Posted by: Virtual›
« on: 07/09/2013, 16:38:14 »
Рунгил, хронологически дело обстоит так:
1. Первоначально (до написания ВК) Толкин намеревался завершить “Сильмариллион” эльфийским мифом о конце Арды (так называемое Второе Пророчество Мандоса). При этом он опирался, в основном, на древнескандинавский миф о Гибели богов (Рагнарёк):
«This legendarium ends with a vision of the end of the world, its breaking and remaking, and the recovery of the Silmarilli and the ‘light before the Sun’ — after a final battle which owes, I suppose, more to the Norse vision of Ragnarök than to anything else, though it is not much like it.»
«Легендариум завершается видением конца мира, его разрушения и возрождения, возвращения Сильмарилли и “света, что был до Солнца” — после последней битвы, которая обусловлена, как я полагаю, по большей части скандинавскими представлениями о Рагнарёк, хотя и не слишком похожа».
(Письмо 131, 1951 г.)
2. В конце 50-х годов (после публикации ВК) Толкин скорректировал свое мнение о Пророчестве Мандоса:
«It is noteworthy that the Elves had no myths or legends dealing with the end of the world. The myth that appears at the end of the Silmarillion is of Númenórean origin; it is clearly made by Men, though Men acquainted with Elvish tradition.»
«Стоит отметить, что у эльфов не было мифов или легенд, связанных с концом мира. Миф в конце “Сильмариллиона” — нуменорского происхождения; его создатели — несомненно люди, правда, знакомые с эльфийскими легендами».
(Авторские комментарии к Атрабет, Х:342.)
Эльфийскую точку зрения Толкин показал в Валаквенте:
«If it has passed from the high and beautiful to darkness and ruin, that was of old the fate of Arda Marred; and if any change shall come and the Marring be amended, Manwe and Varda may know; but they have not revealed it, and it is not declared in the dooms of Mandos.»
«Если мир и пришел от высшей красоты к гибельной тьме, то с древних времен такова судьба Искаженной Арды; и суждено ли что-нибудь изменить и выправить Искажение, наверное, ведомо Манве и Варде; но они об этом молчат, и ничего не сказано в пророчествах Мандоса».
(Валаквента, Х:203-4.)
3. Тогда же, в конце 50-х годов, Толкин высказал несколько философских предположений, касающихся Исцеленной Арды.
Например:
«Since the Elves (and Men) were made for Arda, the satisfaction of their nature will require Arda (without the malice of the Marrer): therefore before the Ending the Marring will be wholly undone or healed (or absorbed into good, beauty, and joy). In that region of Time and Place the Elves will dwell as their home, but not be confined to it.»
«Поскольку эльфы (и люди) были сотворены для Арды, то в согласии с их природой им будет нужна Арда (в которой нет зла Исказителя): поэтому прежде, чем всё завершится, Искажение перестанет существовать или будет полностью исцелено (или поглощено добром, красотой и радостью). Там будет Время и Место, где эльфы станут жить как дома, при этом не чувствуя себя взаперти».
Или:
«But others use another analogy, saying that there will indeed be a New Arda, rebuilt from the beginning without Malice, and that the Elves will take part in this from the beginning.»
«Но иные, используя другое сравнение, говорят, что там будет воистину Новая Арда, с самого начала воссозданная без Зла, и в этих трудах эльфы с самого начала примут участие».
(Авторские комментарии к Законам и обычаям эльдар, Х:251-2.)
4. В то же самое время Толкин указывал, что по происхождению (космогонически) Арда отличается от библейского мира:
«I suppose a difference between this Myth and what may be perhaps called Christian mythology is this. In the latter the Fall of Man is subsequent to and a consequence (though not a necessary consequence) of the ‘Fall of the Angels’... but it is not clearly held (and in many versions is not held at all) that this affected the ‘World’ in its nature: evil was brought in from outside, by Satan. In this Myth the rebellion of created free-will precedes creation of the World (Eä); and Eä has in it, subcreatively introduced, evil, rebellions, discordant elements of its own nature already when the Let it Be was spoken. The Fall or corruption, therefore, of all things in it and all inhabitants of it, was a possibility if not inevitable.»
«Думаю, различие между данным Мифом и тем, что, наверное, можно назвать христианской мифологией, заключается в следующем. В христианской мифологии Падение Людей следует за “Падением Ангелов” и является его следствием (хотя и необязательным)... но не утверждается определенно (а во многих версиях не утверждается вовсе), что “Падение” как-то изменило природу “Мира”: зло было привнесено в мир извне Сатаной. В данном же Мифе мятеж сотворенной свободной воли предшествует сотворению Мира (Эа); и Эа, обретя бытие по слову “Да будет так”, по природе своей уже содержит в себе зло, мятежи, несогласующиеся элементы, привнесенные в процессе вторичного творения. Поэтому для всех обитателей Эа и всего, что здесь есть, Падение или искажение стало определенной возможностью, если не неизбежностью».
(Письмо 212, 1958 г.)
Иначе говоря: если библейский мир изначально неосквернен, поскольку сотворен Богом до появления зла, и туда посланы падшие люди, изгнанные из Рая, — то Арде все наоборот: Арда сотворена оскверненной, и туда посланы изначально непадшие люди (и эльфы), для которых Падение “стало определенной возможностью, если не неизбежностью”. А это, согласитесь, совсем другая история.