Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - ДВ

Страницы: 1 ... 4 5 [6]
101
Анариэль подсказала цитату, которая может иметь отношение к данной теме: «Саурон не был "искренним" атеистом, но проповедовал атеизм, потому что он ослаблял сопротивление ему, Саурону (а вмешательства бога в дела Арды он больше не боялся)» (HoME-10).

102
- Локи, вот чего я никак не пойму: ты точно знаешь, что Боженька есть, ты был в Его чертогах и тем не менее ты прикидываешься атеистом.
 
- А, я люблю подразнить святош, обожаю. А что? Пусть не расслабляются!

 
(с) "Догма", х/ф Кевина Смита.

104
Мне кажется, что треды об орках было бы целесообразно поместить в раздел, аналогичный разделам "Эльфы", "Хоббиты", "Люди".

105
Очень полезный список, спасибо. Только зачем же орков к чудовищам отнесли?

106
Литература / Новые книги.
« : 24/01/2008, 01:44:29 »
Здравствуйте!
 
Уважаемые коллеги, существует возможность заказать следующие книги, изданные редакторской группой журнала "Конец эпохи":
 
- Сны о Средиземье (сборник стихов);
 
- Сны о Средиземье - 2 (сборник стихов);
 
- Н. и Б. Жуковы. Экскурсия (с продолжением "Зелёный друг").
 
Вот адрес их сайта:
 
http://www.ri-print.ru/index.php?name=Asers_Shop&s_op=viewproduct&cid=3

107
Опубликован N 54.

Содержание:

=====

Дмитрий Могилевцев. О письменности и законоустройстве или почему хоббиты говорят стихами
 
Михаил Кизилов. Прогулки с Профессором, или историческая топография Оксфордшира в произведениях Дж. Р. Р. Толкина

Валерий Иванов. Инзильбет, дочь Гимильгазара: маленькое генеалогическое исследование

Дэвид Даган. Tolkien in Translation & Translating Tolkien: Text and Film. (Перевод Аллы Хананашвили)

Дэвид Даган. J. R. R. Tolkien Encyclopedia: Scholarship and Critical Assessment & The J. R. R. Tolkien Companion and Guide. (Перевод Аллы Хананашвили)

Трауберг Н. Л. В конце тысячелетия - 2. Показания очевидца.

Мария Семенихина "The Mistress of Vision" Ф. Томпсона и "Властелин колец": Интертекстуальные переклички

Виноходов Д. О. "Между Ингольдом и Христом"

На последней странице - работа Екатерины Шемяк Под вывеской "Гарцующий Пони".

=====

Опубликован N 55.
 
Содержание:
 
=====
 
Толкин Дж. Р. Р. Из работы "Квенди и эльдар" (Перевод - Арторон)
 
Иван Котляров. Очерки экономики Арды, часть II
 
Лебедева Е. Глава "О падении Дориата" - три стратегии редактирования
 
Анна Гумерова. Смертный в эльфийском королевстве согласно "Сильмариллиону": сходство и различие сюжетов
 
Ари "Нашему любимому Хоббиту - 70
 
На последней странице - работа Екатерины Шемяк "Боромир" (The Council of Elrond)
 
=====

108
Здравствуйте!
 
Цитировать
М> Если они от эльфов - в Мандос. Но это маловероятно, что от эльфов.

В текстах Толкина имеется пять версий происхождения орков:
 
1) орки сделаны Мэлькором de novo из раскаленного ила или из камня;
2) орки являются потомками искаженных Мэлькором эльфов;
3) орки - искаженные Мэлькором животные в гуманоидном облике;
4) орки выведены Мэлькором из людей;
5) некоторые орки - это потомки умайар.
 
С точки зрения филологического подхода, ситуация развивалась следующим образом. Первая версия была отвергнута и заменена второй. В соответствии с этим изменением был кардинально переработан весь Сильмариллион. Однако вторая версия с течением времени перестала устраивать Толкина, он искал пути для ее изменения, в результате чего наметил третью и четвертую версии. На основе этих версий он мог бы создать transformed-Сильмариллион, но не сделал этого. По каким причинам, не столь важно. Пятая версия создавалась не в качестве альтернативной, но лишь как дополнительная. Таким образом центральной и наиболее целостной версией, с точки зрения филологического подхода, остается версия номер два.
 
С точки зрения подхода исторического, рассуждения ведутся иначе. Первая версия является крайне маловероятной: големами орки быть вряд ли могли, иначе в отсутствие воли Темного Властелина они не смогли бы даже двигаться (как то было с дварфами Аулэ до момента их принятия Илуватаром). Вероятность третьей версии почти нулевая - животными орки быть вряд ли могли, так как у них имелись качественные отличия от животных. Еще ниже вероятность четвертой версии, от людей орки происходить вряд ли могли, поскольку появились задолго до пробуждения людей. Пятая версия в рамках исторического подхода также является дополнительной, а не альтернативной. Остается вторая версия - происхождение орков от эльфов. Эта версия не противоречит никаким данным, полностью согласуется с общим ходом истории Арды, для ее принятия не нужны никакие дополнительные допущения или натяжки. Таким образом наиболее обоснованной и непротиворечивой, с точки зрения исторического подхода, является версия номер два, орки в большинстве своем - произошли от искаженных эльфов. Исключения составляют болдоги и их потомки, а также потомки смешанных браков орков и людей.
 
Как видно, результаты рассуждений в рамках филологического и исторического подходов при рассмотрении вопроса о происхождении орков совпадают.

109
Здравствуйте!
 
Цитировать
E> Только по сути куда было идти Мэйхуру?

Разумнее всего на север, в Хитаэглир, IMHO.
 
Цитировать
DV>> ...критерии морали оркам прекрасно известны, но они не оценивают по этим критериям своё собственное поведение.
 
E> Полностью согласна. Эти критерии морали ценности для орков не представляют, воспринимаются, как нечто очень далекое от их жизни.

Небольшая поправка: эти критерии ценность для орков всё же представляют - по этим критериям орки оценивают поведение других и осуждают этих других, если те данным критериям не соответствуют. А вот своё индивидуальное поведение орки по этим критериям не оценивают - в этом и штука. Как совершенно справедливо замечает Шиппи, такое поведение свойственно и многим людям, нашим современникам.
 
Цитировать
E> Но какие нормы являются следствием возникновения мелких независимых государств? Не убей главного над собой, а то тебя убьют? И больше никакой морали это не подразумевает.

IMHO такой взгляд на орков является излишне упрощённым. Я не знаю, какие моральные ценности являются следствием образования независимых государств, поскольку у меня нет социологического или культурологического образования. Однако при внимательном прочтении книг Толкина можно заметить, что определённые моральные ценности (если я правильно трактую данное понятие) у орков так или иначе в той или иной степени проявляются. К числу таких проявлений я бы отнёс, например, искреннюю верность вождю (Углук, искренне преданный Саруману, орки Мории, мстящие за убитых вождей), самоотверженность и мужество (Маухур, пошедший на смерть ради спасения соплеменников), гордость за свой коллектив (урук-хай Сарумана), личную гордость (Снага, не позволивший более сильному орку издеваться над собой), милосердие (наличие среди орков Мории нищих, живущих за счёт подаяния соплеменников).
 
Цитировать
E> Орки служат кому-либо исключительно из страха...

Поведение Углука и Маухура, поведение орков Хитаэглир IMHO опровергает данное утверждение.
 
Цитировать
E> ...если страха не будет, орки перегрызутся.

Независимое существование орочьих государств в течение тысячелетий IMHO опровергает данное утверждение.
 
Цитировать
L> Понимаете, когда ребенок перебегает дорогу перед носом машины -- это не героизм. Когда орк по поводу и без хватается на скимитар -- это тоже не героизм. Человек, который ценит жизнь вообще, как явление, не будет просто так убивать. Для многих людей не только убить, даже просто ударить кого-то без причины -- дикость. Орки же (во многих случаях: когда решали, куда идти c пленными хоббитами, в башне, когда Фродо захватили и тд) чуть что, хватаются за оружие. Понимаете, это не отвага, а отмороженность. Чтобы быть истинно мужественным, надо ценить жизнь. Это я не вывела из Толкина, нет, но и у него это есть. Для сравнения с орками. Эльфы часто восхищались доблестью людей, тем, как эдайн "отдавали жизнь, которой им отпущено так мало". Любили, ценили, но всё равно отдавали. Разницу чувствуете?

Да, со всем вышеизложенным я согласен. (Добавлю лишь, что орков вряд ли следует равнять под одну гребёнку: разумеется, многих из них можно обозначить, как Вы выразились, "отмороженными", но у них встречалось и истинное мужество - тот же Маухур.) Но мне всё же хотелось бы понять, почему Вы считаете, будто орки ценили свою собственную жизнь меньше, чем эльфы или люди? Собственно, мы, насколько я понимаю, говорили именно об этом.
 
Цитировать
L> Монархия монархии рознь. Найдите десять отличий между орочьим королём и атаманом разбойничьей шайки. Главарем орков был самый большой и сильный орк. Если после гибели главаря его сын -- не младенец в колыбели, а самый большой и сильный орк -- что тут странного?

Ну, во-первых, разговор шёл о том, что социумы орков, дескать, мол, якобы, были донельзя примитивными. Монархическая форма правления и королевские титулы, при наличии передовых (по тому времени) технологий, разделения труда, системы счёта и собственной письменности, всё-таки подразумевают достаточно развитую общественно-экономическую формацию.
 
Во-вторых, а велика ли вообще разница между королём и атаманом шайки? Если посмотреть на реальную историю людей, то весьма многие короли вполне походили на атаманов разбойничьих шаек. Бывали случаи, когда самые настоящие атаманы разбойничьих шаек становились если не королями, то конунгами, князьями, каганами, ханами, ярлами или маркграфами (и наоборот). Да собственно, и в истории людей Арды так ли уж далёк был путь от королевского достоинства до положения главаря банды и обратно?
:)
 
В-третьих, если угодно найти именно десять отличий :) между орочьим королём и атаманом разбойничьей шайки, то можно попробовать сделать и это. Вот, не угодно ли:
1. Большое число индивидуумов, входящих в социум.
2. Значительная величина контролируемой территории.
3. Развитое производство.
4. Активное строительство.
5. Социальная иерархия и разделение труда.
6. Наличие официального титула короля, признаваемого в других государствах, не только орочьих.
7. Наличие атрибутов власти.
8. Наличие собственной элитной охраны.
9. Система вассальных отношений между различными государствами орков Хитаэглир при наличии главной столицы - Гундабада.
10. Дипломатические отношения с другими государствами, в том числе, не орочьими.
 
Цитировать
DV>> Так он и победил.
 
L> Да. Благодаря собственному таланту стратега, благодаря Клятве, благодаря алчности гномов, резкости Тингола, предательству Ульдора... А вот орки мало что вложили в копилку.

Ну, о доле их вклада я спорить не стану, его, вероятно, можно оценивать по-разному. Однако отмечу, что капля их пота в победе Мэлькора всё же была.
 
Цитировать
L> Чтобы орки победили в сражении, их должно быть больше. Намного, в несколько раз, а то и на порядок.

Но, с другой стороны, ведь и по физическим данным средний орк всё же несколько уступал среднему эльфу (особливо со светом Амана в очах) или среднему адану.
:)
 
Цитировать
L> Эльфы, люди и гномы зачастую их били даже при значительном орочьем численном перевесе.

Бывало, бывало. Но и оркам побеждать тоже доводилось.
 
Цитировать
НС> Вообще, орочьи отношения НАСТОЛЬКО похожи на современное [...] "цивилизованное общество", что я лично склонен считать, что:
- ЕСЛИ Арда в самом деле - описание далёкого прошлого Земли
- ТО  мы, все наши общества и все наши традиции - ЛИШЬ ЧАСТИЧНО потомки ЛЮДЕЙ Арды. А в гораздо большей степени - потомки и наследники ОРКОВ Арды.
Попробуйте серьёзно возразить.

Возражать не стану. Буду поддерживать. Четырнадцать лет спустя после Войны Кольца Сэмвайз, рассуждая об орках, говорит: "Вряд ли мы когда-нибудь совсем от них избавимся" (HoME-09, Part One, XI). Сам же Профессор в своих письмах к Кристоферу часто сетовал на некоторых своих сограждан и открыто называл их орками (примеры в Письмах многочисленны).
 
Цитировать
L> Возможно, даже после страшного искажения в орках что-то осталось.

IMHO это действительно так.
 
Цитировать
L> С другой стороны, стайные животные следуют определенным схемам поведения, что позволяет им вместе охотиться, воспитывать молодняк и не грызть друг друга насмерть за кусок мяса. Но можно ли говорить в этом случае о морали?

О морали можно говорить лишь в случае наличия её носителя - разумного существа. Существа, не имеющие разума, находятся вне морали по определению.
 
Цитировать
М> Вывод о посмертии орков по животной версии зависит от взглядов на посмертие животных...

Полагаю, что не зависит, поскольку Профессор в отношении орков, которые происходили бы от животных, высказался достаточно категорически: "предусмотрел ли Эру фэар для подобных созданий? Возможно - для орлов и т. д. Но не для орков" (HoME-10, Part Five, VIII).
 
Цитировать
М> ...этика у орков есть, а вот мораль - не факт...

Согласно толковому словарю Ушакова, этика и мораль - синонимы.
 
Цитировать
РН> А какие факты обсуждающие используют? Все тексты сразу?

Лично я рассуждаю согласно историческому подходу.
 
Цитировать
М> Азог же не на орочьем языке "нищий" сказал...

Вероятнее всего, говорил он на вестроне, каковой в конце III эпохи и был для орков Хитаэглир родным языком.
 
Цитировать
М> ...он мог видеть и человеческих нищих. К тому же нищий (неимущий) и просящий подаяние - разные вещи.

Азог говорил именно о нищем, просящем подаяние.

110
Здравствуйте!
 
Цитировать
DV>> выручить товарищей из смертельной западни...
 
L> Это про то, как они не стали спасать товарища, забытого Шелоб..?

Нет, как верно заметил Kuller, это про то, как урук-хай Мэйхура пошли на смерть ради того, чтобы спасти из окружения отряд Углука.
 
Цитировать
L> Они презирают жизнь, свою не меньше чем чужую. Когда эльф или человек, который любит жизнь и дорожит ею, идёт на смерть ради чего-то более важного -- это одно.

Жизнь – у каждого одна. Почему Вы полагаете, будто орк ценит свою жизнь меньше, нежели человек или эльда?
 
Цитировать
L> ...для орка жизнь -- не ценность.

Об этом где-то сказано? Или Вы выводите данное утверждение из каких-либо косвенных данных?
 
Цитировать
E> Мэйхур как-никак приказ выполнял. А тут уж не выполнишь - хуже будет, т.к. ни Саурон, ни Саруман орками не дорожили, особенно вольно относившимся к приказам.

Да, Мэйхур выполнял приказ. Приказ вождя, которому был, по-видимому, искренне предан, как и Углук. Если бы он захотел, то мог бы и не выполнять этот приказ, не лезть на рожон, а уйти куда-нибудь подальше и обосноваться на воле, как хотел сделать, например, Горбаг.
 
Цитировать
DV>> ... непременно отомстить за убитого вождя...
 
L> Ну, месть -- это не самая высокая из всех моральных ценностей...

С нашей современной европейской точки зрения - да. Но в некоторых культурах - вполне.
 
Цитировать
М> Ну да, после извержения Ородруина орки очень даже хотели на смерть пойти

Ну да, некоторые даже покончили жизнь самоубийством.
 
Цитировать
Е> Еще один пример теплых дружеских отношений  - драка в башне над Кирит-Унголом. [...] То есть подобные вещи нормальны. Об этом свидетельствует и финал ссоры между орком-солдатом и орком-следопытом.

Да, совершенно верно, было такое. Шиппи вскрывает причину этого явления - критерии морали оркам прекрасно известны, но они не оценивают по этим критериям своё собственное поведение. Что свойственно и весьма многим людям, в том числе, нашим современникам, увы.
 
Цитировать
E> Ну и наконец, если орки так были преданы Саурону, то почему их в бой гнали посредством кнута?

Ответ на Ваш вопрос заключён в самом вопросе: потому что орки вовсе не были преданы Саурону.
 
Цитировать
E> "И глубоко в темных сердцах орков живет ненависть к Господину, которому они служат из страха, - создателю их убожества"

Это сказано не о Сауроне, а о Мэлькоре.
 
Цитировать
НС> орки, находящиеся вне поля действия воли какого-либо из своих хозяев [...] самоорганизуются в примитивные социумы, мало отличимые от соответствующих человеческих [...]. Существование и поведение орков Мории и их эффективное сопротивление гномам - тому практически прямое доказательство.

Буквальное доказательство данного тезиса содержится непосредственно в текстах Толкина: "После падения Тангородрима, пока Саурон скрывался, во многих частях Средиземья орки преодолели свою беспомощность, основали собственные мелкие государства и привыкли к независимости" (HoME-10, Part Five, X).
 
Цитировать
E> Воля хозяина, похоже, и есть то, что заставляет "почти чужих" объединиться. Ибо Моргот не склонен разбираться, кто прав, кто виноват. Но как только эта воля не требует ор орков совместных действий, они возвращаются в исходное состояние...

Мэлькор правил орками в течение 500 лет до первого пленения и ещё 600 лет после возвращения из Валинора. Между этими периодами прошло 4000 лет. А после изгнания Мэлькора из Арды (ещё 3000 лет) Саурон никогда не правил всеми орками Средиземья. Таким образом, из приблизительно 8000 лет существования суперэтноса орков (до начала IV эпохи) под властью Мэлькора они провели лишь около 12,5% этого времени. В остальное время они (либо часть из них) вели вполне самостоятельное существование, объединяясь, как об этом говорилось выше, в независимые государства.
 
Цитировать
L> Социумы у орков ну очень примитивные.

По крайней мере, некоторые из них являлись монархическими государствами. Даже есть некоторые основания предполагать наличие передачи власти по наследству.
 
Цитировать
G> Если бы орки сражались так же организованно, как охотятся волки, Моргот бы давно всех победил.

Так он и победил. После того, как нолдор разорили гавани в устье Сириона, никто в Средиземье не мог открыто выступать против власти Мэлькора.
 
Цитировать
Э> А вообще какие там моральные ценности...

Например, милосердие. Ингвалл как-то вполне справедливо заметил, что оркам Мории было известно понятие "нищий" (если помните, Азог употребил соответствующее слово в разговоре с Наром). Раз это понятие было им известно, следовательно, оно появилось не на пустом месте, то есть, в социумах орков были нищие - индивидуумы, которые не были способны самостоятельно добывать себе пропитание и получали его вследствие милосердия своих соплеменников.
 
Цитировать
Э> ...орки-зло, во всяком случае порождение зла...

Орки - не порождение зла. Они - результат искажения.
 
Цитировать
Э> ...и я терпеть не могу всякие критические статьи на произведение Толкина...

Это Ваши личные проблемы.
 
Цитировать
Э> зачем переворачивать то, что написал автор?

Совершенно незачем.
 
Цитировать
Э> ...он хотел сказать именно то, что писал!

Совершенно верно. Остаётся лишь разобраться в том, что он написал.

111
Здравствуйте!
 
Цитировать
Вся мораль орков заключается в хорошо похавать, пограбить и выпить

А также непременно отомстить за убитого вождя, пойти на смерть ради того, чтобы выполнить приказ того, кому ты предан, и выручить товарищей из смертельной западни.

112
Литература / Шляхтич Завальня
« : 23/11/2007, 23:50:52 »
Здравствуйте!
 
Приглашаю вас познакомиться с книгой "Шляхтич Завальня или Беларусь в фантастичных повествованиях". Написал её "белорусский Гоголь" - Ян Барщевский, один из основателей белорусской литературы. Текст находится здесь:
 
http://www.barszczewski.spb.ru/zavalnia/index.html

113
Здравствуйте!
 
ЧКА переиздают в новом варианте. Заказать можно здесь:
 
http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?num=1182907069
 
С наилучшими пожеланиями,
Дмитрий.

Страницы: 1 ... 4 5 [6]