Я к тому, что эту (вашу в том числе) точку зрения считаю неверной. Толкиен
не не был, а был
отчасти (не на 100%) сразу ими всеми, одновременно, или в разные периоды времени.
Профессор при всех его особенностях не был ни коммунистом, ни либералом, ни нацистом, ни гностиком. Католик-традиционалист, ближе всего. ....
- не был 100% фашистом, но восхищался фашистами (Роем Кэмпбеллом, прообразом Арагорна), неизбежно сочувствуя (тогда) также и нацистам, с которыми сотрудничали фашисты в Испании в 1936м, году написания "Хоббита" - отсюда и отсылки на "фашистские" способы военной дипломатии, например, Беорна в "Хоббите", отсюда "плохие народы", которых можно и надо только убивать (в "Хоббите"). В дальнейшем эта точка зрения им будет пересмотрена. Фашисты в те времена (20-30е гг., и не только) активно сотрудничали с Ватиканом, так что не мудрено.
- не был либералом, но стал сочувствовать либералам (британским и американским, когда те стали воевать с немецкими нацистами, напавшими на страну, которую он считал своей).
- не был коммунистом, но чувствовал некую общность с коммунистом-марксистом (в лице Уильяма Морриса, у которого Толкиен многое заимствовал в литературе и не только).
- не был т.н. "гностиком", но ввёл у себя в "Айнулиндалэ" чисто гностическую систему, взяв даже именования у "гностика" Валентина (напр., эоны-айну, это одно и то же слово). При этом учитель Валентин был православным епископом и баллотировался в епископы Рима, т.е. папы, "гностиком" его стали обзывать лет эдак через тысячу с небольшим, до этого он был просто "еретик" - но православный еретик, однако.
- "католиком-традиционалистом" (как будто есть "просто католики", а есть "
традиционалисты") Толкиен тоже был. Ключевое слово - "был", потому что демонстративное неприятие "нового" (которое наоборот, старое) в обрядах церкви Толкиеном - это временно. Толкиен не покинул церковь, не основал свою - следовательно, в итоге он принял и мессу на английском, и экуменизм. "
Католиком-традиционалистом" формально Толкиен не стал, он продолжил подчиняться папе, как и положено "обычному" католику. Так же как Толкин не стал никем из вашего списка,
Ст.Тук.Претензии Толкиена-"традиционалиста" к решениям Второго Ватиканского собора были еще и в том, что месса теперь разрешалась по византийскому обряду. "Византию" (на сам.деле Восточную Римскую империю, т.е. настоящий христианский "Второй Рим" ) Толкиен... не любил. Его коллега Уильямс был как раз любитель теории "византийского", т.е. константинопольского происхождения короля Артура и его округлого стола, и вот это всё Толкиену не нравилось.
наш образ мыслей оставался диаметрально противоположным. Мне активно не нравилась его артуровско-византийская мифология; я по-прежнему считаю, что она испортила трилогию К. С. Л. (очень впечатлительного, чересчур впечатлительного) в последней ее части.