Цитата из: Симагин Гендо on 16-08-2006, 08:09:27
Извиняюсь за то, что не сказал этого ранее. Я руководствуюсь т. н. "постулатом полезности": теорию, не противоречащую имеющимся знаниям, имеет смысл использовать тогда и только тогда, когда из неё может быть извлечена какая-либо польза.
Мне показалось, что правильнее сказать "из множества равноправных по отношению к известной реальности теорий имеет смысл выбирать ту, из которой можно извлечь больше пользы". А то будут проблемы - как выбрать одну из двух "полезных" теорий, или что делать, если все теории "вредны".
Цитата из: Симагин Гендо on 16-08-2006, 08:09:27
Цитата из: Mrrl on 15-08-2006, 23:57:30
Только я бы его сформулировал как "Выбор зависит и от внешних обстоятельств, и от случайностей, и от свободы воли.
Нет. Пункты 2 и 3 независимы. Возможна картина мира, при которой случайных событий нет, а свобода воли есть. Одна из моделей - игра в шахматы.
Наверное, надо действительно разграничить "случайность" и "детерминизм": потребовать, чтобы в "случайном" мире число возможных исходов хотя бы иногда превосходило единицу. Тогда случаи 1 и 2 разделяются, и добавляется случай 4 - гибрид 2 и 3 (варианты: свободная воля как управление вероятностями переходов, или свободная воля, зависящая от случайностей в гиперпространстве).
Модель свободной воли без случайностей - шахматы, вложенные в детерминированный мир. С точки зрения пространства шахмат, фигуры обладают "свободой воли" (душой? личностью?), с помощью которой они делают определенные ходы. "Личность" эта (реализованная, как игрок) играет детерминированно (в своем мире), так что случайных событий там действительно нет. Только вот вопрос: можно ли назвать такое поведение свободой воли?
Вообще, очень хорошая модель. С интересными следствиями
Цитата из: Симагин Гендо on 16-08-2006, 08:09:27
Цитата:
К сожалению, у меня есть аргумент против существования свободы воли. Правда, он действует в квантовомеханической теории "множественных миров" (или "множественных сознаний" - не важно).
Только вот нет доказательств, что эта теория верна. И полезных следствий из неё я тоже не вижу. (Для сравнения - полезными следствиями детерминизма является большое количество всем известных изобретений.)
Первое полезное следствие - что эта теория не использует загадочного нефизического "коллапса волновой функции", и что процесс "наблюдения" в ней не влияет на все пространство, (как это происходит в "копенгагенской" модели). Модель получается чуть более физической.
Цитата из: Симагин Гендо on 16-08-2006, 08:09:27
Вопрос - следует ли она из несуществования свободы воли?
Нет, конечно! Лапласовский детерминизм (так он называется?) не противоречит отсутствию свободы воли. А в нем никакого расщепления миров не происходит.
Цитата из: Симагин Гендо on 16-08-2006, 08:09:27
Если да, то, согласно приведённому выше доказательству, из неё не может быть полезных следствий
Если же она не следует из отсутствия свободы воли, то в ней есть аксиомы, невыводимые из отсутствия свободы воли, т. е. не противоречащие её наличию. Взяв эти аксиомы и добавив к ним аксиому свободы воли, мы получим некоторую другую непротиворечивую систему.
И вопрос: не будет ли полученная система чем-то лучше?
Да, наверное. Но "отсутствие свободы воли" это не аксиома, а теорема, и выбрать множество "аксиом", совместных с отрицанием этой теоремы, наверное, можно многими способами. И честно говоря, я не знаю, формализованы ли эти модели в достаточной степени.
Конечно, в доказательстве есть точка, которую можно оспорить - а именно, то, что все варианты реализуются. Если можно добавить механизм, который воздействует непосредственно на волновую функцию, подавляя вероятности тех или иных исходов, то он может запретить моё "альтернативное" поведение. Но что скажет по этому поводу герр Шредингер?
Цитата из: Симагин Гендо on 16-08-2006, 08:09:27
Аналогично тому, как для программиста при написании программы важно лишь то, что компьютер понимает соответствующий язык программирования, и неважна материальная основа компьютера - будь то лампы, полупроводники, сверхпроводники, нейроны или глокая куздра.
Компьютер не только понимает язык программирования, но понимает его правильно и предсказуемо. И что немаловажно, у программ свободы воли нет - в совершенно одинаковых условиях они должны вести себя одинаково (если компьютер не квантовый). И для меня это немаловажно. Когда я буду программировать квантовый компьютер, у него будет совсем другое поведение. И чтобы его понять, мне будет полезно разобраться и в сцепленных-антисцепленных состояниях, и в волновых функциях, и в вероятностях перехода. И там теория множественных миров очень даже пригодится