Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.


Ответ

Имя:
E-mail:
Тема:
Иконка сообщения:

подсказка: нажмите alt+s для отправки или alt+p для предварительного просмотра сообщения


Сообщения в этой теме

Автор: Gallis
« : 01/06/2004, 09:58:57 »

Достоевский, если помните, в молодости тоже был революционером. Без этого ничего бы у него не было. Думаю, именно наложение на революционность православно-монархического сознания, которое Достоевский обрёл после того, как его чуть было не казнили, но помиловали, а потом и на каторгу спровадили, сформировало его творческий порыв, его особое тревожно-горячечное видение мира.

При этом, социально-политическая позиция Достоевского-монархиста осталась достаточно революционна. Почему? Очень любивший Достоевского Розанов как-то написал, что (не цитата, а смысл), что быть настоящей оппозицией в России - значит, любить своего государя, Православие и Россию. К этому лагерю настоящих оппозиционеров относились ФМ, Страхов, Аполлон Григорьев, Константин Леонтьлев. Все они жили в нищете, но в своей публицистике отстаивали настоящие русские идеалы. Их противники же типа Михайловского, Амфитетатрова и других либералов, несмотря на то, что они на чём свет стоит кляли и Россию, и царя, и церковь - жили припеваючи. Розанов называл их "оппозицией с сёмгой". Западнический яд уже тогда пронизал все поры государства. У них была вся пресса. Они располагали огромными средствами.

Словом, по-моему, Достоевский, оссуждая революционеров западнического пошиба - всех этих прудонистов, фурьеристов и т.п., был достаточно критично настроен и к существующему строю. Где-то в "Дневниках писателя" он говорит о том, что ему равно противны и капитализм, и социализм. Он выступает за традиционное общество. Конечно, у него много непоследовательности, но он почти дозрел до консервативно-революционного сознания.

               


               

      
Автор: Krismage
« : 27/05/2004, 20:11:57 »

Я тоже к революционерам отрицательно отношусь. По той простой причине, что они революционеры. Другое дело, что после прочтения Достоевского возникает острое ощущение недовольства социальным строем. Некоторые ищут выход в революции.

               

               
Автор: Мёнин
« : 27/05/2004, 07:40:44 »

Достоевский и о революционерах писал отрицательно.

               

               
Автор: Krismage
« : 11/05/2004, 21:19:24 »

"...Он тонкий разливал в своих твореньях яд..." :) Жаль не помню название басни... :(

               

               
Автор: Эотан
« : 11/05/2004, 21:14:16 »

Вот как раз многие после Достоевского в революцию и пошли... именно убирать, а не добавлять. Уж что получилось - не вина ФМ.

               

               
Автор: Krismage
« : 11/05/2004, 20:59:35 »

Показать можно так, чтобы возникло желание убраться, а не добавить...

               

               
Автор: Эотан
« : 11/05/2004, 16:10:28 »

Кристал, у тебя чересчур советское отношение к писателям: мол, его функция развлекать и т.п. Но это просто попсуха, может быть в советское время более качественная.
Писатель не обязан писать то, что нам нравится. В конце концов, дело вольное, читать его или нет (кроме школы ;D )
Во-вторых, если от кучи грязи отвернуться, то она таки от этого не исчезнет. А вот если ее показать, то может быть найдутся желающие убраться, так? И с каким чувством это будет сделано, для кучи не столь важно.

               

               
Автор: Krismage
« : 10/05/2004, 11:36:18 »

А параллельно еще и отвращение. Может, ненамеренно, но так получается.

Писатель не изживает отвратительное - он его порождает. Мерзкое ощущение безысходности, безпросветности без надежды на лучшее. Чтобы  изжить подобные вещи, им надо противопоставить оптимизм и надежду, а Достоевский словно стремится к тому, чтобы поселить мерзость и ненависть в душах читателей.

               

               
Автор: Эотан
« : 03/01/2004, 09:41:25 »

Затем, чтобы его изжить. Неспа? Ну, или хотя бы понять, показать тем, кто его не видит, чтоюы пожалели обреченных на подобную жизнь.
Потом, Достоевский ничуть не устарел. Поменяйте антураж, поставьте наше время - а ничего не изменится. И персонажи Достоевского вокруг нас по-прежнему...
Так что, имхо, целью ФМ было вызвать жалость и сочувствие к описываемым людям...

               

               
Автор: Krismage
« : 10/12/2003, 10:18:44 »

Можно в хорошем найти плохое, а в плохом хорошее, но зачем же искать в плохом отвратительное?

               

               
Автор: posadnik
« : 05/12/2003, 14:10:53 »

Знаешь, Лондон тоже кого-то вдохновляет - но поди вдохновись тем Лондоном, который, скажем, у Диккенса - "Акт о чистом воздухе" еще не принят, везде грязь, смог и о правах человека остается лишь мечтать. К тому же, еще и висит над душой божественный аромат столицы - вездесущее Государево Око, и тысячи чиновников, которые людей как людей не воспринимают...

               

               
Автор: Krismage
« : 03/12/2003, 09:29:02 »


Цитата из: posadnik on 27-11-2003, 11:29:56
Достоевский слишком сильно болен Петербургом. В прошлогоднем выпуске "Родины". посвященном Петерьбургу, было одно наблюдение - единая городская культура начала было складываться в Питере примерно вов ремена молодости Толстого - масленичные гуляния, ледяные горки и все такое - без различия сословий. Потом город как-то стал разъединяться, и давить, давить...



Город мрачноватый, главным образом из-за климата, но все таки прекрасный, и описать его можно с тихой грустью или меланхолией, но то, что описано Достоевским действительно напоминает гроб.

               

               
Автор: Мёнин
« : 30/11/2003, 05:43:54 »

"воздух" - это, в частности, личное пространство.
Комнатушка размером со шкаф, "с гроб" сама по себе для рассудка убийственна.

               

               
Автор: posadnik
« : 27/11/2003, 11:29:56 »

Достоевский слишком сильно болен Петербургом. В прошлогоднем выпуске "Родины". посвященном Петерьбургу, было одно наблюдение - единая городская культура начала было складываться в Питере примерно вов ремена молодости Толстого - масленичные гуляния, ледяные горки и все такое - без различия сословий. Потом город как-то стал разъединяться, и давить, давить... Вот об этом куске истории и пишет, точнее, я бы сказал - чувствует Достоевский. Отсюда и фразы про воздух, отсюда, пожалуй, противопоставление Зосимы и городских персонажей в "Братьях...". То есть - Алеша почти нормален в том числе потому, что он катается из города к старцу, а старец и способен сохранить ясность ума и чувств потому, что он не живет в этом каменном мешке. В "Преступлении и наказании" все в каменном интерьере, и давит соответственно. А от "Бесов" (не смог прочитать до конца, хотя ПиН и БК прочитал в школе без малейших к тому подталкиваний) вообще осталось ощущение, что все действие происходит в одной большой и угрюмой квартире большого угрюмого дома.

               

               
Автор: Krismage
« : 27/11/2003, 09:44:09 »

После "Двойника" впала в жуткую депрессию, долго выбиралась. После этого, Достоевского не читаю - боюсь до суицида дойдет. Но написано великолепно. Кроме того, раз у такой оптимистки как я книга вызывает подобные ощущения, не побоюсь назвать ее гениальной...