С самых первых версий Сильмариллиона – то есть, с «Книги Утраченных Сказаний» прослеживается мысль, что приход эльдар в Валинор был некоей «ошибкой Валар», хотя и сделанной из лучших побуждений.
Таким образом, из этих цитат складывается четкая картина: призыв эльфов в Валинор был ошибкой Валар (хотя и сделанной из благих побуждений) и привел к бедам, которые выразились в мятеже нолдор и Исходе. Эльфы были склонены к такому решению из-за благоговейного страха перед величием Валар до того, как обрели полную мудрость. По природе эльфам было назначено жить в Средиземье, устраивать его и исцелять раны, а также быть наставниками людей. Однако ваниар, которые не имели желания возвращаться в Средиземье, позиционируются как «Высокие Эльфы, Благие Эльфы» и вообще – самые благородные из эльдар. Таким образом, получается, что эльфы, следующие ошибочному призыву и не жалеющие о том, тем не менее «мудры, высоки и благородны», и со стороны автора нет ни малейшего намека на их осуждение. Также нигде не указано, что авари, «непожелавшие» стали выше эльдар – наоборот, авари всегда считались более невежественными и слабыми, чем эльдар, а сердца всех мориквэнди часто были более «темными». Стремление же к свету Дерев считалось благом, а не грехом или ошибкой.
Таким образом, здесь мне видится логическое противоречие, которое можно разрешить так: стремление к свету – благо, поэтому те, кто стремятся – благородны и высоки, но Валар не следовало укрывать свет Дерев внутри одного Валинора (тем более, что и там он был уничтожен) и затворяться там самим, а надо было не покидать Средиземья и учить эльфов там (хотя по большей части им следовало учиться самим). Тогда бы стремление к свету и желание жить в Средиземье не противоречили бы друг другу, и многих бед удалось бы избежать.
Что ж, я не могу сказать, что вижу здесь некую "однозначную ошибку", да и логическое противоречие, на мой взгляд, здесь скорее мнимое.
Был ли
приход эльдар ошибкой Валар? Нет, эльфы отнюдь не теряли свободу воли; как известно, призванные на Запад раскололись и далеко не все пошли к Морю. А вот
призыв, обращенный к квэнди, мог бы и не звучать. Скажем, что Валар вряд ли сомневались, что эльфы придут в Аман; могущество их было велико, да и превосходство в мудрости над эльфами немалым было. Возможно, для них даже стало откровением, что воля многих квэнди воспротивилась их призыву...
В таком случае мы наблюдаем несколько моментов, в которых заключена эта самая "ошибка". Мне кажется, что суть ошибки была в том, что Валар оказались все-таки слишком слабы и недостаточно мудры, чтоб провидеть последствия своего вмешательства для Перворожденных детей Илуватара... и прочих детей Эру. В самом деле, смотрите:
1. Аулэ создает Праотцов Гномов. Так бы им и остаться бездушными да зависящими от произвола и своеволия своего прародителя; но Эру вдыхает в них свободную душу. Говоря при этом, что с тем прекрасным, что они и их потомки будут нести в мир, они принесут в него и новые раздоры и распри.
2. Оромэ находит квэнди. И когда он появляется среди них, то многие бросаются прочь, а некоторые теряются навсегда. Как знать, не с их ли помощью Мелькор вывел орков? *если мы принимаем гипотезу о таком происхождении орков, конечно* В любом случае, сгинувшие эльфы уже лишились возможности выйти на путь к свету Амана, однажды испугавшись его...
3. Валар отправились на войну с Мелькором и разбили его. А над Средиземьем бушевали стихии, вселяя страх в сердца квэнди; а многие "лиходейские твари" и "прислужники" из Утумно и Ангбанда бежали в Средиземье, потеряв свое логово и
навсегда населив широкий мир...
4. Валар выбирают посланцев для "миссии доставки" - Ингвэ, Финвэ и Эльвэ, порождая тем самым рознь между эльфами... Все ведь помнят те слова Эльвэ, которые его погубили, - через столетия?
5. Валар пытаются убедить эльфов пуститься в путь к Аману... и делают это, верно, раньше времени. И появляются
авари,
Отказавшиеся, которым, возможно, не хватило мудрости сделать иной выбор. А может быть, они просто отказались из чувства противоречия, как дети... Валар, таким образом, отсекли возможность дойти до света Амана и для них - вы часто видели детей, которые делают, как им сказали, наотрез отказавшись от уговоров перед тем, на глазах у уговаривавших?.. Парадокс, конечно, но тут Валар могли заставить отказаться их от света Амана, предложив дорогу к этому свету...
6. Квэнди увидали земли, разоренные войной, которую перед тем вели Валар, - и некоторые из них в испуге повернули обратно. "Тогда кое-кто испугался и отступил, и повернул назад - и позабыт ныне." (с) Для них дорога к свету тоже стала непроходимой...
7. Оромэ вел эльфов медленно, отвлекаясь на "иные дела"; и среди них были те, кому опасности пути казались все больше, а очарование уголков Средиземья, не тронутых войной, все больше... Так остались на берегах Андуина тэлери, покинутые Оромэ, уведшим ваниар и нолдор к Хитаэглиру... И хоть они позже сами (!) пересекли громаду Мглистых гор, но перед тем нандор откололись от них и навсегда остались в Средиземье, потеряв путь к Валинору... В том числе и по милости (а вернее - небрежению) Валар.
8. И не всем эльфам помогло водительство Оромэ; многие и многие из них отстали, заблудились и потерялись в просторах Средиземья... "Они жили у моря и бродили в лесах и горах, однако сердца их были обращены к Западу." (с) Это
уманиары, с моей точки зрения, одна из наибольших ошибок Валар. Они оставили существ, в сердцах которых когда-то заронили пламя желания увидеть Запад, но которые не получили такой возможности...
9. И сам Ульмо перевез ваниар и нолдор на острове через море; но не научился из них никто строить прекрасных кораблей. Потом, многие годы спустя это всколыхнется и станет поводом к Резне в Альквалондэ...
10. И многие майар приходили в Средиземье и представали перед эльфами... Так увидел Эльвэ в Нан-Эльмоте Мэлиан - и навеки остался в Белерианде, очарованный ею, а вместе с ним, не зная подлинно ничего о его судьбе, остались и те, кто не желал покидать его,
Эглат,
Позабытые... Так Оссе уговорил остаться на берегах Белерианда
фалатримов - и отныне любовь их к морю боролась с оставленной надеждой увидеть Аман...
11. И Оссе воззвал к тэлери, когда Ульмо достиг залива Эльдамар; и Тол-Эрессеа навсегда застыл в виду берегов Благословенных земель. "Мало было радости Валар в том, что он сделал; и Финвэ опечалился, когда тэлери не пришли, а позже - когда узнал, что Эльвэ покинут и никогда им не увидеться, кроме как в чертогах Мандоса." (с)
12. И были даны одним тэлери тайны корабельного дела. "Здесь д
олжно рассказать, что тэлери пришли наконец в Аман. Долгие годы они жили на Тол-Эрессеа; но постепенно души их стали тянуться к свету, что струился через море к Одинокому Острову. Они разрывались между любовью к музыке волн и желанием вновь увидеть своих родичей и узреть величие Валинора; и в конце концов жажда света победила. Потому Ульмо, покорный воле Валар, послал к ним Оссе, их друга, и тот, хоть и скорбя, обучил их искусству кораблестроения; и когда корабли были построены, Оссе принес им как прощальный дар множество крепкокрылых лебедей. Те лебеди повлекли белые корабли тэлери через спокойной море - и так, последними, пришли они в Аман, к берегам Эльдамара." (с)
13. Валар отпустили Мелькора, кто - простив его, кто - затаив гнев, кто - умолчав о последствиях такого решения. Более того, желая присматривать за ним, они поселили его в Валимаре, воспретив покидать его... Что из этого произошло, мы знаем - именно тогда Мелькор начал сеять разлад и непокой.
14. Манвэ и другие Валар не открыли квэнди правды о приходе людей - и вот Мелькору было уже что нашептывать эльфам. Верно говорят, что лучшая ложь - так, в которой 80% правды; Валар своим молчанием дали появиться на свет такой лжи.
15. В сокровищницах Валар было оружие; но они не поведали эльфам о том, к чему оно и для чего оно, и что нельзя творить с его помощью. И тут подоспел Мелькор. "Когда Мелькор узрел, что пламя его лжи разгорается и гнев с гордостью проснулись в душах нолдор, он завел с ними речь об оружи; и нолдор принялись ковать мечи, топоры и копья. Делали они и щиты, изображая на них гербы многих семей и родов, что соперничали друг с другом. Ими они хвалились, а об ином оружии молчали, ибо каждый считал, что лишь он одн предупрежден. И Феанор выстроил тайно кузню, о которой не знал даже Мелькор, и закалил там острые мечи для себя и своих сыновей, и отковал высокие шлемы с алыми гребнями.Горько раскаялся Махтан в том дне, когда открыл мужу Нерданэли секреты работы с металлом, перенятые у Аулэ." (с)
16. Феанора Валар отослали в ссылку, в Форменос. И из-за этого наказания те демоны, что терзали его душу, явно не успокоились. Многие сокровища также были скрыты в Форменосе, туда отправился и Финвэ, король нолдор, оставив наместником в Тирионе своего второго сына, Финголфина. "Так ложь Мелькора, казалось, обернулась правдой, хотя произошло это из-зи деяний Феанора; и рознь, которую посеял Мелькор, осталась и долго жила между сыновей Финголфина и Феанора." (с)
17. Самое поразительное - то, что Мелькор, которого было приказано Тулкасу привести на суд Валар, будто бы растворился в Благословенном краю. И никто не поставил всех на уши, зная, что именно МЕлькор был корнем новой смуты, зная его истинную мощь! "Мелькор, узнав, что его замыслы раскрыты, укрылся в горах и облаком переплывал с места на место; и Тулкас напрасно искал его. И народу Валинора казалось, что свет Дерев померк, а все тени удлинились и почернели." (с)
18. Валар собрали всех на праздник на горе Таникветиль - и Два Древа остались стоять одинокими и беззащитными.
19. Валар
повелели прийти на праздник Феанору. Как нельзя "принуждать к миру" (с), так нельзя сделать и счастливым насильно. И именно этот момент вспомнит Феанор, когда узнает о гибели отца; именно на Валар, которые решили ему приказывать, обратит он свой гнев, именно потому пожалеет, что не был в Форменосе, и подумает, что смог бы остановить Мелькора... уже Моргота.
20. Валар, которые не смогли охранить Древа, не смогли и догнать, захватить, уничтожить их губителей. Вся их мощь, все их таланты, вся их мудрость - все это пропало втуне... (простите за невольный каламбур).
21. Валар позволили в наступившей тьме раздаться возгласу Тулкаса. И вновь непокорный Феанор не нашел в себе достаточно мудрости, чтобы пожертвовать Камнями, пытаясь спасти Древа, но нашел лишь пламенную любовь к творениям рук своих, в которые он вложил все то, что мог вложить. И, возможно, негодование на Валар, не смогших сохранить собственные детища, давашие жизнь всему краю. Ведь это довольно простой вопрос из курса психологии: есть ситуации, в которых нельзя задавать "закрытые" вопросы, если не желаешь услышать в ответ "нет". Вспомним, опять-таки, довольно детский дух противоречия. А ведь Валар искренне считали себя мудрее Феанора, да, верно, и были много мудрее. Но не настолько, чтоб сообразить такую вещь...
22. Поздно и слабо возразил посланец Манвэ речам Феанора. Тот долго говорил - в начале тех речей и стоило возражать. А возразили только лишь тогда, когда нолдор уже вышли из Тириона...
23. Самым косвенным образом, но все же подействовал глас Валар на тэлери, которые не захотели ни делиться (это ладно), ни помогать строить (это любопытнее) корабли... Вряд ли это можно занести в вину Валар, но и этот момент лег в ту страшную судьбу, что обагрила своими крылами Лебединую Гавань... А вот вопрос о том, откуда у тэлери появилось оружие (луки), мне представляется любопытным. Мелькор, кажется, когда-то посчитал их недостойными своих нашептываний... да и охотниками они не были.
24. И, наконец, Проклятие Мандоса легло рубежом между покинутыми Феанором и Валинором. Я замечу, что бесстрастный Мандос, как обычно, не говорил неправды; злые деяния нолдор, очевидно, не могли остаться незамеченными. Но после Проклятия
сразу нашел в себе силы вернуться лишь Финарфин со спутниками; а те, кто оказался перед Вздыбленными Льдами, предпочли их возвращению после Проклятия. Хотя оно, конечно, было не единственным, что удерживало от возвращения. Но - допускаю, что решающим.
К чему я все это говорю... Ошибка была не в том, стоило ли дать квенди попасть к свету; но ошибка была в том, как и когда это было сделано. Валар, могущественнейшие из всех, кто когда-либо поселялся в самой Арде, оказались слабее собственных великих замыслов, более недалекими, более бессильными. Они имели дело с замыслами Эру - и просчитались, посчитав, что в их силах сделать мир совсем иным. Искажение делало свое дело - и наряду с обилием того прекрасного, что было принесено в мир после вмешательства их воли, на свет родилось и много страшного.
Нет, безусловно, никакого смысла обвинять Валар в каких-то умыслах, навеянных Мелькором. Разве что в том моменте, когда они решились его отпустить. Видимо, они все же действовали в силу своей мудрости и своих знаний, своих представлений. И сами обретали со временем все большую мудрость. Но их собственные дела в прошлом сковывали возможность действовать. Так, здесь мы видим все тот же старый парадокс: "Но мщение судеб пророкам - Все знать и ничего не мочь." (с)
Что до реализации замыслов о том, что дети Эру должны жить в прекрасном краю, то я сомневаюсь, что перенос места действия в Средиземье как-то принципиально изменил бы ситуацию. Вероятно, вначале стоило бы больше доверять свободе воли квенди, а уж потом печься об их безопасности. Сначала было не так, а после, когда свободу "порядок" уже не сдерживал, в полной мере надежды Валар оправдали разве что ваниар. Те самые, которые "блаженные", "Дивные Эльфы". Они и есть главный успех и эталон "Большого светодарительного эксперимента". Для остальных квенди "эксперимент" Валар в той или иной мере не удался.