают. Но у человека должно быть понятие, что за его спиной - не пустое место, а столетия и тысячелетия истории и культуры. Истории непростой, противоречивой и трагической, - но все же великой. А великая история, Элломэ, включает в себя и военные победы. Впрочем, и военные поражения также. И уроки надо уметь извлекать и из того, и из другого.

               

               

Ellome

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #10 : 12/03/2003, 17:54:18 »

Цитата из: Valandil on 11-03-2003, 19:34:03
Не путай христианскую терпимость и "непротивление злу насилием". И ещё вспомни молитвы в церквах за "православное воинство" и "положение жизни за други своея".


Я отлично понимаю, что это разные вещи. Я же сказал "кому что ближе". Я не христианин, хотя многие принципы христианства уважаю.

Цитата из: Valandil on 11-03-2003, 19:34:03
Так человека воспитать невозможно. Просто потому, что он окажется беззащитным перед тем, кто не поддастся такому воспитанию. Это утопия - надеяться, что люди разом станут хорошими, добрыми и поверят в то, что драться плохо. Это не так. Взаимоуважение не может строиться на слабости.


Взаимоуважение на мой взгляд должно строиться на любви к своему ближнему вне зависимости от его силы или слабости.

Цитата из: Valandil on 11-03-2003, 19:34:03
В Англии, одной из самых демократичных стран мира, наличествующие свободы явились результатом влияния тугого лука и крепкой дубинки. "Англичане уважали людей, умевших биться до конца и не просивших пощады. Именно так они учились уважать друг друга". Это цитата из английской монографии по данному периоду.

Я бы эту цитату трактовал несколько иным способом. Да, человек, который не просит пощады, достоин уважения. Но не потому что он сильный физически. А потому что его духовная сила столь велика, что он не сгибается перед внешней опасностью и не просит помощи, считая что способен с этим справиться. На мой взгляд это не имеет ничего общего с "результатом влияния тугого лука и крепкой дубинки".

Цитата из: Valandil on 11-03-2003, 19:34:03
Я не соглашусь, чтобы моих детей воспитывали по принципу "лучше отдам кошелёк, чем дам по морде". Меня самого воспитали в ровно противоположном ключе, и я доволен этим воспитанием.

Да, действительно, при моей жизненной позиции мне скорее всего придется отдать кошелек, т.к. я знаю, что во-первых, у меня рука не поднимется сделать человеку больно; во-вторых, он все равно сильней меня (т.к. драться я не умею) и при попытке любого сопротивления я буду не только ограблен, но еще и избит. Единственное, что может меня выручить - это попытка убежать, но к сожалению уличные хулиганы - существа стадные и поодиночке не ходят, что сильно уменьшает шансы на удачный исход бегства. :( Но с другой стороны, мне никогда не придет в голову подходить к кому-то и грабить его (пусть даже я и буду знать, что он не окажет сопротивления). И если большинство будет воспитано именно как я, то тех же уличных грабежей будет много меньше. Таким образом твоя позиция ведет к сопротивлению опасности, а моя - к устранению ее первопричин. ;) А пока что есть куча разных способов, чтобы утеря кошелька не приносила ощутимого урона карману - не таскать с собой большие суммы денег, везде где возможно, использовать для оплаты не наличные, а кредитку, не носить дорогой одежды, которая будет говорить, что с тебя есть что взять, не лезть в потенциально опасные места (не ходить на дискотеки, футбольные матчи) и т.д.

Цитата из: Valandil on 11-03-2003, 19:34:03
Такая позиция делает из человека труса и заставляет его гораздо больше думать о сохранении собственной жизни, чем о сохранении других.

Заставляет его думать о сохранении собственной жизни - несомненно. Жизни других - тоже, путем рекомендаций друзьям избегать потенциально опасных мест. Больше или меньше - сказать трудно.

Цитата из: Valandil on 11-03-2003, 19:34:03

Цитата:
За то, что родители родили и вырастили ребенка, ребенок потом кормит их в старости. Сначала родители кормят тебя, потом ты родителей. Все нормально. Аналогично и со страной - за то, что она дала мне бесплатное образование, за то, что я живу в ней - я ежемесячно плачу ей налоги. Все нормально.

Ну да. И когда на родителей нападёт с топором маньяк - ты пойдёшь их защищать. Аналогия та же.


Ну, скажем, аналогия не та же, но тут ты действительно меня поймал. Я не смогу защитить близкого человека хотя бы потому, что не умею драться. Поэтому мне остается только прилагать все усилия, чтобы ситуации, когда близкого человека придется защищать, просто не возникло. Я могу помогать близкому человеку (как физически, так и советом или просто человеческим участием), ухаживать за ним, но защитить его от грубой физической силы его я не смогу. Согласен. В любой теории есть недостатки.

Цитата из: Valandil on 11-03-2003, 19:34:03

Цитата:
Согласен. Только "за что" выбирается очень специфичным образом. Вполне логично было бы рассказывать о великих русских ученых или деятелях искусства, о роли России в мире. А вместо этого основной упор делают на славу русского оружия, т.е. на то, как русские хорошо умели убивать себе подобных.


ИМХО, одно другому не мешает. При условии, чникто не застрахован от критических ситуаций, это весьма полезно. Я, например, горжусь тем, что мои предки сумели защититься, когда на них напали. Что они не были трусами, не бросили оружия, но сумели отбить наглого агрессора. И эта гордость, пускай опосредованно, но поможет мне при встрече с подонком в тёмном переулке.

Ну каким образом тебе это поможет в темном переулке, я, честно говоря, не понимаю. Тем более, что подчас "наглым агрессором" был не внешний противник, а наши предки. Я не рассматриваю войну 1812 года и Великую Отечественную, хотя по поводу Великой Отечественной - еще вопрос. Существует достаточное количество материалов, подтверждающих, что Гитлер чуть-чуть опередил Сталина. Впрочем, насколько я помню, таких авторов как Фоменко и Носовский (про историю далекого прошлого Руси) и Суворов (про 20 век), ты серьезно не воспринимаешь. Так что не знаю, насколько мои аргументы будут для тебя убедительны.

Цитата из: Valandil on 11-03-2003, 19:34:03

Цитата:
Есть и другой аспект - уехать, чтобы наконец-то жить достойно - характерно для нынешних эммигрантов. Труд в России, особенно квалифицированный, сейчас слишком дешево ценится.

Я, увы, испытываю к этим людям лишь огромную жалость. Я предпочитаю улучшить то место, где живу, нежели отправиться искать себе уже улучшенное кем-то. Интересно, как сложно им будет вернуться лет через тридцать? ::)


А я очень хорошо их понимаю. Я очень хорошо понимаю тех людей, которые хотят жить достойно. И вера в то, что достойно будут жить их дети или внуки не сильно согревает именно их. Дети и внуки тоже будут жить хорошо. Более того - им будет гораздо проще, т.к. для них родной язык будет уже не русский, а английский (или французский, немецкий - смотря куда уезжать). Им уже не придется терпеть унижения из-за того, что они - выходцы из третьесортной страны, им не придется тратить кучу времени на выстаивание очередей в посольства за визами, чтобы поехать в соседнюю страну. Они уже будут рождены в стране, откуда не имеет смысла эмигрировать и им уже не придется подолгу доказывать отсутсвие иммиграционных намеряний (ой, как трудно это делать, когда в душе эти намеряния как раз есть - пусть и безотносительно к конкретной поездке). А в то, что Россия сможет при жизни нашего поколения выбраться из дыры в которую ее вогнали 70 лет социализма, я не верю. И, честно говоря, я совершенно не хочу жертвовать своим благополучием ради величия страны, которая не смогла в свое время победить коммунистическую заразу быстро и навсегда, которая постоянно хочет "жесткой руки" диктатора (не важно - царя-батюшки или Сталина), в которой огромное количество населения "глубинки" страдает неизлечимым алкоголизмом, стране, которой всегда было наплевать на своих граждан, жизни которых приносились в жертву во имя великих идей. Хотя не могу не согласиться, русская природа мне очень нравится и если все-таки отсюда придется уезжать, то по белым березам на берегу Волги действительно, возможно, буду скучать. К счастью, сейчас, я и в России имею интересную работу и достаточный заработок, чтобы обеспечить себе и своей семье уровень жизни, который я считаю вполне достойным. Так что для меня лично мотивом к эмиграции сейчас могут послужить только политические причины (например, приход к власти коммунистов).

               

               

Valandil

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #11 : 12/03/2003, 21:48:40 »

Цитата:
Взаимоуважение на мой взгляд должно строиться на любви к своему ближнему вне зависимости от его силы или слабости.


На мой взгляд, взаимоуважение должно строиться на сумме факторов. Уважать можно много за что. За ум, твёрдость, честность. И за силу - духовную и физическую. А исключительно за физическую - глупо, ИМХО...
Любовь - любовью, уважение - уважением. ИМХО, несколько разные плоскости. :)

Цитата:
Я бы эту цитату трактовал несколько иным способом. Да, человек, который не просит пощады, достоин уважения. Но не потому что он сильный физически. А потому что его духовная сила столь велика, что он не сгибается перед внешней опасностью и не просит помощи, считая что способен с этим справиться. На мой взгляд это не имеет ничего общего с "результатом влияния тугого лука и крепкой дубинки".


Разумеется, сила духовная гораздо важнее физической, хотя бы потому, что первая, в отличие от второй, не приобретается упражнениями.
Но что ж поделать - в средние века самоуважение воспитывалось именно таким способом - дубинкой и луком. Любой английский феодал знал, что он сильно рискует, если попытается унизить и оскорбить йомена. Это английский феномен - во Франции подавляющее большинство населения завоевало себе право на достойную жизнь куда большей кровью. И в России тоже.
Кстати, не путай "просить пощады" и "просить помощи". :) Это совершенно разные вещи.

Цитата:
Но с другой стороны, мне никогда не придет в голову подходить к кому-то и грабить его (пусть даже я и буду знать, что он не окажет сопротивления). И если большинство будет воспитано именно как я, то тех же уличных грабежей будет много меньше. Таким образом твоя позиция ведет к сопротивлению опасности, а моя - к устранению ее первопричин.


Если бы ещё твоя позиция была реально применима... ::) А то пока твоя позиция ведёт исключительно к ощущению мерзавцами собственной безнаказанности и, как следствие, не оказав им сопротивления, ты подвергаешь опасности другого - того, кого они поймают следующим. И на фоне этого попытка позаботиться о друзьях, рекомендуя им избегать опасных мест, извини, смотрится довольно жалко. Очень напоминает королевского дядю по материнской линии из фильма "Обыкновенное чудо", при котором его любимую жену душили подушкой, а он уговаривал её: "Потерпи, может, обойдётся."
Отказываться от драки с грабителем из-за того, что противник сильней, и отдавать кошелёк - ИМХО, воспитывать в себе трусость, пытаясь прикрыться словами о непротивлении.

Цитата:
Ну, скажем, аналогия не та же, но тут ты действительно меня поймал. Я не смогу защитить близкого человека хотя бы потому, что не умею драться. Поэтому мне остается только прилагать все усилия, чтобы ситуации, когда близкого человека придется защищать, просто не возникло. Я могу помогать близкому человеку (как физически, так и советом или просто человеческим участием), ухаживать за ним, но защитить его от грубой физической силы его я не смогу. Согласен. В любой теории есть недостатки.


Да. Но этот недостаток - глобальный. Мы говорили о военно-патриотическом воспитании, если ты помнишь.  :) Вокруг твоей семьи живут отнюдь не миролюбивые и беззлобные люди - если бы это было так, у нас давно бы наступил рай на земле. И надо уметь защищать свою семью, если потребуется. Ты можешь сколько угодно пытаться избежать критической ситуации, но её наличие в немалой мере зависит и не от тебя. А вот если она настанет - ты будешь совершенно беспомощен. И с твоей семьёй сделают то, что захотят.

Цитата:
Ну каким образом тебе это поможет в темном переулке, я, честно говоря, не понимаю.


Ну, например, таким, что мне будет просто стыдно покорно отдавать этому подонку кошелёк с честно заработанными деньгами или часы - отцовский подарок. И я окажу ему сопротивление. :)

Цитата:
Впрочем, насколько я помню, таких авторов как Фоменко и Носовский (про историю далекого прошлого Руси) и Суворов (про 20 век), ты серьезно не воспринимаешь. Так что не знаю, насколько мои аргументы будут для тебя убедительны.


Совершенно не воспринимаю. Я же всё-таки историк и малость филолог, так что, полагаю, разбираюсь в том деле, за которое они взялись, получше их.  ;D

Про последний абзац я уже написал. Хорошо, если человек поучился в Европах и вернулся - в конце концов, Ломоносов делал именно так. А что до остального... Что ж, каждому своё. Я бывал за границей и, честно скажу, выбор свой сделал.

Мы говорили в дни Батыя,
Как на полях Бородина:
Да возвеличится Россия,
Да сгинут наши имена!..

                           (К. Павлова)

ЗЫ. Прошу прощения за возможный пафос. :)


               

               

Крисания

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #12 : 12/03/2003, 22:05:05 »
Ellome, мое почтение... хочу заметить, что патриотизм, на мой взгляд, это как вера в Бога... Интимный вопрос, о котором не принято спрашивать и обсуждать во всеуслышание, я не верю, я не знаю, что такое любить слепо свою страну... Да, она дорога мне тем, что я здесь родилась, но я вижу ее... и я не довольна ей... Россиии есть чем разочаровывать... и каждому решать способен ли он смириться с обстановкой или легче действительно уехать... и не окружающим судить об этом поступке! и тем более никто не давал Вам, Валандиль, право на жалость к этим людям, и уж им она тем меньше нужна!

               

               

Valandil

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #13 : 12/03/2003, 22:42:23 »

Цитата:
я не верю, я не знаю, что такое любить слепо свою страну...


Кто-то тут недавно говорил, что нельзя любить "за что-то". И страну - в том числе. Можно просто любить. :)

Цитата:
и тем более никто не давал Вам, Валандиль, право на жалость к этим людям, и уж им она тем меньше нужна!


1. Жалость - естественное человеческое чувство, движение сердца, и "права" на жалость совершенно не нужны. :D

2. Мой прадед покинул Россию в 1921 году, уехав из Крыма. Другой мой прадед - двоюродный - вместе с братом и женой уехал из Владивостока, когда к нему подходили войска ДВР. И ещё один прадед был эвакуирован в том же 1921 году из того же Крыма в бессознательном состоянии.

Я очень хорошо знаю историю их жизни. Знаю, каково им было на чужбине. Знаю. Многие из моих родственников остались в Советской России, многие уехали, а потом жили вдали от Родины. Один из них её так и не увидел - умер в 1927 году от круппозного воспаления лёгких и похоронен в Белграде рядом со своей женой, умершей годом раньше. Ещё один вернулся в Россию в 1938 году, умер от ран в 1944 году в чине генерал-майора. Двое вернулись уже после начала войны. До Победы не дожил ни один.

Мне кажется, я могу судить о том, что такое эмиграция, как она калечит судьбы и души. И мне есть за что жалеть тех, кто уезжает с Родины навсегда.

               

               

Ellome

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #14 : 13/03/2003, 02:14:27 »

Цитата из: Крисания on 12-03-2003, 22:05:05
хочу заметить, что патриотизм, на мой взгляд, это как вера в Бога... Интимный вопрос, о котором не принято спрашивать и обсуждать во всеуслышание


Возможно ты и права. Завязываю с этим делом, тем более, что меня довольно сильно понесло и далеко не все мои утверждения имеют достаточное обоснование (вот уже и "минус" кто-то мне влепил :() Прошу прощения, если кого-то случайно обидел.

Valandil, я тоже изучал историю своей семьи. Максимум, до куда удалось раскопать - середина 19 века. Люди там были разные - и дворянство, и купечество, и интеллигенция, один из дальних предков церкви расписывал. Не было разве что крестьян. У меня все предки - потомственные горожане. После 17-го года никто из России не уехал. Уж не знаю - не смогли или не захотели. Нетрудно догадаться, что ничего хорошего от Советской власти они не получили. У них практически сразу же отобрали все, что у них было. И мое резко отрицательное отношение к советской власти и коммунистическим идеалам у меня сформировалось отчасти именно после изучения истории своей семьи. Понимаю, что это неправильно, но термин "патриотизм" я приписываю именно к коммунистическим идеалам (просто слишком часто его произносили в "поинерские" времена, которые я еще застал). Поэтому слова "патриот" и "Родина"  у меня вызывают резко негативную реакцию. Несмотря на все это я восхищаюсь мужеством белогвардейских офицеров, которые изо всех сил пытались вылечить свою Россию от коммунистической заразы, несмотря на то, что имели возможность уехать и спокойно осесть где-нибудь во Франции.

Все, заканчиваю дискуссию. Valandil, ты - очень хороший оппонент в споре, но лучше я буду с тобой просто общаться, а не спорить. :) И, наверное, лучше на другие темы. :)

               

               

Арвинд

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #15 : 13/03/2003, 09:21:08 »

Цитата из: Valandil on 11-03-2003, 19:34:03
Я не соглашусь, чтобы моих детей воспитывали по принципу "лучше отдам кошелёк, чем дам по морде". Меня самого воспитали в ровно противоположном ключе, и я доволен этим воспитанием. Такая позиция делает из человека труса и заставляет его гораздо больше думать о сохранении собственной жизни, чем о сохранении других.


Valandil, хотя это и офф-топик, но вынужден возразить. Такая позиция не имеет никакого отношения к трусости. Более того, это гораздо более мужественная позиция, чем привычка махать кулаками по любому поводу.
Неужели ты считаешь, что ради кошелька надо кому-то давать в морду? Подумай, что ты предлагаешь защищать с риском для своего или чужого здоровья. Не принципы. Не родину. Не близкого человека. Кошелёк...
И не тебе стыдно?
Надо соизмерять ценности. Ответ всегда должен быть адекватен. Кошелек не стоит того, чтобы кто-то кого-то калечил. Мужественный человек найдет в себе силы трезво оценить обстановку и принять адекватное решение. И нужно мужество увидеть в грабителе человека, не забывать о том, что перед тобой человек, а не боксерская груша.

Цитата из: Valandil on 11-03-2003, 19:34:03
В Англии, одной из самых демократичных стран мира, наличествующие свободы явились результатом влияния тугого лука и крепкой дубинки. "Англичане уважали людей, умевших биться до конца и не просивших пощады. Именно так они учились уважать друг друга".

Думаю, если речь идет о средствах борьбы с агрессией, то гораздо интереснее взглянуть на историю не Англии, а Индии. Англия в то время проявила себя не как демократическая страна. Англичане вели себя как фашисты, ничем особенно не отличаясь от тех, кто позднее носил это имя. Однако индийское национально-освободительное движение основывалось на принципах ненасилия.
И знаешь, что было первой "заповедью" Ганди, первым его призывом к своему народу?
"Не бойтесь!".
Мужество в этом противостоянии проявили именно те, кто категорически не брал в руки оружия. И они победили. Подумай об этом.


               

               

I_3am

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #16 : 13/03/2003, 11:06:00 »

Цитата из: Chitatel on 13-03-2003, 09:21:08
индийское национально-освободительное движение основывалось на принципах ненасилия.
И знаешь, что было первой "заповедью" Ганди, первым его призывом к своему народу?
"Не бойтесь!".
Мужество в этом противостоянии проявили именно те, кто категорически не брал в руки оружия. И они победили. Подумай об этом.


Мне кажется, силовыми методами они ничего не добились. И нужно было что-то менять.
Цитата из: Chitatel on 13-03-2003, 09:21:08
Неужели ты считаешь, что ради кошелька надо кому-то давать в морду? Подумай, что ты предлагаешь защищать с риском для своего или чужого здоровья. Не принципы. Не родину. Не близкого человека. Кошелёк...

Не позволять себя грабить - принцип не хуже любого другого. «Этот тип замахнулся на самое святое - на Конституцию!»
Цитата из: Valandil on 12-03-2003, 21:48:40
Разумеется, сила духовная гораздо важнее физической, хотя бы потому, что первая, в отличие от второй, не приобретается упражнениями.


Приобретается.

Цитата из: Черный Хоббит on 12-03-2003, 15:32:22
Я против такого военно-патриотического воспитания, когда любого подростка из-под палки заставляют собирать автомат Калашникова, или что там сейчас собирают.


Почему из-под палки? Большинству мальчишек это интересно.

Цитата из: Черный Хоббит on 12-03-2003, 15:32:22
великая история..... включает в себя и военные победы. Впрочем, и военные поражения также. И уроки надо уметь извлекать и из того, и из другого.

Совершенно верно.

Гражданское мужество и личная смелость - разные качества, и не всегда они идут рука об руку. Простейший пример: все помнят фильм «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». Прыгнуть голым в крапиву оказалось легче, чем отказаться писать гадости в стенгазете. Примеров, когда люди, выдерживающие моральное давление общества, ломались от физической боли, тоже немало.
Обществу нужны и «борцы за правду», и «бойцы».
И что значит «страна»? Среднерусская возвышенность? Уральский хребет? Ах, население? Население - это мы.
Это среди нас не хватает людей, которые способны себя и других защитить. Во всех смыслах. И куда бы вы ни уехали, вы(мы, я) эту неспособность увезете с собой.
Результат патриотического воспитания, как и любого другого, зависит от воспитателя. Если воспитывать на ходульных, плакатных, затертых примерах, искаженных и отлакированных, толку будет мало.

               

               

Libertinele

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #17 : 14/03/2003, 20:12:29 »
     
        O altitudo!..  ::)

               

               

Вечер

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #18 : 14/03/2003, 21:29:28 »
2Ellome "Я не рассматриваю войну 1812 года..." - а зря ;), то, что мы тоже собирались нападать, а Наполеон нас элементарно опередил - непреложный исторический факт. 24, 27 и 29 октября Багратиону, Витгенштейну и Дохтурову были посланы указания подготовиться к походу, существовала договоренность с Пруссией, которая в последний момент увильнула к Наполеону, из-за чего тот и начал первым.
Я не понимаю выражение "слава русского оружия" - 90% войн Московии, Российской империи и СССР были выиграны преимущественно ценой огромных человеческих жертв и напряжения сил всей страны. Гордиться этим мне странно: готовность умирать в таких количествах, конечно, внушает страх, но куда это ведет? Несложно проследить, что за явным большинством войн стоят цели и задачи, далекие от интересов народа России, будь это Семилетняя война или Первая Мировая. Кем здесь восхищаться, миллионами людей, которые были готовы принести себя в жертву ради монструозной игры в солдатики, или их правителями, способными так увлеченно в эту игру играть?
27 млн. русских солдат выложили своими телами дорогу в Берлин для Жукова, Рокоссовского и прочих. Многие из них - герои, все они по совокупности - жертва одного из отвратительнейших в истории человечества преступлений.
Чегт возьми, мне тяжело любить Россию за это!

               

               

Tanechka

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #19 : 14/03/2003, 21:51:11 »
ИМХО, патриотизм имеет мало общего с желанием идти воевать. Патриотизм - желание видеть свою Родину счастливой и процветающей, а вот война этому только мешает...

               

               

gensek

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #20 : 14/03/2003, 23:46:29 »
Мда, прочел. Сначало возмутился...,  но потом стер написанное. Бесполезно писать, коментировать.

Вы, знаете, что такое честь, благородство, чувство собственного достоинства, уважение, да хотя бы самоуважение...Читая  Ellome и иже с ним понимаю - не знаете. Увы вам.  

Патриотизм - стержень на котором стоит любой народ, любая нация,  любое государство и этот стержень составляют кости наших предков (буквально). И когда его подтачивают государство/народ гибнет, гибнет и его культура, а на его место приходят другие. Ослаблять патриотизм, говорить о ненужности "жертв",  о ненужности патриотического воспитания и т.п.  - предательство; предательство прошлых поколений, ныне живущих, и еще не родившихся.  

               

               

Valandil

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #21 : 15/03/2003, 09:39:02 »

Цитата:
Valandil, хотя это и офф-топик, но вынужден возразить. Такая позиция не имеет никакого отношения к трусости. Более того, это гораздо более мужественная позиция, чем привычка махать кулаками по любому поводу.
Неужели ты считаешь, что ради кошелька надо кому-то давать в морду? Подумай, что ты предлагаешь защищать с риском для своего или чужого здоровья. Не принципы. Не родину. Не близкого человека. Кошелёк...
И не тебе стыдно?
Надо соизмерять ценности. Ответ всегда должен быть адекватен. Кошелек не стоит того, чтобы кто-то кого-то калечил. Мужественный человек найдет в себе силы трезво оценить обстановку и принять адекватное решение. И нужно мужество увидеть в грабителе человека, не забывать о том, что перед тобой человек, а не боксерская груша.


Признаю себя ослом.  :-\ Пример был на редкость неудачен. Мне стыдно.
Но всё же здесь основным является не кошелёк, а сама неготовность дать отпор. Но и скошельком всё не так однозначно. А если у меня там деньги на лекарство для больной мамы? А этому уроду надо денег на бутылку?

Если этот грабитель не будет угрожать мне ножом, а поплачется вместо этого в жилетку о том, что ему нечем кормить семью, я ему охотно дам денег. И привыяка махать кулаками тут ну совершенно ни при чём. И про боксёрскую грушу - тоже зря. :)

Цитата:
Думаю, если речь идет о средствах борьбы с агрессией, то гораздо интереснее взглянуть на историю не Англии, а Индии. Англия в то время проявила себя не как демократическая страна. Англичане вели себя как фашисты, ничем особенно не отличаясь от тех, кто позднее носил это имя. Однако индийское национально-освободительное движение основывалось на принципах ненасилия.
И знаешь, что было первой "заповедью" Ганди, первым его призывом к своему народу?
"Не бойтесь!".
Мужество в этом противостоянии проявили именно те, кто категорически не брал в руки оружия. И они победили. Подумай об этом.


Это редкое исключение. К тому же англичане несколько отличались от фашистов. В конце концов, они проложили в Индии железные дороги, учили индийцев в школах и в университетах.
И главное - после того, как Индия завоевала независимость (подозреваю, с немцами бы такой фокус не прошёл), она немедленно создала армию. И тлеющий сейчас конфликт в Кашмире - лишнее свидетельство того, что политика непротивления хороша до определённого момента.

               

               

Valandil

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #22 : 15/03/2003, 09:43:26 »

Цитата:
27 млн. русских солдат выложили своими телами дорогу в Берлин для Жукова, Рокоссовского и прочих. Многие из них - герои, все они по совокупности - жертва одного из отвратительнейших в истории человечества преступлений.
Чегт возьми, мне тяжело любить Россию за это


Ээээ... Вы хорошо учили историю? 27 миллионов - это цифра совокупных потерь СССР за годы войны. Военные потери оцениваются максимум в 11 миллионов. Много, согласен. Но немецкие военные потери оцениваются в 9 млн. человек. И это - с учётом 1941 года.

А преступление - это да... Кто на кого напал, простите? Это, несомненно, жерствы отвратительного преступления - германской агрессии.

               

               

Brunhilda

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #23 : 15/03/2003, 11:49:00 »
Хммм... Интересно, к какой патрии я должна испытывать чувство патриотизма? Родилась я в Казахстане и до сих пор что-то греет душу при мыслях о тех краях. Отец мой - русский, мама - литовка, и живу я в Вильнюсе... Родословную свою до середины 19 века знаю вполне по обеим линиям, несмотря на то, что у меня в роду как раз-таки одни сплошные крестьяне. И, с моей точки зрения, вполне есть чем гордиться.
   Литва была аннексирована СССР, до того - поделена при разделе Речи Посполитой, а до того - литовцы не раз приходили с "огнем и мечем", в Москву по крайней мере. (этим летом знакомились с московскими достопримечательностями и были  удивлены, сколь многажды россияне славили Бога за избавление от литовских и польско-литовских захватчиков. )И мне совсем не хочется ни раздваивать свою личность, ни отсекать часть своих корней.
   Что до слов Генсека о том, что у некоторых людей нет понятия чести, гордости, уважения и самоуважения - за всех "некоторых" не отвечу, а что до меня лично, то любое из этих понятий соотносить с возможностью "начистить кому-то мордочку" мне кажется неправильным. Какое из этих понятий не подходит, скажем, для матери Терезы? Иоанна-Павла Второго? Будды?
  Честь - разве это лишь вызов на дуэль за явное или мнимое оскорблени? Мне кажется, это скорее внутренняя потребность держаться слова, не делать подлостей.
  Гордость - это не повод чувствовать себя выше окружающих, скорее, какое-то производное от своих действий в соответствии со своими предствалениями о том, как должен вести себя человек. Ведь ни внешность, ни разум не являются делом рук наших, мы их получили в дар, тут и гордиться нечем.
  Самоуважение, если понимать его как уважение к своим суждениям и к себе как к личности - опять-таки, разве без него двадцатилетняя Мать Тереза поехала бы в Индию ухаживать за умирающими? Разве убедила бы она хоть кого-то в том, что это - ее дело, если бы не считала свои убеждения верными?
   С уважением к другим, по-моему, все ясно...
   По-моему, человек очень меняется, когда он перешагивает привязанность к конкретной местности... Европейцы гордятся своими культурами, языками, историей, но это не мешает им объединяться. Патриотизм, как любая идея может быть использован и для объединения людей, и для разжигания национальной розни. Должны быть какие-то высшие ценности, чтобы не хвататься за большую дубинку по любому мнимому поводу... Патриотизм - не повод для убийства, изменение менталлитета - процесс долгий, но только оно, по-моему,  может уничтожить распри между людьми и странами.

               

               

Valandil

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #24 : 15/03/2003, 11:53:30 »
Подписываюсь под каждым словом. Кроме одного - Англия иначе понимает гордость культурой, языком и историей, и поэтому объединяется крайне неохотно. ;)

               

               

Вечер

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #25 : 15/03/2003, 15:56:43 »
С числом и впрямь облажался, сорри :-\ (хотя по некоторым оценкам количество погибших на фронтах доходило до 15 млн.), а 9 млн - это немецкие совкупные потери, военные оцениваются в 4300-4700 тыс. человек (Б. Урланис, Р. Сивард, Ж. Дельма), ;).
Под преступлением я понимаю целенаправленный развал армии советским руководством. Они сделали все, чтобы войну страна не выиграла. Другая часть преступления - методы ведения войны: приказ "ни шагу назад", пехота, которая шла по минным полям, чтобы на этих минах потом не подорвались танки.
А насчет подлой агрессии, эту уж извините: наша агрессия в отношении Финляндии и Прибалтики была ничуть не менее подлой и жестокой. Можно подумать, что Гитлер пользовался репутацией честнейшего партнера. Понахватав себе кучу новых территорий, СССР получил 3000 километровую плохо защищенную границу с Германией - за что боролись...
Строить патриотическое воспитание (коли уж строить) на основах военных успехов государства неправильно. А то будет как в Австрии: "Ибо хотя во всех войнах своей истории австрийцы побеждали, после большинства этих войн им приходилось что-нибудь да уступать" ("Человек без свойств"), у нас будет похоже, только потери будут не территориальные, а людские.
Постулировать жертвенность, конечно, вполне по-христиански, но не стоит забывать, что предпосылки возникновения необходимости в этой самой жертвенности обычно вполне мерзские и подлые.
Все Новое и Новейшее время Россия (а потом и СССР) была империей, "пожизненной тюрьмой для большинства ее жителей" (это может звучать несколько грубовато, но стоит учитывать, что свободного выезда за границу в государстве не было до 1991 года). Большая часть "славы русского оружия" была добыта в ходе бесконечных хищнических захватов: от Крыма до Средней Азии, от Польши до Манчжурии (я думаю, ни одна армия мира не входила в такое количество столиц, как российская). Не вижу здесь ни "духовной силы", ни "ума, твердости, честности".

               

               

Valandil

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #26 : 15/03/2003, 16:29:21 »

Цитата:
а 9 млн - это немецкие совкупные потери, военные оцениваются в 4300-4700 тыс. человек (Б. Урланис, Р. Сивард, Ж. Дельма),


Я встречал другие цифры. Сноска за мной. ;) И приплюсуйте то, что у нас военнопленных не морили голодом и не устраивали массовых расстрелов. И вообще на фоне операций 1944 года приведённая Вами цифра кажется, мягко говоря, изрядно заниженной.

Цитата:
Под преступлением я понимаю целенаправленный развал армии советским руководством. Они сделали все, чтобы войну страна не выиграла. Другая часть преступления - методы ведения войны: приказ "ни шагу назад", пехота, которая шла по минным полям, чтобы на этих минах потом не подорвались танки.


И когда происходил этот "развал"? В 1941? В 1944? Когда? Если перед войной - это не целенаправленный развал. Это страшные ошибки и преступления, но не целенаправленный развал.
Методы ведения войны - такие методы были присущи всем воюющим державам. Приказ "Ни шагу назад" лично я не считаю чем-то преступным. Равно как и форсирование минного поля. Это война. Англичане, забрасывавшие своих агентов на верную смерть с заведомо ложными сведениями, были, ИМХО, ничуть не лучше. :-\

Цитата:
А насчет подлой агрессии, эту уж извините: наша агрессия в отношении Финляндии и Прибалтики была ничуть не менее подлой и жестокой. Можно подумать, что Гитлер пользовался репутацией честнейшего партнера. Понахватав себе кучу новых территорий, СССР получил 3000 километровую плохо защищенную границу с Германией - за что боролись...


Ну, для Зимней войны оправдание найти несложно.  ;) Равно как и для присоединения Прибалтики.

Но ведь и Франция, и Англия, и Польша не брезговали с ним договариваться. А Польша так и вообще подписала пакт о ненападении и приняла участие в разделе Чехословакии. ;) Ещё раз повторюсь - такое время.

Цитата:
Строить патриотическое воспитание (коли уж строить) на основах военных успехов государства неправильно. А то будет как в Австрии: "Ибо хотя во всех войнах своей истории австрийцы побеждали, после большинства этих войн им приходилось что-нибудь да уступать" ("Человек без свойств"), у нас будет похоже, только потери будут не территориальные, а людские.



Людские потери - неизбежное следствие любой войны.

Цитата:
Все Новое и Новейшее время Россия (а потом и СССР) была империей, "пожизненной тюрьмой для большинства ее жителей" (это может звучать несколько грубовато, но стоит учитывать, что свободного выезда за границу в государстве не было до 1991 года). Большая часть "славы русского оружия" была добыта в ходе бесконечных хищнических захватов: от Крыма до Средней Азии, от Польши до Манчжурии (я думаю, ни одна армия мира не входила в такое количество столиц, как российская). Не вижу здесь ни "духовной силы", ни "ума, твердости, честности".


Угу. Беда в том, что, если подходить с такой позиции, большая часть военной славы мировых держав добыта именно в ходе хищнических захватов, что, согласитесь, неизбежно в ходе формирования державы как таковой. И вообще это довольно скользкая почва - Тверь вон тоже отошла к Москве в результате хищнического захвата, да и Лондон к Англии, и Берлин к Германии...

               

               

gensek

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #27 : 15/03/2003, 18:23:18 »
Проявлять патриотизм можно как вкалывая для Страны так и сражаясь за нее. Человеку для которого его личная выгода/безопостность важнее всего патриотизм чужд. Я глубоко солидарен с Робертом Хайнлайном, гражданином может быть только тот кто сделал что-то важное для страны. Не достаточно родиться в стране чтобы быть патриотом/граждонином, необходимо доказать на деле, что достоин страны в которой родился/вырос, общность с духом которой ощущаешь.  
Я горжусь тем что родился в СССР, я горжусь теми крестьянами в лаптях, что в годы Гражданской войны сбросили в моря ту белогвардейскую сволочь  что предав сначала своего царя(пусть безвольного и слабохорактерного, но все же их царя) а потом ввергла нашу страну в пучину брато-убийства(да это их вина они были у власти и довели страну и народ), а потом вступили в зговор с иноземными захватчиками, воевали вместе  пртив целосности своей страны. Я горжусь теми рабочими и дворянами, в кожаных куртках, которые не смотря ни на что эту целостность сохранили. Я горжусь Имперским прошлым моей родины, когда не одна пушка в Европе не могла выстрелить без одобрения Екатирины. Мог бы и продолжить, мне есть чем гордится. Я горжусь ВСЕМИ деяниями мойх предков которые вели к возвышению моей страны и считаю оправданными ВСЕ их действия.
 

               

               

Вечер

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #28 : 15/03/2003, 20:43:53 »
Людские потери - неизбежное следствие войны - безусловно, но речь идет о том, что отечественные стратеги очень и очень часто делали расчет на то, что противник будет задавлен превосходством в живой силе. Такой расчет преступен.
Судя по всему, у нас с Вами принципиальные противоречия в отношении патриотизма, коли Вы не считаете приказ "ни шагу назад" преступным. Объяснюсь. Подобный приказ - это гарантированная смерть для сотен тысяч людей. Вопрос: ради чего? Это же воплощенный тезис "цель оправдывает средства" - у войны оказалась слишком высокая цена. Ни одно государство ранее не стреляло в массовом порядке в спины своих солдат.
Я не понимаю Вашей аргументации a la "это война", "такое время" и "все так делают". Это ведь не повод для оправдания собственных мерзостей.
Что касается политики режима накануне ВОВ, то уничтожение подавляющей части командного состава армии я иначе как развалом (вне зависимости от причин подобных действий) назвать не могу.
Теперь от нудной критики перейду к изложению собственной позиции. ИМХО патриотическое воспитание как таковое вообще не нужно. Что такое патриотизм? Если рассматривать это как любовь к своей родине, то его не нужно прививать, а уж тем более "объяснять", за что человек должен любить свою страну. Родина - это дом, а ощущение дома есть у каждого человека. Осознание себя уроженцем той или иной страны является данностью, от которой никуда не деться. Можно безмерно восхищаться культурой и политическим устройством другой страны, но большинство людей все равно чувствуют себя на чужбине более-менее неуютно. Соответственно, уверенность в необходимости защиты родного дома (вне зависимости от того, выражается ли он для Вас в виде вашей семьи и друзей или "трудового народа Поволжья") тоже есть у большинства нормальных людей. Человеку нужно просто Воспитание, в ходе которого у него утвердятся понятия долга, чести, достоинства и всего того, что заставит его превозмочь страх, лень и все то, что может помешать встать на защиту своей страны.

               

               

Арвинд

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #29 : 16/03/2003, 00:02:52 »

Цитата из: Valandil on 15-03-2003, 09:39:02
<...>И про боксёрскую грушу - тоже зря. :)

Ok  ;)
Цитата из: Valandil on 15-03-2003, 09:39:02
Это редкое исключение. К тому же англичане несколько отличались от фашистов.

Если хочешь, я заведу об этом отдельную тему. Конечно, я не совсем объективен... Но зато хорошо информирован.  :'(
Цитата:
И тлеющий сейчас конфликт в Кашмире - лишнее свидетельство того, что политика непротивления хороша до определённого момента.


Ты почти прав. Почти - потому что лучше было бы сказать, что политика насилия бывает необходима до определенного момента.

               

               

Brunhilda

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #30 : 16/03/2003, 11:14:23 »

Цитата:
Кроме одного - Англия иначе понимает гордость культурой, языком и историей, и поэтому объединяется крайне неохотно

Валандиль, Англия объединяется с кем-то так же неохотно, как и другие составные части ГБ объединяются с ней  ;)
Вообще, сложно быть патриотом Империи...
Еще сложнее, по-моему, гордиться Историей, даже историей своей страны. Она может быть словно бы частью тебя, как ты сам - часть края в котором живешь, в котором родился, в котором долго жил...(нужное  - подчеркнуть  ;) ). Однако, история - это такая же данность, как цвет глаз, сложение, рост и форма носа (и история тоже не раз подвергалась попыткам "косметических операций"). Гордиться тем, что данность одной группы людей иная, нежели у другой группы, а уж тем более кичиться этим - ... мне кажется абсурдным. Любить родину, как мир в котром живешь - понимаю, восхищаться подвигами и силой духа одних и разбираться в причинах, приведших других к тем или иным поступкам, рассказывать об этом детям - великолепно, но учить детей гордиться тем, что мы вот тех тварей побили, а вот те гады тогда-то побили нас (я делаю ударение на эмоциональной стороне вопроса), мне кажется неправильным. Как христианка, я считаю для себя правильным молиться за обе воевавшие стороны, за всех тех, кто даже не уразумел, что нарушает божий закон, и обиды и жажду мести побежденных, по-моему, стоит замаливать так же, как и гордость победителей...
  "зло непрерывно пораждает зло, независимо от того, кто принес его в этот мир", и какими лозунгами он при этом прикрывался.
   Любить родину - как все преходящее, но прекрасное в этом мире мне кажется правильным, а вот вырезать обидчиков отцов выше колеса телеги, и еще гордиться этим - ну, никак не получается. Хотя, непредвзято посмотреть на этот вопрос (вне контекста моих религиозных убеждений) мне было бы сложно.


               

               

Valandil

  • Гость
Re:О патриотизме
« Ответ #31 : 16/03/2003, 11:22:30 »
ИМХО, не особо сложно. Вот Киплинг, к примеру. :)

Brunhilda, я отлично понимаю твою позицию. Тем не менее гордость за стойкость своего народа - чувство, которому не надо даже учить. Я помню, как плохо я воспринимал историю в детстве и какими пустыми и выхолощенными мне казались слова про героизм защитников Сталинграда. До тех пор, пока я не вырос и не понял. :) И до сих пор меня это потрясает.

А вырезать "обидчиков отцов" и в самом деле не стоит. :) А что, кто-то порывается?  ;D