Судя по всему, в данном фильме подобный экшн – вкупе с постоянными осложнениями и непредвиденными обстоятельствами при попытке взорвать очередного террориста – нужен для того, чтобы показать новизну ситуации, подчеркнуть непрофессионализм героев, вынужденных заниматься новым для них делом. Международный терроризм-де только поднимает голову, лекарства от него только разрабатываются… Достаточно вспомнить, что ГСГ-9 появилась в Германии как раз после позорного мюнхенского облома, подробнее о котором можно прочитать, к примеру, здесь:
http://crynews.ru/info/514.html Впрочем, на тот момент на счету спецслужб Израиля уже были похищенные из нейтральных стран и вывезенные для показательного суда нацисты, так что насколько исторически достоверно выставлять новичками подпольно действующих в чужих странах израильтян – вопрос, стоит ознакомиться с историческими материалами на эту тему.
Разительным контрастом по сравнению с порой неуклюжими потугами доморощенных хитманов-конспираторов выглядит стремительная и безжалостная бойня, учиненная в Бейруте спецназовцами «Сайерет Маткаль» - операция «Весна молодости», 9 апреля 1973. Всё верно, в таких действиях израильтяне уже давно поднаторели – они и сами вели террористическую войну против арабов и англичан до образования Государства Израиль. Кстати, в операции лично участвовал, переодевшись в женскую одежду, будущий премьер Израиля Эхуд Барак, и в фильме он показан. Неплохой образчик черного юмора – убийство штурмующими спрятавшегося под выбитой дверью главаря палестинцев: «открыли» дверь, подняв за ручку, сравнили физиономию с фотокарточкой, изрешетили из «Узи», «закрыли» дверь.
Один из главных конфликтов «Меча Гидеона» - между долгом и общечеловеческими ценностями. Вот тут и появляются сложности для римейкеров. За 20 лет между 1986 и 2006 мир слишком сильно изменился. Теперь не только у сплоченных Холокостом и борьбой за свою страну израильтян – практически ни у кого, пожалуй, не возникнет сомнений насчет того, этично ли мочить в сортире на чужой территории террористов. В «Мече Гидеона» главный герой встречает в больнице заплаканную дочь и жену взорванного по телефону террориста – одна из сцен, демонстрирующих, что «они-де тоже люди» (собственно, практически аналогичная сцена впихнута Лукьяненко в Дневной Дозор – убийство в ресторанном туалете пришедшего с семьей поужинать Темного Мага на глазах у «переодетого» в Ольгу Антона и Светланы). Главный герой должен по этому поводу начать рефлексировать и сомневаться в правомерности своих поступков. В новом фильме этой сцены вообще нет. Вряд ли видевших кадры 11 сентября и Беслана тронут слезы семьи террориста. Вот если бы эту девочку все-таки взорвали по ошибке – да, пожалуй. А так – нет. Проблема сильно утратила свою актуальность со временем .
Впрочем, Спилберг вроде бы вставил другую сцену, показывая зрителю конфликт «с другой стороны» - разговоры с арабами на конспиративной квартире в Греции. Но здесь, ИМХО, зрителю не предлагают сочувствовать («они тоже люди») – предлагают понять, что и «у них-де тоже есть свои причины». Простой рудимент политкорректности.
Да, еще замечательно показана работа СМИ по освещению теракта. Говорят, что в Мюнхене терроризм впервые стал видом шоу-бизнеса. В "Мече Гидеона" вроде бы об этом не было, а теперь есть - толпы журналюг, работающих на рейтинг своих каналов... Показ в прямом эфире перемещений сотрудников спецслужб, позиций снайперов... Все прелести современных масс-медиа, короче.
Касательно картинки. Снято приятно. Показана Европа 70-х, все колоритно и «узнаваемо» (это, естественно, не значит, что я знаю, как на самом деле выглядит Европа 70-х… но могу сравнить хотя бы с более-мене старыми европейскими фильмами). Что говорить, когда действие первый раз перенеслось в США, я понял, что это Америка еще до того, как об этом было сказано – по автомобилям на улицах! Отдельное спасибо Спилбергу за взрывы – наконец-то нет этих отвратных бензиновых огненных облаков! Наконец-то в воздухе после взрыва стоит столбом пыль, а оказавшиеся рядом получают шок и контузию! А вот перестрелки ИМХО выглядят порой чересчур гротескно – как будто из АК-47 стреляют исключительно пристрелочно-разрывными, такие сильные пиротехнические эффекты в месте попадания. Впрочем, общую картину это не портит. Хорошо поставлены снятые в виде «флэшбэков» сцены теракта в Мюнхене (хотя на самом деле эта бестолковая стрельба продолжалась больше часа, а не как в фильме – террористам, видимо, слишком не хотелось умирать, и они до последнего держали заложников живыми). Смелое решение – наложить кровавую развязку на сцену секса главгероя с женой. У меня это вызвало однозначную неприличную ассоциацию с Чаком Палаником, «Удушье». «Я думаю о гниющих трупах и ампутированных органах, чтобы подольше не кончить». М-да. Хотя на самом деле, видимо, подразумевалось-то совсем другое – у бедняги от его палаческого ремесла теперь неслабая психологическая травма.
В общем, достойный римейк отличного фильма. Выигрывает минимум по красоте и яркости картинки – ну, иначе и быть не могло, технология ушла вперед. Потом, не помню, была ли в оригинальном фильме операция в Бейруте, приятно красящая скучные шпионско-ассассинские будни героев… Короче, всем смотреть!