Автор: Juliana›
« : 27/12/2009, 00:20:16 »Однако, ради справедливости, должна отметить, что эпизоды с Манвэ после Круга (его отказ выполнять приказы Эру, несмотря на мучительный обруч и угрозы близким, спасение Варды) – все же оказались «настоящими», чувства «ролевой игры» здесь не возникает. Но оно возвращается во время эпизода «посиделки в Лориэне».
Про героев. Не знаю, кому как, а мне показалось, что Валар похожи на представителей богемно-интеллигентской тусовки (надеюсь, не будет оскорблением предположить, что автор вращается именно в этой среде. Я лично в такой среде не вращаюсь, но примерно представляю ее себе по рассказам других). Понятно, что любой человек, взявшийся за писательство, описывает прежде всего себя и своих знакомых. Понятно, что человек не может не «очеловечивать» любого своего персонажа (пишет ли он о богах или о животных). Но надо делать это в каких-то рамках. Стихии Мира не могут быть так нарочито похожи на богемных тусовщиков (запойная пьяница Мэлиан – я так и вижу какую-то не слишком счастливую одинокую стареющую женщину с какой-то трагедией в жизни, заливающую горе спиртным (даже возникает что-то вроде образа «интеллигентной бомжихи») – но я не вижу майя из «божественной расы», из любви принявшую физический облик и умалившую тем самым свою силу, а теперь оплакивающую мужа и дочь). Толкин тоже не общался с ангелами, но его Валар не похожи на профессоров Оксфорда, среди которых он вращался. Лутиэн из Дориата – это не Эдит
Толкин из Оксфорда, хотя первая и впитала многие черты последней. Но если уж Толкин придумал эльфов и Айнур– не-людей и задал им какие-то рамки, то он за них обычно не выходит (хотя и у него случались «проколы» по этой части, но не слишком часто). А вот авторы фанфиков частенько это делают – от непонимания ли заданных рамок (еще одна трудность написания фанфика) или просто считая, что это не нужно делать. Вот и возникают якобы «эльфы» со сленгом и поведением уличных подростков и якобы Арагорн с замашками не очень умного политического деятеля. Надо сказать, что из толкиновских народов проще всего описывать хоббитов и орков – вот уж кто от определенных категорий людей почти не отличается! Да и в себе почти каждый человек может отыскать что-то от этих народов… Не скажу, что я смогла избежать такой же ошибки в собственных фанфиках, но я старалась ее избежать. Старалась ли избежать такой ошибки Аллор – не знаю, но на мой взгляд ей не удалось это сделать. Эти бесконечные сигареты-самокрутки, например! Ну не вяжутся они у меня с образами Айнур в Валиноре, ну никак. Да, мне могут возразить, что Гэндальф у Толкина дымит как паровоз – но Гэндальф в ВК – довольно-таки «очеловеченный» и даже «охоббиченный» майя. Он – не совсем «Олорин из Валинора», можно даже сказать, что это «часть Олорина из Валинора», это «майя с урезанными возможностями». И сделано это Толкином специально – потому что истари должны были помогать только «советом и знаниями» и специально для этой задачи им был придан облик «мудрых старцев» (в представлении людей) и умалены силы. Хочешь завоевать доверие кого-то – стань таким, как он. Да и живя долго среди людей и хоббитов, Гэндальф не мог не перенять их привычки. Но зачем и от кого перенимать привычку к курению Айнур в Валиноре? Непонятно. И возникает опять образ «богемной тусовки», которая, как я понимаю, дымит вовсю. Или Манвэ, зашедший к Аллору на огонек, в то время как тот поет песни о Нуменоре! Тусовка, господа, тусовка. (Но не надо так понимать, что «тусовка» в моем представлении – плохо и все ее представители – смешные клоуны. Не плохо и не смешные, но это не Айнур в Валиноре, извините, никак).
Теперь о двух главных героях – Аллоре и Манвэ. В начале романа главный герой – бывший назгул Аллор, неведомо как ставший «майя» (якобы от части майярской крови, перешедшей от Мэлиан). Оставим это «перерождение» на совести автора (мне трудно представить, что оно было бы возможно «по канону», но в данном случае, это не имеет большого значения). Итак, автор утверждает, что у Аллора «все человеческое выгорело» и он стал майя, приобретя некоторые их способности. Не знаю уж, как это согласуется с авторским же утверждением, что Аллор по натуре остался человеком… что-то мне тут непонятно, как-то неприятно цепляет… не знаю. Если уж «выгорело» - то уж «выгорело», если не «выгорело», то как Аллор смог приспособиться к Валинору, где людей ждет не самая приятная участь (см. Преображенные Мифы)? Неубедительно, в общем. Теперь про его характер. Вот не знаю, кому как, а я таких героев (и таких людей) как Аллор, терпеть не могу. Эти «эстеты», «арбитры изящества»… У которых эстетика выше этики. Которые на все взирают с ехидной ухмылочкой, над всем подтрунивают… Эти люди могли нарисовать весьма покоробившую меня рекламу клея, где использовалось распятие Христа (я- атеист, но и меня проняло). Да и вообще, как-то неприятно сознавать, что для них «красота» превыше всего. Высокомерием это отдает, снобизмом… А если им «кровь на белой коже» покажется красивой – так что – они оправдают убийство? А уж эти визиты к Мелькору «из любопытства»! Ничего себе обоснование для такого… Тем более, что Аллор этим «подставляет» Намо. Однако же странно, что этот образ не выдержан до конца. Аллор потом становится таким «этиком», что любо-дорого посмотреть! И Мелькора защищает, и Манвэ и прямо всеобщий друг тут у нас… А, и Нуменор защищает, конечно. Нуменор у нас, конечно, своей участи не заслужил, да… В общем, неприятный для меня типаж. И даже в роли «друга и защитника обиженных» приятнее как-то не становится. Ибо чудится опять ухмылка – и самого Аллора, и автора… Только не думайте, что я «против смеха». Я не против, но это должно сочетаться с пафосом органично, а не должно возникать впечатления, что «ничего святого» нет и что над всем можно и нужно хихикать. Но, судя по Аллор-автору, она именно так и считает. Ну что же…
Кстати, про поединок Аллора с Тулкасом. «Рояль в кустах» в этом эпизоде гремит всеми клавишами. Якобы «человек-майя» способен победить Валу – величайшего воителя. Якобы это потому, что Аллор сражается за «родной Нуменор», это, якобы придает ему силы. Вспомним аналогичный случай – Поединок Финрода и Саурона. Финрод тоже сражается за «родной Валинор», за свой народ – благих эльдар… Но стоит только Саурону напомнить о крови Альквалондэ – Финрод проигрывает. Почему? Потому что «неправота» родичей-эльдар, за которых он сражается, лишает его силы. По моему мнению, у Аллора должна быть аналогичная ситуация – «неправота» родного позднего Нуменора (рабство, угнетение подвластных народов, человеческие жертвы) должна лишить его сил, а не придавать их. Но, видимо, автор так не считает. По ее мнению, родину надо защищать любую – даже самую пакостную. В этом есть этическая правильность… но есть и неправильность на мой взгляд. Иногда надо выступить «против своих» - когда они творят зло. И уж во всяком случае, защита позднего Нуменора не может придать сил для борьбы, ибо эта земля прогнила до самого основания, почему и была затоплена.
Теперь о Манвэ. Итак, если верить автору, то это «рефлексирующий интеллегент у власти». Мучается совестью, но творит «необходимые» злодейства. И опять возникает понятие «жестокость из благородства» - оказывается, мучительная казнь Эллери Ахэ была необходима, потому что Эру убедил Манвэ, что вот так, через боль и ожидание смерти они могут «спастись»! М-да, и снова иезуитство… Потом Манвэ черт знает сколько времени разыгрывает из себя «тирана и деспота», считая, что этим всех спасает. Ну-ну. «Цель оправдывает средства», конечно.
Но самый смак прибережен в конце. Принцип «Все хорошие» выдержан до конца. Даже Эру, вроде как «главный злодей» (после оправдания Манвэ) – и то, в конце оправдывается! Он хотел только добра! И из-за этого творил пакости. И все хотели добра. И семь тыщ лет никто не понимал, что добра не добьешься пакостями (вещь, которую человечество поняло гораздо раньше). «Не верю», как говорил Станиславский. Не верю, что Валар и Эру такие тупые, что не поняли этого раньше. Не верю, что можно после такого, после пыток и казней, выйти «чистенькими и добренькими», какими нам предстают все герои в самом конце. Нельзя семь тыщ лет разыгрывать тирана и не стать им на самом деле. Или во всяком случае, это потребует гораздо больших усилий и не обойдется без плохих последствий. Может быть, даже фатальных. «Гэндальф с Кольцом» способен погубить Средиземье лучше Саурона. Манвэ-«тиран» быстро сгубил бы Валинор (как губит подвластные ему земли Моргот в каноне) и не смог бы спасти Средиземье. Автор сыграл в поддавки с читателем, убедив его, что это будто бы возможно, что нужно только «всем договориться», что все хорошие и хотят только добра, и творят зло только из благородства… Диссонанс Мелькора не пройдет бесследно, бесследно пройдет только шуточная игра-охота на зайчика. Из истории Средиземья сделали такую игру, лейтмотив ее ощущается во всем тексте ПКА. Одобряете ли вы такую игру – решайте сами, прочитав эту книгу.
Про героев. Не знаю, кому как, а мне показалось, что Валар похожи на представителей богемно-интеллигентской тусовки (надеюсь, не будет оскорблением предположить, что автор вращается именно в этой среде. Я лично в такой среде не вращаюсь, но примерно представляю ее себе по рассказам других). Понятно, что любой человек, взявшийся за писательство, описывает прежде всего себя и своих знакомых. Понятно, что человек не может не «очеловечивать» любого своего персонажа (пишет ли он о богах или о животных). Но надо делать это в каких-то рамках. Стихии Мира не могут быть так нарочито похожи на богемных тусовщиков (запойная пьяница Мэлиан – я так и вижу какую-то не слишком счастливую одинокую стареющую женщину с какой-то трагедией в жизни, заливающую горе спиртным (даже возникает что-то вроде образа «интеллигентной бомжихи») – но я не вижу майя из «божественной расы», из любви принявшую физический облик и умалившую тем самым свою силу, а теперь оплакивающую мужа и дочь). Толкин тоже не общался с ангелами, но его Валар не похожи на профессоров Оксфорда, среди которых он вращался. Лутиэн из Дориата – это не Эдит
Толкин из Оксфорда, хотя первая и впитала многие черты последней. Но если уж Толкин придумал эльфов и Айнур– не-людей и задал им какие-то рамки, то он за них обычно не выходит (хотя и у него случались «проколы» по этой части, но не слишком часто). А вот авторы фанфиков частенько это делают – от непонимания ли заданных рамок (еще одна трудность написания фанфика) или просто считая, что это не нужно делать. Вот и возникают якобы «эльфы» со сленгом и поведением уличных подростков и якобы Арагорн с замашками не очень умного политического деятеля. Надо сказать, что из толкиновских народов проще всего описывать хоббитов и орков – вот уж кто от определенных категорий людей почти не отличается! Да и в себе почти каждый человек может отыскать что-то от этих народов… Не скажу, что я смогла избежать такой же ошибки в собственных фанфиках, но я старалась ее избежать. Старалась ли избежать такой ошибки Аллор – не знаю, но на мой взгляд ей не удалось это сделать. Эти бесконечные сигареты-самокрутки, например! Ну не вяжутся они у меня с образами Айнур в Валиноре, ну никак. Да, мне могут возразить, что Гэндальф у Толкина дымит как паровоз – но Гэндальф в ВК – довольно-таки «очеловеченный» и даже «охоббиченный» майя. Он – не совсем «Олорин из Валинора», можно даже сказать, что это «часть Олорина из Валинора», это «майя с урезанными возможностями». И сделано это Толкином специально – потому что истари должны были помогать только «советом и знаниями» и специально для этой задачи им был придан облик «мудрых старцев» (в представлении людей) и умалены силы. Хочешь завоевать доверие кого-то – стань таким, как он. Да и живя долго среди людей и хоббитов, Гэндальф не мог не перенять их привычки. Но зачем и от кого перенимать привычку к курению Айнур в Валиноре? Непонятно. И возникает опять образ «богемной тусовки», которая, как я понимаю, дымит вовсю. Или Манвэ, зашедший к Аллору на огонек, в то время как тот поет песни о Нуменоре! Тусовка, господа, тусовка. (Но не надо так понимать, что «тусовка» в моем представлении – плохо и все ее представители – смешные клоуны. Не плохо и не смешные, но это не Айнур в Валиноре, извините, никак).
Теперь о двух главных героях – Аллоре и Манвэ. В начале романа главный герой – бывший назгул Аллор, неведомо как ставший «майя» (якобы от части майярской крови, перешедшей от Мэлиан). Оставим это «перерождение» на совести автора (мне трудно представить, что оно было бы возможно «по канону», но в данном случае, это не имеет большого значения). Итак, автор утверждает, что у Аллора «все человеческое выгорело» и он стал майя, приобретя некоторые их способности. Не знаю уж, как это согласуется с авторским же утверждением, что Аллор по натуре остался человеком… что-то мне тут непонятно, как-то неприятно цепляет… не знаю. Если уж «выгорело» - то уж «выгорело», если не «выгорело», то как Аллор смог приспособиться к Валинору, где людей ждет не самая приятная участь (см. Преображенные Мифы)? Неубедительно, в общем. Теперь про его характер. Вот не знаю, кому как, а я таких героев (и таких людей) как Аллор, терпеть не могу. Эти «эстеты», «арбитры изящества»… У которых эстетика выше этики. Которые на все взирают с ехидной ухмылочкой, над всем подтрунивают… Эти люди могли нарисовать весьма покоробившую меня рекламу клея, где использовалось распятие Христа (я- атеист, но и меня проняло). Да и вообще, как-то неприятно сознавать, что для них «красота» превыше всего. Высокомерием это отдает, снобизмом… А если им «кровь на белой коже» покажется красивой – так что – они оправдают убийство? А уж эти визиты к Мелькору «из любопытства»! Ничего себе обоснование для такого… Тем более, что Аллор этим «подставляет» Намо. Однако же странно, что этот образ не выдержан до конца. Аллор потом становится таким «этиком», что любо-дорого посмотреть! И Мелькора защищает, и Манвэ и прямо всеобщий друг тут у нас… А, и Нуменор защищает, конечно. Нуменор у нас, конечно, своей участи не заслужил, да… В общем, неприятный для меня типаж. И даже в роли «друга и защитника обиженных» приятнее как-то не становится. Ибо чудится опять ухмылка – и самого Аллора, и автора… Только не думайте, что я «против смеха». Я не против, но это должно сочетаться с пафосом органично, а не должно возникать впечатления, что «ничего святого» нет и что над всем можно и нужно хихикать. Но, судя по Аллор-автору, она именно так и считает. Ну что же…
Кстати, про поединок Аллора с Тулкасом. «Рояль в кустах» в этом эпизоде гремит всеми клавишами. Якобы «человек-майя» способен победить Валу – величайшего воителя. Якобы это потому, что Аллор сражается за «родной Нуменор», это, якобы придает ему силы. Вспомним аналогичный случай – Поединок Финрода и Саурона. Финрод тоже сражается за «родной Валинор», за свой народ – благих эльдар… Но стоит только Саурону напомнить о крови Альквалондэ – Финрод проигрывает. Почему? Потому что «неправота» родичей-эльдар, за которых он сражается, лишает его силы. По моему мнению, у Аллора должна быть аналогичная ситуация – «неправота» родного позднего Нуменора (рабство, угнетение подвластных народов, человеческие жертвы) должна лишить его сил, а не придавать их. Но, видимо, автор так не считает. По ее мнению, родину надо защищать любую – даже самую пакостную. В этом есть этическая правильность… но есть и неправильность на мой взгляд. Иногда надо выступить «против своих» - когда они творят зло. И уж во всяком случае, защита позднего Нуменора не может придать сил для борьбы, ибо эта земля прогнила до самого основания, почему и была затоплена.
Теперь о Манвэ. Итак, если верить автору, то это «рефлексирующий интеллегент у власти». Мучается совестью, но творит «необходимые» злодейства. И опять возникает понятие «жестокость из благородства» - оказывается, мучительная казнь Эллери Ахэ была необходима, потому что Эру убедил Манвэ, что вот так, через боль и ожидание смерти они могут «спастись»! М-да, и снова иезуитство… Потом Манвэ черт знает сколько времени разыгрывает из себя «тирана и деспота», считая, что этим всех спасает. Ну-ну. «Цель оправдывает средства», конечно.
Но самый смак прибережен в конце. Принцип «Все хорошие» выдержан до конца. Даже Эру, вроде как «главный злодей» (после оправдания Манвэ) – и то, в конце оправдывается! Он хотел только добра! И из-за этого творил пакости. И все хотели добра. И семь тыщ лет никто не понимал, что добра не добьешься пакостями (вещь, которую человечество поняло гораздо раньше). «Не верю», как говорил Станиславский. Не верю, что Валар и Эру такие тупые, что не поняли этого раньше. Не верю, что можно после такого, после пыток и казней, выйти «чистенькими и добренькими», какими нам предстают все герои в самом конце. Нельзя семь тыщ лет разыгрывать тирана и не стать им на самом деле. Или во всяком случае, это потребует гораздо больших усилий и не обойдется без плохих последствий. Может быть, даже фатальных. «Гэндальф с Кольцом» способен погубить Средиземье лучше Саурона. Манвэ-«тиран» быстро сгубил бы Валинор (как губит подвластные ему земли Моргот в каноне) и не смог бы спасти Средиземье. Автор сыграл в поддавки с читателем, убедив его, что это будто бы возможно, что нужно только «всем договориться», что все хорошие и хотят только добра, и творят зло только из благородства… Диссонанс Мелькора не пройдет бесследно, бесследно пройдет только шуточная игра-охота на зайчика. Из истории Средиземья сделали такую игру, лейтмотив ее ощущается во всем тексте ПКА. Одобряете ли вы такую игру – решайте сами, прочитав эту книгу.