Уважаемый DarkMinstrel, коллега, кажется что Вы слишком гипер-христиано-центрично воспринимаете мир Толкина. Возможно, как я полагаю, это влияние публицистики с Арды-на-Куличках с их откровенно диким гипер-христиано-центризмом?
Уважаемый Saferon, прошел по вашей ссылке. Целиком pdf не нашел, нашел только отрывок, и вот что я читаю: "I have deliberately written a tale, which is built on or out of certain ‘religious’ ideas, but is not an allegory of them (or anything else), and does not mention them overtly, still less preach them" (Tolkien,Letters 283–84), то есть "я сознательно написал повествование, которое построено на или выросло из определенных "религиозных" идей, но не является их аллегорией (или аллегорией чего бы то ни было еще) и не упоминает о них открыто, еще менее проповедует их".
Теперь о том, почему я воспринимаю мир Толкина христианоцентричным. Дело даже не в Арде-на-Куличках (хотя если бы не этот сайт, я не нашел бы, скажем Атрабет Финрод ах Андрет (Беседа Финрода и Андрет). Но вот что мы видим, если брать известные лично мне работы Толкина (+ естественно Беседу, которая так и осталась, как я понимаю, черновиком). А основные эти работы - это не письма Толкина, это три его произведения - Сильмариллион, Хоббит и Властелин Колец (с приложениями, то есть с хрониками Второй и Третьей Эпох, с повестью о падении Нуменора и описанием событий до отбытия всех кольценосцев из Арды в Валинор). И что же мы видим, если посмотреть на это непредвзятым взглядом? Мы видим следующее:
1. Первое по хронологии созданного мира повествование (Сильмариллион) начинается с утверждения о том, что существовал вначале только Эру, который называется Иллуватар (Отец всего). И описывается Эру в выражениях, которые дают ему атрибуты, такие как благой, всемогущий, обладающий абсолютным всеведением и проч. (такая концепция соответствует библейскому монотеизму)
2. Далее описывается, что Эру творит мир. Но перед творением материального мира (Эа), он творит мир духовный - Айнуров. Айнуры - это не части тела Эру и не эманации Эру, а сотворенные существа, что подчеркивается. Айнуров Эру допускает к предвечному Совету перед творением материального мира, который описан в качестве песни. Айнуры поют, а Эру создает из этого единую мелодию. Потом Эру творит. (творение ангельского и материального мира Богом - библейский монотеизм).
3. После сотворения некоторые Айнуры сходят в Арду и там живут. Но тогда они уже называются Валарами (а корень там Вал - "сила", "мощь"). Этих-то Валар позже станут называть богами люди и эльфы. (Деление на ангелов-предстоятелей (херувимы и серафимы) и ангелов-хранителей материи (престолы, силы), есть в христианстве)
4. Когда появляются первые эльфы, Валары делают себя видимыми пред ними и рассказывают им об Эру и о сотворении. То же самое делают эльфы с людьми. И те эльфы, которые последовали за Валарами и остались в благословенной Земле и те люди, которые поверили эльфам - отличаются в моральном отношении от эльфов Валарам никогда не следовавших и людей, которые слушали Мелькора. (фактически перед нами описание религии как связи между сотворенными существами - религии правильной и ложной, что тоже соответствует библейскому монотеизму)
5. Мелькор описывается как противник людей и эльфов, завистник Эру, разрушитель и истощающий свою силу. Приход Мелькора в Арду описан почти так же как падение падшего ангела с небес в Библии и христианском Предании, и тут Толкин может сколько угодно говорить, что это не аллегория, но если тексты посмотреть, то они очень близки. Мелькор также обладает силой не творить, а искажать (людей, эльфов и проч.), придавать вид разума тому, что неразумно (драконы, тролли и проч.), а также эманировать пустотой (Унголиант). (скорее это пример христианства)
6. Далее утверждается, что Мелькор Эру не соперник и всё его зло, которое он будет творить, все равно Эру обратит в добро. Интересно, что Мелькор меняет имя после окончательного падения на Моргот ("враг"). (тут прямая христианская параллель: Мелькор-Моргот, Люцифер-Сатана, причем даже значение слова "сатана" - "противник")
7. Следует повествование о битвах между последователями Мелькора и последователями Валар и Эру и победе Валар, которые извергают Мелькора в Тьму Внешнюю. В других текстах говорится, что в конце мира будет финальная битва и Мелькор освободится из Тьмы на время, но будет окончательно повержен. (все это есть в Новом Завете)
8. Также содержаться рассказы о преступлениях, которые совершают эльфы, крупнейшим из которых является отказ повиноваться Валар, убийство эльфов эльфами и клятва сыновей Феанора (мятеж, убийство, богохульство). (представление о первородном грехе - есть в христианстве)
9. Морготу служат создания, изображаемые с помощью огня и мрака, духи огня, перешедшие на его сторону (Балроги), а также драконы (в том числе черные, то есть снова огонь и мрак). Моргот превращает цветущий Ард-гален в мрачный Анфауглит (с помощью потоков пламени. от чего земля чернеет, то есть опять черное и красное, огонь и мрак). Саурон позже превращает в это Мордор. (фактически перед нами христианские иконы и образы геенны и мрака как метафоры ада в христианстве).
10. Под действием Моргота происходит "Искажение Арды", изменение ее изначального состояния к худшему. В Беседе Финрода и Антрет мы находим отрывок о "людях Древней надежды", которые верят, что Эру может войти в Арду сам и исцелить Искажение изнутри. (ну это уже христианство без комментариев, перед нами идея Воплощения Творца в мире).
Так что простите, указаний на монотеизм здесь куча, также и на христианство. Совпадений в деталях, как сам Толкин и говорил нет и быть не может, но весь эпос в целом указывает в одну сторону. Да, у эпоса есть "языческий антураж" (вера эльфов в Валар как "богов") и некоторые внешние параллели с другими мифологиями, но это не меняет общую картину.