Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Prydol

Страницы: [1] 2 3 4
1
Все, кто хочет продолжить, напишите мне в личку.
Мне, в принципе, интересно продолжить текущую ветку беседы (за вычетом риторических и литературных экзерсисов).

2
Иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно.


3
Знание здесь = уверенность. "Будет так, как мы решили и не иначе".

"Пророчество - это не пророчество. Старый Тук has spoken".

Ясно.

4
. Уведомление здесь - не более, чем глумление, поданное как предсказание.
Это предположения и/или планирование. Как будет дело на самом деле гипотетический злодей не знает (никто не знает, кроме обладателей предзнания).

5
Никакие сказки про пророчество и предупреждение боле недействительны.

Это довольно забавно слышать, когда мы обсуждаем мифы и легенды вымышленного народа.

Сам факт того, что в мире Средиземья существуют судьба и пророчества не позволяет строить какие-либо аналогии.

Предсказатель знает, что нольдор, пошедшие за Феанором, будут осуждены на долгое заточение. Знает он это не поскольку уже принял такое решение, а именно потому, что у него уже есть это знание, полученное в обход познавательной деятельности. Точно также, как Глирхуин знает, что Тол-Морвен будет стоять даже когда Беларианд утонет,  Глорфиндель знает, что Короля-Чародея убьет женщина, а Мелиан знает, что Элу Тинголу не сразить Берена.

6
И если в п. 2 и 3 ещё возможно учинить анахронизм с инверсией причин и следствий, то п 10 однозначен: феаноринги обречены Валарами на долгое если не вечное лишение свободы.
"После" не означает "вследствие". То, что на доме Феанора лежит гнев Валар не значит, что бедствия, которые тот переживает, происходят из-за него. Более того, стать объектом гнева Валар - уже само по себе наказание (отказ в помощи и поддержке). Учитывая, что Северное пророчество, по сути, представляет из себя перечисление бед, вполне логично рассматривать его подобным образом. 

И если в п. 2 и 3 ещё возможно учинить анахронизм с инверсией причин и следствий, то п 10 однозначен: феаноринги обречены Валарами на долгое если не вечное лишение свободы
Пункт 10, насколько я могу судить, относится либо ко всем нольдор вообще, либо, возможно, только к тем, кто участвовал в Резне в Альквалондэ ("Ye have spilled the blood of your kindred unrighteously and have stained the land of Aman. For blood ye shall render blood..."). Причём на них гнев, судя по замечанию Мелиан, не распространяется, то есть оснований считать что Валар будут к ним пристрастны нет. Это означает, что предсказатель видит, что изгнанники совершат достаточно злодеяний, чтобы заслужить себе долгое заключение (долгое, не вечное). Так, собственно, и происходят.

Конкретно к судьбе доме Феанора относятся предсказания 5-7. Все они сбываются без участия Валар


7
Вообще, сдается мне, что камень преткновения сейчас - это различное понимание того, что такое "гнев Валар". Я решил бегло посмотреть на то, как это понятие обычно используется в тексте Сильмариллиона.


Таким образом, обычно "гнев Валар" предстает как разрушительное проявление силы: перекраивает очертания земли, крушит скалы, поднимает воды и так далее. Его объектом в таком контексте обычно выступает Моргот, либо его приспешники. Случаи, когда он оказывается направлен на людей или эльфов редки: в тексте представлены лишь случаи Феанора и его сыновей, а также нуменорские короли. Коннотации разрушения здесь отсутствуют, скорее речь идёт о том, что Валар отворачиваются от тех, на кого разгневаны, переставая оказывать им поддержку (в случае с нуменорцами об этом говорится прямо, во первом случае об этом можно судить по косвенным признакам).

Чему нет подтверждений, так это тому, что гнев Валар может напрямую воздействовать на судьбу, как отдельных индивидов, так и народов в целом, толкая тех на предательство, злодеяния или даже просто принося неудачи. Поэтому я считаю, что трактовка "Рок = Проклятье" не является обоснованной.

8
Это не причины, а предлог. Причина - гнев Валар.
Мне ясен ход вашей мысли, но, насколько я могу судить, текстуально подобная позиция не подтверждается.

9
Вы совсем уже не читаете то, что цитируете?
Повторюсь, причины, побудившие закрыть Валинор, описаны в самом тексте.

Цитата: Silmarillion
But seeing the assault upon Tilion the Valar were in doubt, fearing what the malice and cunning of Morgoth might yet contrive against them. Being unwilling to make war upon him in Middle-earth, they remembered nonetheless the ruin of Almaren; and they resolved that the like should not befall Valinor. Therefore at that time they fortified their land anew, and they raised up the mountain-walls of the Pelóri to sheer and dreadful heights, east, north, and south.

Затем следует подробное описание различных защитных мер. В более расширенном описании этого события говорится, что данное решение было принято на большом совете, в том числе с участием эльфов, причем некоторые из Валар, включая Манвэ, были против него, но подчинились общему решению, хотя и не принимали участия в Сокрытии лично.

В любом случае на момент произнесения Северного Пророчества, решение о Сокрытии ещё не принято, и пройдет довольно много времени, прежде, чем это произойдет (нольдор уже успеют победить в Битве-под-Звёздами). Это, на мой взгляд, свидетельствует именно о том, что оно представляет собой предсказание будущего в подлинном смысле - тот, кто его произносит, знает, что произойдет в будущем, и предупреждает нольдор о том, что с ними произойдет, возможно в надежде отвратить их от самоубийственной затеи.

10
Что плохого в том, что Феанор подвергнет вора каре/правосудию и заберет свои, личные сильмарили?
Если бы он поклялся наказать только Моргота, то возможно, всё бы повернулось иначе. Но в том виде, в котором Клятва была принесена, она неизбежно подразумевала, что движимые ею будут "карать" не разбирая правых и виноватых.

Когда Манвэ, Король Арды, оказался выполнять свои прямые обязанности: вершить правосудие в отношении Мелькора, Саурона, балрогов, орков и прочая, для Феанора (или Фэанора) стало очевидным

Давайте восстановим примерную хронологию событий.

Валар зовут Феанора к погубленным Деревьям, и спрашивают - может ли тот пожертвовать Сильмарилы для их исцеления. Феанор погружается в размышления, Тулкас не выдерживает и торопит его, но хотя Аулэ одергивает Тулкаса, но эта реплика - по-видимому - склоняет чашу весов в пользу отказа. Мандос заверяет это решение, Феаноринги приносят вести из Форменоса, Феанор теряет рассудок от горя, разражается проклятьями, и уходит. Валар не задерживают его, погруженные в размышления. Феанор прибывает в Тирион, зовет нольдор в Исход, и начинает подготовку к нему. Позднее, когда нольдоры уже будут выступать в поход, появляется посланец Валар, который сообщает, что силой эльфов никто не удерживает, но и рекомендовать бросаться в эту авантюру они не станут, так как шансов на победу всё равно нет. Феанор дает посланцу свой ответ,  после чего тот уходит, а нольдор выступают в Альквалондэ.

Иными словами, первоочередной проблемой для Валар было "откуда брать свет", а не "что делать с Морготом". Они ещё ничего не решили, и необходимости бросаться с места в карьер у Феанора не было.

К слову, в отличие от самого Моргота, Саурон, Балроги, орки и так далее, самому Феанору ничего не сделали, так мстить им у него пока что причин не было.

1) не пошевелят пальцем, чтобы помочь нольдор в борьбе с Мелькором
Решение не бороться с Мелькором Валар приняли уже намного позднее, и решающим фактором были не нольдоры. Мелькор был чудовищно силен, и борьба с ним вполне могла закончится планетарной катастрофой, в которой могли пострадать люди, которые должны были скоро пробудиться. Напомню, что хотя мощь Моргота уже несколько уменьшилась, от одного его вскрика во время схватки с Унголиант произошло мощное землетрясение.

2) будут всячески мешать нольдор, препятствовать их борьбе с Мелькором - разделят их народ, отделят от других эльфийских племён, лишат ресурсов и превратят в изгоев

Нольдор были разделены с самого начала. Собственно, уже после того, как большинство решило вернуться в Средиземье, между их вождями вспыхнул конфликт из-за того, что Фингольфин (который был популярнее у народа) и Тургон говорили против Феанора, причём дело едва не дошло до мечей. Все остальные события, приведшие к расколу эльфийского союза Первой Эпохи, также происходили либо из-за Клятвы, либо из-за действий самих нольд, но без участия Валар.

Нет. Валар сказали - ты испытаешь наш гнев, ты пошёл против нас и ты умрешь, и народ твой умрёт. Без сочувствия, без эмпатии, нет их.

Вообще, перечитав эту сцену ещё раз, я пришел к выводу, что Северное Пророчество было обращено не сколько к Феанору, сколько нольдорам. Те, кто принес Клятву уже не могут остановиться, поэтому увещевать их не имеет смысла. Однако предупредить о том, что ждет тех, кто за ними последует, наверняка было необходимо, хотя бы из соображений порядочности.

У эльфов слабая эмпатия, потому что они так воспитаны, у них не было уроков, которые получают люди в Средиземье. Феанору нужны корабли - они подумали и убили телерей. Не на чистых эмоциях.

Нет. Поначалу Феанор рассчитывал убедить телери присоединиться к походу, потом пытался одолжить/выменять корабли, затем просил помощи в том, чтобы сделать новые, но телери отказывались. В итоге, он принял решение просто забрать корабли и уплыть, из-за чего сначала вспыхнула обычная драка, которая уже затем переросла в полноценное сражение (не ясно даже, кто первым взялся за оружие). Таким образом, хотя он безусловно несет ответственность за Первую Резню, намерений убить телери у него не было, по крайней мере изначально.

Иное дело, что его решение, в общем-то, соответствует морготовской модели (корабли сравниваются с Сильмарилами - думаю это отнюдь не случайность). Валар не стали применять против него силу, ни проявлять особую настойчивость, в аналогичной ситуации.

Так отдайте ему его сильмариль и он успокоится. В чем проблема?
Раскаяние - истинное или ложное - всё же основное требование, а я сомневаюсь, что Феанор в чем-то раскаивается.

И, вы хотите сказать, что у Эарендила нет никаких прав на камень? Он получил его законным путем, через брак, у жены, унаследовавшей его своего отца, который получил его от своих родителей. 

Законы эльдар - это законы валар. Валар поставили эльфам своих, избранных ими, а не эльфами, королей. Феанор вспомнил про это, когда его подвинули с должности, как оказалось, не наследуемой. У католиков нельзя разводиться - но вот если папа, наместник Б-га разрешит, то можно. Людей нельзя воскрешать, но иногда можно, как выяснилось. Нельзя задерживать души людей в мире насильно, но иногда - для дела Добра и света, это можно.
Все законы, установленные Эру и валар могут быть переписаны Эру и валар. Проблема здесь другая.

Валар, судя по всему, не меняют (возможно, что не могут) своих решений, в отсутствие экстраординарных обстоятельств.

Суд над Феанором - это довольно интересный с юридической точки зрения случай, но, насколько я помню, его никто не лишал прав наследования; наказали его лишь за угрозы оружием в адрес младшего брата. Возможно это дело следовало рассматривать именно Финвэ, как королю нольдор, однако не стоит забывать, что он был отцом для обоих участников тяжбы. Я не знаю, как к этому относятся законы и обычаи эльдар, но, по общему принципу, судья должен быть беспристрастен, т.е. родство его автоматически дисквалифицирует. В свою Манвэ, как мне кажется, должен быть высшей судебной инстанцией в рамках Арды (как Старший Король) и, следовательно, имел компетенцию рассматривать подобные вопросы.

Воскрешение запрещено не сколько юридически, сколько невозможно без прямого участия Эру.

Мертвецов Дунхарроу, насколько я могу судить, удерживала в Арде не сколько чья-то воля, сколько нарушенная клятва (собственная воля?).

Насчет развода у католиков ничего с уверенностью сказать не могу, но, насколько мне известно, Папа также должен (или хотя бы старается) обосновывать свои решения в рамках канонического права.

11
С чего вы взяли, что дом Феанора, отнимая Сильмарилли у Мелькора любой ценой, совершает злодеяния?
Вы сами сказали, Феанор и сыновья клянутся подвергнуть "каре" всякого, кто попытается владеть Сильмариллами. В том числе и тех, кто тоже имеет на них определенные права, например Диора (который владеет камнем примерно на тех же основаниях, что нольдоры - землями Белерианда).

валар прокляли не Мелькора, который украл и убил
Повторюсь, я вообще не считаю, что Рок - это проклятье. Даже сами нольдор его, судя по всему, таковым не считали. Напомню, что его официальные названия - Северное Пророчество и Рок Нольдор.

нольдор - которые виноваты в Резне, произошедшей из-за недостатка у них эмпатии, а также - по моему, это основная причина - из-за действия (а не просто бездействия валар, которое тоже очень удивительно), запретившим телери перевозить нольдор на кораблях.
Я по-прежнему не вижу существенных доказательств вашей теории о том, что у эльфов отсутствует эмпатия, хотя ваша логика мне понятна.
Что же касается телери, то они были в своем праве: это были их корабли, которые они могли предоставить, а могли и не предоставлять, независимо от причин.

можно простить, а Феанора - нет, нельзя. Мелькора можно выпустить через 300 лет (пусть и валианских)
Мелькор достаточно убедительно изобразил раскаяние. Станет ли Феанор опускаться до подобного обмана? К тому же, вполне возможно, что над ним по-прежнему довлеет Клятва, и после воплощения ему придется атаковать того же Эарендила. 

а Финвэ, который вообще ничего никому не сделал плохого, будет сидеть в тюрьме до скончания веков
У Финвэ, насколько я понимаю, не приговор, а семейно-правовой казус. Законы эльдар не признают развода, а также не допускают двоеженства ни при каких обстоятельствах. В итоге, когда Финвэ умер, а Мириэль решила вернуться, тому пришлось занять её место. Впрочем, насколько я могу судить, путь назад для него отрезан не полностью: если Индис или Мириэль устанут от жизни, и уйдут в Мандос, он сможет вернуться.

12
Предупреждением/предоостережением и не пахнет - сугубый рок и приговор. Будет так. И только так.
Пророчества обычно так и звучат: "произойдет и то-то и то-то". То, что произносящий пророчество, пытается таким образом отвратить нольдор от следования за Феанором, логически вытекает из его ответа ("мы не повернем назад").

Однозначное влияние валар на судьбу нолдор. Разумная воля, а не слепая судьба.
Решение о Сокрытии Валинора было принято существенно позже этих событий, при этом его причины известны, и с нольдор они напрямую не связаны: это были опасения за безопасность Валинора, его обитателей и новых светил, которые Моргот также мог попытаться погасить. По более подробным описаниям, это решение было принято на общем совете Валар с участием эльфов, причём Манвэ, Ульмо и Варда были против, и не принимали личного участия в процессе.

Таким образом, в тот момент это именно что предсказание будущего в мифологическом смысле. Тоже самое, на мой взгляд, вполне применимо и к остальным пунктам.

Кстати. В клятве Феанора тоже нет ничего непосредственно про "я убью тебя, лодочник Мелькор". Там про всех подряд.
Именно. Клятва отражает стремление завладеть Сильмариллами любой ценой, при этом у давших её нет способа уклониться от её исполнения. Они, и те, кто им предан, будут вынуждены совершать злодеяния, что, собственно, происходит в Дориате, Гаванях Сириона и лагере Эонвэ. Таким образом, её можно рассматривать как фундаментально преступное действие.

13
В Арде - реальный. Проклятия и заклятия действуют сплошь и рядом. Так что Проклятие Валар и есть вмешательство  в судьбу нолдор - обречение на фатальную участь.
Подобная трактовка подразумевает, что действия Валар смогли заставить Феанора и его сыновей поступать определенным образом (т.е. сжечь корабли, нападать на остальных эльфов и так далее). Эта идея противоречит тому, что Валар не могут контролировать поведение Детей напрямую.

14
Видите ли, какое дело: Финрод предложил людям шкуру земли медведя Мелькора-моргота, при живом медведе морготе. Чем обязал их сражаться с оным морготом. И погибнуть.
Эдайн не желали жить под властью Моргота и до контакта с эльфами, и именно поэтому ушли на запад. После прихода в Белерианд между ними возникли разногласия и те, кто не желал войны или боялся вести её, ушли на юг. Оставшиеся остались именно как союзники эльфов в войне. Причем не все из них верили, что победа возможна - Морвен, например, выражала сомнения аналогичные вашим.

Гордыня обуяла их. Против Манвэ нольдор ничего не имели, но вызов был брошен и ему. Боги ревнивы и мстительны - открываем любые мифы, древнегреческие, шумерские, древнегерманские, любые. Везде боги преследуют тех, кто посмел перечить им
Необязательно. К тому же Валар Толкина в значительной степени облагорожены по сравнению с большинством персоналий "аутентичных" мифологических комплексов.

Мелькор не трогал Тингола и Мелиан - впечатление от текста, что он принимал Мелиан пусть не за свою, но за нейтральную фигуру. Мелиан не помогала нольдор, или делала это по-минимуму: возможно, физически не могла оставить Дориат, возможно, не хотела вызвать гнев Мелькора.

Возможно Моргот хотел склонить Мелиан на свою сторону, возможно у него были иные стратегические соображения, возможно имело место сочетание факторов.

У меня сложилось впечатление, что когда кто-то из Айну "окапывается", т.е. концентрирует свою силу/присутствие в определенной местности, бороться с ним становится гораздо сложнее, чем на "нейтральной территории" (поэтому, например, были возведены Утумно и Ангбанд). В сочетании с общей пассивностью Дориата, это вполне могло быть причиной, по которой Моргот, его не трогал. К тому же, у него были иные дела: пробудились люди, нужно было крепить оборону и так далее.

Что же касается самой Мелиан, то она, судя по всему, присутствовала в Средиземье исключительно в качестве жены Элу Тингола и матери Лютиэн, а не королевы Дориата. Иными словами, она отказывалась брать на себя ответственность за судьбу королевства лично, а заботилась лишь о благополучии своей семьи. На это указывает то, что когда тех не стало, она, по сути, оставила эти земли на произвол судьбы.

Но опять же, это всё спекуляции. Это довольно интересно, но доказать что-либо будет проблематично.

Маэдрос, как и его отец, несмотря на возраст, талант и могущество, был очень наивным в рассужденях о том, кому на самом деле принадлежит Арда. Когда повисел на скале и остался без кисти, возможно, он поумнел, но не факт. Приводить его слова конечно можно и нужно, но это слова неразумного гневливого ребенка, которого ни разу еще по-настоящему не наказывали
Данная цитата характеризует взаимоотношения между Элу Тинголом и нольдорской знатью. Она сохраняется и после освобождения Маэдроса и прибытия остальных домов: он претендует на владычество над всем Белериандом, те считают его лишь королем Дориата.

Кто у нас из валар имеется на востоке?
Мелькор, строго говоря, на Севере (в Ангбанде), а не на востоке. Крайний (Uttermost) Восток Средиземья по существу пуст: там живут авари, там находится место пробуждения людей, а где-то за океаном находится так называемая Земля Солнца, и больше мы ничего о тех краях не сообщается.

Но вообще, давайте посмотрим на сам текст Пророчества.

Смотрите.

Цитата: Silmarillion
Tears unnumbered ye shall shed(1); and the Valar will fence Valinor against you(2), and shut you out, so that not even the echo of your lamentation shall pass over the mountains(3). On the House of Fëanor the wrath of the Valar lieth from the West unto the uttermost East, and upon all that will follow them it shall be laid also(4). Their Oath shall drive them, and yet betray them, and ever snatch away the very treasures that they have sworn to pursue(5). To evil end shall all things turn that they begin well; and by treason of kin unto kin, and the fear of treason, shall this come to pass(6). The Dispossessed shall they be for ever(7).

Ye have spilled the blood of your kindred unrighteously and have stained the land of Aman. For blood ye shall render blood, and beyond Aman ye shall dwell in Death's shadow ( 8 ). For though Eru appointed to you to die not in Eä, and no sickness may assail you, yet slain ye may be, and slain ye shall be(9): by weapon and by torment and by grief; and your houseless spirits shall come then to Mandos. There long shall ye abide and yearn for your bodies(10), and find little pity though all whom ye have slain should entreat for you. And those that endure in Middle-earth and come not to Mandos shall grow weary of the world as with a great burden, and shall wane, and become as shadows of regret before the younger race that cometh after(11). The Valar have spoken.

1. Прольёте бессчётные слёзы.
2. Валар закроют от вас Валинор.
3. Даже эхо ваших мольб не будет услышано.
4. На доме Феанора и его последователях лежит гнев Валар.
5. Клятва будет вести их, но предавать, и не даст завладеть сокровищами, за которыми они гонятся.
6. Все их благие начинания обратятся во зло, и это случится из-за предательства и страха предательства.
7. Они будут Обездолены вечно.
8. За пролитую кровь вы прольете собственную, и за пределами Аман вы будете находится в тени смерти.
9. Вас будут убивать.
10. Попавшие в Мандос будут долго томиться в нём.
11. Выжившие (those that endure) утомятся от мира, истают и превратятся в тени сожаления перед молодой расой, что придет позже.

В этом списке есть несколько смысловых блоков, прежде всего: то, что касается судьбы дома Феанора конкретно (4,5,6,7), и то, что адресовано нольдор вообще (все остальное). Финрод не является последователем Феанора и, судя по всему, не испытывает желания владеть Сильмарилами (возможно он из тех, кто желал отомстить за Финвэ или/и основать собственные королевства в Средиземье). Все остальное никак не означает, что война с Морготом будет обязательно проиграна, более того, из последнего следует, что у конфликта будут выжившие. Более того, он мог считать, что многое уже сбылось: как и кровь, так и слёзы, пролиты, убитых уже достаточно и так далее.

15
Нет, конечно. Очередная подмена понятий. Проклятие - само по себе вмешательство. А далее по списку озвучиваются последствия. Когда кто-либо кого-либо проклинает на смерть, он вовсе не обязан сам его убивать - это его озвученное (по)желание, обретающее силу рока.
Если проклятья - это реальный феномен, то их имеет смысл рассматривать как орудие убийства (собственно так это и трактовалось в большинстве средневековых сводов законов). Т. е. по вашей трактовке Валар вмешались в судьбу нольдор уже тогда.

А вот пророчество - это бесстрастное предупреждение. Без гнева (валар). Есть гнев - есть проклятие.
Пророчество - это сообщение сведений, полученных напрямую или "свыше" без активной познавательной и интерпретационной деятельности (просто знание). Обычно они касаются будущих событий, но могут также относится и к текущему положению вещей.

16
"Коренные" средиземские эльфы не предлагали беорингам земель, наоборот, выгоняли их прочь. Финрод родился в Валиноре, и предложил людям то, на что не имел права, по сути
В принципе, ваша позиция совпадает с точкой зрения Элу Тингола, который считал себя верховным владыкой всего Белерианда. JОднако сами нольдоры считали, что он де-факто отказался от этих земель, когда пренебрег своим долгом короля и не стал защищать их.

Цитата: Маэдрос
Король тот, кто может удержать принадлежащее ему за собой, иначе его титул пустой звук. Тингол лишь отдал нам земли, куда не может дотянуться сам. Воистину, одним Дориатом правил бы он сейчас, не приди сюда нолдор. А посему пусть правит Дориатом и радуется, что соседи его — потомки Финвэ, а не орки Моргота, с которыми мы покончили. Во всех других местах будет так, как сочтем нужным мы

Это довольно интересная юридическая дилемма, но с людьми всё довольно однозначно: Тингол позволил нольдор распоряжаться Хитлумом, Дортанионом и восточной частью Белерианда, где они и были поселены (а халадинам он сам выделил отдельную территорию).

При этом Финрод, который не мог умереть "настоящей смертью" технически, отлично понимал, что у людей, которые погибнут в тщетной борьбе с Мелькором, шанса пожить не будет более никогда. Это скудоумие, недальновидность, или хитрый план?
Вообще-то на тот момент у них все складывалось вполне неплохо: силы Моргота были блокированы в Ангбанде, эльфийские королевства разрастались и копили мощь. По описанию из Сильмариллиона можно судить, что они бы даже могли выиграть или хотя бы предотвратить катастрофическое поражение в Нирнаэт Арноэдиад, если бы не предательство Ульфанга и его людей.
Опять же, текст Северного Пророчества в полной мере ясен лишь в ретроспективе, и его можно трактовать различным образом. В нём даже нет прямого запрета воевать с Морготом.

Суть не меняется.
Проклятье подразумевает, что Валар активно вмешались (или вмешиваются) в события так, чтобы обернуть их против нольдор.
Пророчество подразумевает, что Валар видят грозящие нольдор опасности и пытаются предупредить их/отвратить от своих начинаний страхом.

17
Prydol
Цитировать
Известно, что Колумба обвиняли в дурном обращении с покоренным населением, и это вроде бы даже было одной из официальных причин, по которой корона отправила его в отставку. Т. е. какое-то представление о пределах допустимой жестокости существовало, и, следовательно, был повод подстелить соломку на всякий случай.

В таком ключе определенная логика есть. Однако ж без массовой поддержки коренного населения крайне сомнительно, что бы 500 испанцев управились с целой империей.  Т.е. ацтеки сначала совершенно достали всех, до кого достали и есть мнение, что основной выпил разбитых ацтеков и последующее разрушение города (ну не смогли бы 500 испанцев такое устроить на такой огромной площади) - это соседская благодарность за всё хорошее.

Есть довольно занятная, хотя и по-моему чисто беллетристическая версия о том, что идею о боге из-за моря изначально подняли как знамя ацтекские вассалы, рассчитывавшие так выбить из рук хозяев сакральное обоснование жертв (в духе: "Зачем отправлять людей к богам через убиение, если можно отдать их живому богу на службу здесь и сейчас?"). Кортес при этом якобы и в самом деле собирался принять новый статус, забыть о Европе и жить в своей новой империи припеваючи, но ацтекские жрецы провели свои ритуалы и установили, что он всё-таки смертный. В результате, пришлось воевать, а дальше ситуация вышла из-под контроля.

Тут интересно то, что сам Кортес в своих письмах короне ничего не говорит о том, что местные приняли его за бога; эта версия возникает уже спустя десятки лет... и озвучивают её не только испанцы, но также потомки самих индейцев, причем большая часть сведений исходит именно от последних.

Беоринги жили на земле, которую им выделили нольдор - которые вообще не отсюда, как бы. Кто они такие, чтобы людям что-то давать - это их земля, их Средиземье. Местные эльфы гоняли беорингов вдоль и поперек, и выгнали бы их из Белерианда, или убили бы, если бы не нольдор, которым нужны были слуги для войны.

Нольдор, хоть и пришли из-за моря, владели своими территориями де-факто,  будучи единственными, кто мог предотвратить их захват силами Моргота. Белерианд же был изначально заселен эльфами, и у эдайн на его земли в любом случае не было юридических прав.

18
. Гэндальф мог давным давно зачистить эту пещеру, мог давным-давно покончить с гигантами-людоедами, которые чуть было не съели его гномов. Но ему это было не нужно.
Орки имеют право на существование. Обороняться от них, или спасать невинных жертв, - это не поголовное истребление.
Да и я сомневаюсь, что он был на это способен. Полагаю, что презрев запреты Валар, и явив свою мощь открыто, он бы смог изгнать их из Туманных Гор, но это бы означало только то, что те бы стали проблемой для другого уголка Средиземья.

Ясное дело, гром и молния из его посоха поражали только взрослых орков, которые уже получили паспорт
Давайте восстановим хронологию событий.

Гномы укрываются в пещере от бури, ночью гоблины нападают на них без предупреждения, Гэндальфу удается избежать пленения, убив нескольких из нападавших вспышкой. Пленников доставляют в пещеру, где заседает Великий Гоблин, который обвиняет их в стремлении причинить вред его королевству, а затем, увидев эльфийское оружие, приказывает придать их смерти, причем пытается лично растерзать Торина. Появляется Гэндальф, гасит освещение, и поражает гоблинов искрами - прикосновения описываются как причиняющие дезориентирующую боль, но про их летальность ничего не сообщается. В поднявшейся суматохе волшебник убивает Великого Гоблина, освобождает пленников и уводит их в туннели. Гоблины организуют погоню, но гномя дают им отпор, зарубив нескольких преследователей, при этом сияние гондолинских мечей повергает оставшихся в панику, что позволяет беглецам ускользнуть.

Можно с уверенностью предположить, что женщин и детей не было ни среди нападавших в ночи, ни среди преследователей. Возможно они были среди тех, кто пострадал от искр, однако в тексте об этом также не упоминается.

Понимаете ли, слова "уплыть в Аман" в Третью эпоху означали в некотором роде "умереть". Некоторые тут с этимс несогласны, на сём форуме-с шли довольно ожесточенные спорсы, дассс, ожесссточенные-ссс...

С чего бы это?
Но в любом случае, в тексте прямо говорится, что её спасли и сумели доставить в Имладрис, где Элронд сумел исцелить телесные раны. С душевными травмами он ничего сделать не сумел, и она отплыла из Гаваней на следующий год.

Неясно только причём тут "французское наречие". Норманны - как раз любимое Толкиеном германцы, люди Севера.
Не совсем.

Толкин увлекался культурой англов и саксов, т.е. древнегерманских племен, которые появившись на Британских островах в V веке (после ухода римлян), и присоединились к борьбе местных королей за власть над островом - сначала в качестве наемников, а затем уже в роли правителей собственных владений. Они довольно рано приняли христианство (к слову, когда Карл Великий крестил язычников-германцев, он выписывал проповедников именно из них) и сформировали собственную культуру. Во времена викингов эти королевства подверглись сильному разорению, и хотя продвижение захватчиков со временем удалось остановить и даже взять их под контроль, им всё равно пришлось пойти на значительные уступки, в том числе и территориальные. В XI веке королевство Англия было завоевано норманнами Вильгельма Завоевателя, при этом большая часть местной знати была истреблена и заменена франкоязычными вассалами нового короля, что оказало сильнейшее влияние на культуру и язык региона, дав начало так называемому среднеанглийскому языку. Толкин к этому относился не слишком позитивно, насколько об это можно судить.

Если бы я был склонен искать исторические корни тех или иных образов, то игнорировать этот пласт было бы большой ошибкой.

Личная драма - это когда пошёл бы Аэгнор и повесился, и тут же оказался на аманщине, в Мандосе, и припал к ножкам Намо: люблю-не могу Андрет,  позволь и мне стать человеком!
Вы опять занимаетесь вольной интерпретацией.
У Аэгнора, насколько я могу судить, и без женщины хватало в жизни проблем, поэтому он предпочел не обременять ни её, ни себя. Возможно это было проявлением малодушия, возможно - благоразумия. В любом случае, в ситуации - если отбросить статус её участников - нет ничего экстраординарного. Иногда семейное счастье просто не складывается, даже при наличии взаимных чувств.
 
Ну как не описана... У кого на пальцах его кольца - те его рабы (кроме кольцегномов, которые просто не в себе). Остальные - соблазнены или подчинены, но способны восстать.
Кольца Назгулов он, судя по всему, держал при себе (да и насколько тех вообще можно считать людьми к тому времени, когда они появляются на страницах трилогии?).
И, опять же, что - все войско носило какие-то кольца что ли, включая порабощенных магией зверей?
Хотя, если подумать, то в этом есть рациональное зерно. В письмах упоминается, что в Барад-Дуре сохранились какие-то сведения о создании Колец Власти, которые бы стать серьёзным подспорьем для Сарумана. Это определенно наделяет название трилогии новым смыслом.

Если бы им рассказали, что будет, они бы не согласись на такой уговор
Победы им не обещали, а те, кто остался - остался воевать с Морготом в союзничестве с эльфами. Полагаю, им должно было быть понятно, что на войне их могут убить.

Если бы не служили, не исполняли бы приказа не плыть в Валинор
Валинор - место жительство Валар в первую очередь. Если рассматривать его как суверенное государство со своей территорией, то в запрете нет ничего, что подразумевало бы юридическую зависимость Нуменора ни от него, ни, тем более, от эльфов.

Новый Завет, там пишут, что
Насколько я понимаю, что даже если делать вид, будто события Средиземья и в самом деле происходят в той же временной линии, что и земная история, эта заповедь будет дана лишь через несколько эпох, причем именно людям. Возможно у эльфов-синдар она уже есть... но в любом случае, речь идёт именно о Тинголе. Возможно он - грешник.

Перечитал эту сцену специально. Король Дориата действительно представлен в той главе не в лучшем свете: гневлив, заносчив, ведет себя как тиран, распоряжающийся дочерью как вещью, и даже в какой-то степени бесчестен (пытается обойти клятву формально её не нарушая). Он даже слова Мелиан игнорирует, чем, в итоге, ставит Дориат в опасное положение. 

Вообще-то свет Амана, как и сам Аман, исходно не предназначен для людей. Людям нельзя в Аман. И в свет Амана им нельзя.
Изначальный Свет вообще-то был предназначен всему миру, но Деревьям уже не хватало подобной силы.
Людям же нельзя было в Аман из-за их смертности.

Могли, но не предлагали, увы. Те, кто согласился, все или почти все умерли. Повезло было нуменорцам, но это потом с них взыскали долги сторицей.
И предлагали, и получили. Перечитайте ещё раз соответствующие главы. Люди селятся на эльфийских землях, вступают в контакты с эльфами, получают от них знания о мире и так далее.

Это было искушение бессмертием. Тот же способ, что сработал у Саурона на будущих улаири
Он им показал красоту неискаженного мира, каким бы он мог быть, если бы не влияние Мелькора. Ничего взамен не требовал, и даже не просил, просто из альтруизма.
Кольца, кстати, "соблазняют" не сколько бессмертием, сколько могуществом. Вспомните монолог Галадриэль о том, кем бы она могла стать с Кольцом, и видение Сэма о Короле-Садовнике, который превратит бесплодные равнины Мордора в цветущий край. 

Интересно.
По-моему, об этом прямо говорится во Властелине Колец. Черные тучи, застилающие солнце, дым и так далее.

19
Так зачем им им обеляться за ацтеков?
Известно, что Колумба обвиняли в дурном обращении с покоренным населением, и это вроде бы даже было одной из официальных причин, по которой корона отправила его в отставку. Т. е. какое-то представление о пределах допустимой жестокости существовало, и, следовательно, был повод подстелить соломку на всякий случай.

20
Все уже сдались и сломались... скука смертна... и тогда жрецы придумали Цветочные войны
Справедливости ради, сейчас исследователи склоняются к мысли о том, что Цветочные войны в первую очередь были средством контроля провинциальных правителей.

Идея в том, что потенциальным создателям империй Южной Америки не повезло - на континенте не оказалось приручаемых животных, которые бы могли выдержать человеческий вес или как-то использоваться в виде транспорта (отсюда и популярный миф о том, что там не было известно колесо - сам принцип был известен, но применить его на практике было не на чем). В результате, у них не было возможности оперативно реагировать на действия в провинциях, в том числе - перебрасывать войска для усмирения местных правителей. Ритуальные войны помогали снимать остроту этой проблемы, превентивно ослабляя "вассалов" и напоминая, кто в регионе хозяин.

Вообще это очень интересный вопрос: где испанцы говорят правду, где лгут осознанно, а где - искренне заблуждаются. Например, напугавшую Кортеса пирамиду из черепов долгое время считали мифом, но пару лет назад её удалось найти во время раскопок.

Страницы: [1] 2 3 4