Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Христианство и война  (Прочитано 4088 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Асгейр

  • Гость
Re:Христианство и война
« Ответ #20 : 26/03/2003, 11:15:35 »
2Брунгильда
 Вы ошибаетесь.  Во-первых, в отношении христианства к военным действиям (сколь угодно "праведная" война просто полагается "меньшим злом". Если Радомир здесь появится, он лучше меня скажет). Во-вторых, понятие "праведной" войны может появится только в христианском государстве, ибо это область светская. По понятным причинам, в первые два века существования христианства с такими государствами было туго...
 А первый известный нам призыв к оружию в христианских источниках относится к Ветхому Завету...

               

               

Brunhilda

  • Гость
Re:Христианство и война
« Ответ #21 : 26/03/2003, 16:19:14 »
Асгейр, Ветхий Завет не может быть принят как полностью _христианский_ источник. На том же основании, на котором после принятия нового уголовного кодекса больше не руководствуются старым. Потому он и назван Ветхим. Поправки к нему изложены в Нагорной проповеди.
  Вот элементарная подборка: Мф. 5.38-48; 10. 16-23, 34-39... Нигде нету ни одного призыва защищаться, тем более - нападать... Я намеренно не цитирую Письма или Деяния, хотя там есть что процитировать...
  Насчет "праведной войны" возражение несостоятельно хотябы потому, что "праведные войны" велись представителями многих религий. И "священные" тоже. Да и Римская Империя тоже была Священной. Тут уже идет игра терминами.
  И, напоследок... Война, все-таки, область светская, да?  ;)

 

               

               

Асгейр

  • Гость
Re:Христианство и война
« Ответ #22 : 26/03/2003, 16:28:15 »

"Асгейр, Ветхий Завет не может быть принят как полностью _христианский_ источник"

 Кто Вам это сказал? Источник, плиз. Ибо, как мне казалось, воплотившийся Господь не менял Закон, но дополнял его. Если я не прав - цитату.
 И, кажется, мы с Вами друг друга не понимаем. праведная война, в частности - это Отечественная война. Любая из двух. Участие в ней является грехом (не допускают до причастия год, по-моему), но Церковью она благословляется. А при чем здесь Священная Империя6 я вообще не понял. Наконец, обратите внимание, что мы говорим о христианстве. Использование любыми другими религиями той же терминологии сейчас нас не волнует.
 И война - область, безусловно, светская. Воздайте кесарю кесарево...

 

               

               

Brunhilda

  • Гость
Re:Христианство и война
« Ответ #23 : 26/03/2003, 16:51:31 »
Совершенно верно, он его дополнил. " Вы слышали, что сказано: "око за око, зуб за зуб". А Я говорю вам: не противьтесь злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;..."
  Знаешь, есть Конституция США, а есть - Поправки... Например, 5-ая... ;)
  И в тех моментах, где слова Нового Завета что-то объясняют иначе, чем в Ветхом Завете, верным считаются слова Нового Завета.
  Что же до того, что Церковью благословляются войны... Церковь состоит из людей, которые тоже идут на компромисы с совестью или исходят из каких-то других побуждений, кроме как служение Богу. Тут, мне кажется, ситуация аналогичная описанной в 1Кор. 7 32-34: "...Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене...". Священнослужители тоже являются жителями какой-то страны, и волей-неволей им приходится или кажется правильным поддерживать политику этой страны. Скажем, я почти уверена, что немецкие священники тоже благославляли своих солдат во время 1 и 2-ой мировых войн. А про средневековые я вообще молчу.

 

               

               

Вечер

  • Гость
Re:Христианство и война
« Ответ #24 : 26/03/2003, 19:02:20 »
2Асгейр просили источников - пожалуйста ;), вот вам вполне авторитетный христианский источник, который превосходно иллюстрирует мою точку зрения:

Георгий (Ходр), митрополит Гор Ливанских

Крест как орудие мирского триумфа

Раннее христианство (до св. Августина) питало отвращение к применению насилия. В свой кафолический период Тертуллиан писал, что Господь, разоружив Петра, тем самым разоружил каждого солдата. Позже Ориген, ссылаясь на то, что Петру было запрещено убивать, сказал, что христиане не должны обороняться от врагов, что мы больше не поднимаем меча против другого народа, что мы больше не учимся воевать. В том же духе высказываются и апологеты. Св. Василий Великий предписывает налагать епитимью на христиан, служащих в армии, если они принимали участие в войне.

Первые христиане надеялись одолеть войну молитвой, верой и силой Божьей. Но империя, хотя и христианизировалась, не могла просто упразднить армию. Империя еще не была Царством Божьим. Она должна была оборонять себя от варваров. Она воспринимала свои победы и продолжение своего существования как оправдание своей христианизации. Крест становится орудием чисто мирской победы. Византийское богослужение пронизано этой идеологией. Правда, одновременно, то же богослужение развивало духовность смирения и кротости. Конечно, на христианском Востоке не была разработана доктрина праведной войны. Однако была широко распространена идея войны ответной (оборонительной), которая ведется против турок или против “католических” армий всякий раз, когда они вторгаются в православную страну, такую, например, как Россия. Пацифизм как теория был забыт на христианском Востоке.

С распадом Византийской империи большинство православных церквей за пределами древнего патриархата стали автокефальными церквами, чья каноническая территория географически совпадала с территорией соответствующих стран. Эти “национальные” церкви оказались пропитанными националистическими чувствами и потому более или менее явно благословляли войны, которые вели их страны. Это можно сказать о Русской, Греческой, Сербской или Болгарской православных церквах. В этом смешении понятий факт войны сам по себе больше не беспокоит совесть.