Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.


Ответ

Имя:
E-mail:
Тема:
Иконка сообщения:

подсказка: нажмите alt+s для отправки или alt+p для предварительного просмотра сообщения


Сообщения в этой теме

Автор: Ричард Нунан
« : 25/07/2010, 22:31:28 »

Lemminkainen, проблема в том, что авторы приведенных вами статей Толкина практически не читали, в его творчестве, судя по массе ошибочных допущений, предположений и выводов, не разбираются, и вся их работа, соответственно, к данному разделу не относится. Это именно другой взгляд. Я бы посоветовал вам выбросить их из головы и не опираться на них в своих рассуждениях.
Автор: Мёнин
« : 25/07/2010, 12:24:17 »

1. учитесь ставить ссылки. В таких перегруженных тройных ссылках нет никакой необходимости.

2.
Цитировать
Эру предназначил именно смертному человеку, а не бессмертным эльфам, спасение мира от зла.
Первое и последнее верное предложение.

3.
Цитировать
Финрод говорит, что смертные люди скорее способны к борьбе со злом, потому что осознание своей смертности вызывает у них глубокую тоску и желание передать знания своим поколениям.
А вот это уже бред. Прочитайте Атрабет сами, там совсем другое.

Обе статьи по ссылкам Статья по ссылке (вторая ссылка - выборочный перевод её фрагментов с парой комментариев переводчика) наполнена концентрированным бредом, так что мне трудно это сходу прокомментировать. Если хотите, можно отделить их в другую тему, и я таки перечислю все их ошибки :)
О собственных взглядах Толкина читайте "Биографию Толкина" Карпентера, "Письма" Толкина, если после этого останутся ещё какие-то сомнения - "христианские мотивы в творчестве Толкина" П.Парфентьева. Там почти всё необходимое.
Об Арде - "Атрабет Финрод ах Андрет", "Осанве-кента". Да хотя бы "Сильмариллион" прочитайте для начала! А то говорить не о чем.
Автор: Lemminkainen
« : 25/07/2010, 11:27:18 »

http://www.teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=352:2010-04-16-05-13-15&catid=11:2009-12-21-14-33-20&Itemid=48http://www.illuminati-news.com/tolkien-occult.htm
http://translate.google.com/translate?hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http://www.tldm.org/news8/jrrtolkien.lordoftherings.harrypotter.cslewis.narnia.htm
Это немногое из того, что я прочитал. Толкиен очень интересовался оккультным символизмом, есть свидетельство, что он был членом Societas Rosicruciana в Англии, основанном в 1886 году группой масонов. Эта тема должна обсуждаться в Другом взгляде, но, согласитесь, отношение Толкиена к добру и злу будет коррелировать с этим, если данный тезис все-таки не бред
Автор: Ричард Нунан
« : 25/07/2010, 09:55:25 »

Опять же, Толкиен мифологичен, он во многом базируется на текстах Блаватской, что доказывается многочисленными совпадениями в онтологии зла, деградации от первых рас(эльфов) к современным людям, учением о духах стихий а так же о происхождении и назначении человека
Это бред. С ним - в "Другой Взгляд". Из этих разделов буду в дальнейшем удалять нещадно. Пока не приведете цитату из Толкина или его современников-сподвижников, или исследователей его творчества, базирующихся на толкиновских же материалах.
Автор: Lemminkainen
« : 25/07/2010, 05:35:38 »

Эру предназначил именно смертному человеку, а не бессмертным эльфам, спасение мира от зла. Финрод говорит, что смертные люди скорее способны к борьбе со злом, потому что осознание своей смертности вызывает у них глубокую тоску и желание передать знания своим поколениям.
Мелькор вряд ли был задуман бунтарем. Опять же, Толкиен мифологичен, он во многом базируется на текстах Блаватской, что доказывается многочисленными совпадениями в онтологии зла, деградации от первых рас(эльфов) к современным людям, учением о духах стихий а так же о происхождении и назначении человека
Автор: Мёнин
« : 02/07/2010, 07:57:14 »

Цитировать
"Мэлько обнаружит там сущности, пусть и противные моему разумению..."
Это - одобрение и благословение?
Да. Потому как если бы Эру не одобрил чего-то, не дал своего дозволения не его существование, то этого бы  и не было в  мире Эру.
Это и есть "попущение": но, совершенно очевидно, не "одобрение", потому что Зло противно Творцу.
Я могу не одобрять курение моего выросшего ребёнка - но если я буду силой отбирать у него сигареты, я же и окажусь преступником...

Цитировать
Цитировать
В христианстве это определено догматически. В Арде... опять же тогда бы выходило, что ни у кого нет никакой свободы, что у айнур, что у людей. Это не так.
Это именно так. Предоставленная свобода — мнимая.
1. Вы утверждали выше, что у людей свободы больше, чем у айнур. Если свободы нет ни у кого, это утверждение также становится неверным.
2. Утверждение о том, что свободы нет, противоречит тексту Толкина.
Он неоднократно утверждает о том, что всякое Падение - как в Арде, так и в христианстве (конечно, не Толкин есть законодатель христианского вероучения, но изложенное им вполне соответствует катехизису),  есть следствие бунта свободной воли - а значит, её существование неотвергаемо.

Цитировать
Если Эру не даст согласия, то и падение будет невозможно, как это случилось с Ауле. Какая же это свобода выбора? :)
Ауле мог объявить свои творения важнее плана Эру, или, узнав о душе у гномов, всё же уничтожить их, потому что не он создал душу - ничего этого, что бы оформило его падение, он не сделал. При этом, частично падением было и самовольное творчество.

Цитировать
И вот этот писатель вставляет в своё произведение не только те вещи, которые ему приятны, но и противные для него вещи — вводит в повествование злодеев и прочую мерзость.
Если говорить о литературном произведении, написанном словами, как только о тексте, то в нём никакие персонажи не обладают свободой воли уже потому, что они не реальны. Если же говорить о вторичном мире самом по себе - то персонажи могут и обладать свободой воли, если так захотел автор. Для Толкина свобода воли у персонажей есть, Галадриэль или Гэндальф могли взять Кольцо, а Смеагорл мог не предавать Фродо (и тоже мог не брать Кольцо).

Цитировать
А что делать, если без этих персонажей задуманный сюжет невозможен? Что делать, если эти противные вещи однозначно необходимы для задуманного сюжета?
Строго говоря, сюжеты без "противных вещей" всё-таки существуют. Так что, опять же, нет необходимости.

Цитировать
Именно по этой причине наряду с благими послушными айнурами Эру создаёт прирождённого бунтаря Мелькора и позволяет ему осуществить все его тёмные планы.
Он не порождён неизбежно бунтующим. Он был порождён способным "критиковать" - изменять всякую иную материю, дополнять их; избрав личную гордыню, он воспользовался способностями во Зло.
Саурон, к примеру, не был бунтарём по натуре вовсе; но опять же гордыня была его личная.

Цитировать
Как? Как Всеблагой может желать неблага? Это совершенно нелогично.
Гнев есть в первую очередь недовольство, угроза есть в первую очередь предупреждение - они не обязательно содержат неблагое действие. Например, надпись "не влезай - убьёт!" весьма угрожающа, как и череп с костями около неё.
А это разные вещи.

Цитировать
Нуменор обязан был утонуть, потому что этого требовал миф об Атлантиде, который Толкин решил вплести в свою компиляцию.
В этом смысле нет свободы и у персонажа-Творца.

Цитировать
потому что так было предопределено той историей которую Эру воплотил в Эа.
Не было. Не говоря уже о том, что и Музыка не охватывает всей истории Арды.

Цитировать
И если Эру всеблагой — то это не гнев, а нечто другое. Если же это несомненно гнев, то Эру — не всеблагой.
Почему же. Я могу разгневаться - взволноваться и расстроиться, если мои дети натворили что-то преступное или просто расколотили всё что под руку подвернулось.
Это не значит, что я желаю им зла, ага.
Кроме того, если один мой ребёнок решит зверски убить другого, то, увы, некоторое зло в отношении него может быть применено, потому что большего зла я допустить не хочу.

Цитировать
Но каким бы мудрыми ни были Финрод и Олорин, даже советуясь друг с другом они не могут постигнуть всех замыслов Эру.
Всех - нет. Но, опять же, если считать "это было литературное произведение, в котором всё зависит от автора", то могли, если бы автор захотел.

Цитировать
Он делает выводы сообразно своему уровню сознания. А этот уровень несравнимо ниже, чем уровень Эру. Так что и тут неизбежна определённая интерпретация.
Нет, автор пишет о том, что Финрод всё понял правильно, а не "с неизбежной интерпретацией на 50%".

Цитировать
Если бы в существующем мире изначально не было тех составных частей, из которых могут образоваться люди и компьютеры, то ни людей, ни компьютеров не было и в помине.
Из этого следует, что создатели науки лично виноваты в взрыве ядерной бомбы?

Цитировать
Так и со злом. Если всё изначально благо, то нет и никаких предпосылок для возникновения зла.
Эта предпосылка называется "свобода воли" - она означает возможность создания желаемого.

Цитировать
Соответственно, если всё действительно изначально благо, значит то, что в нём возникает и кем-то именуется, как зло, на само деле злом не является  - это мнимое зло.
Аналогично. Только до вмешательства свободной воли.

Цитировать
Всё наоборот. Хороший воспитатель должен быть беспристрастен, потому что должен относиться ко всем своим воспитанникам одинаково хорошо.
Именно, относиться ко всем одинаково пристрастно.
Цитировать
а это значит остальные попадают в ранг аутсайдеров и недополучают внимания и заботы воспитателя.
Одинаково беспристрастно это "Коля бьёт Петю? Ну и что?.. А, убил? Какой беспорядок, надо бы убрать". Такого воспитателя или врача в аналогичной ситуации посадить могут за эту беспристрастность...
Цитировать
Судья должен быть беспристрастен, иначе он не сможет вынести справедливый приговор. В этом ему помешает пристрастие к тому или иному участнику процесса.
Ещё раз повторяю - судья должен быть пристрастен к выполнению закона (или, вернее, к справедливости, но управляем только закон).

Цитировать
Но человек не может уподобиться Богу и поставить себя тем самым на один уровень с ним. Вот это и есть ересь.
Уподобиться (хотя и не на том же уровне) всё-таки может. Человек был создан по образу и подобию.

Цитировать
В Арде же можно сделать такой вывод, что это случится.
Что случится? В Арде появится второй Эру? ???
Нет, о воплощении в Человеке.

Цитировать
Я говорю о том, что понятия человеческой морали, такие, как добро и зло не совсем применимы к Всевышнему.
Понятия на уровне "у меня увели козу и спалили дом - зло, я увёл козу и спалил дом - добро" - конечно, неприменимы. Не пытайтесь всякую мораль сводить к этому пониманию.

Цитировать
Но при этом он содержит в себе начало Всех проявления мироздания, включая и те, которые кому-то покажутся злом.
Эру "не вносил в творение ничего, кроме огня"; Ничто туда внёс Мелькор. Это ясно сказано в тексте.
Это ничто также не является и творением Эру (хотя и какой-либо сущностью в мироздании оно также
не становится)

Цитировать
Оно пошло на пользу общего блага. Но дело тут не чьей-то пользе.
Ммм... почему же не в нём, если мы про него и говорим?
Цитировать
Без них история Арды была бы совсем иной, в которой не хватало бы многих вещей и событий, как страшных, так и прекрасных.
Так вот, вопреки их злу было создано определённое Добро. Для "всех" - но вернее - "для многих". Это Добро не стало таковым для тех, кто творил зло.

Цитировать
Дырка не может проткнуть другую дырку в стене. Для этого нужна не дырка, а какой-то предмет — гвоздь, сверло, и т.п.
Когда трещин достаточно, другие начинают возникать без всякого предмета.

Цитировать
Ничто не может совершать Никаких активных действий, потому что оно — Ничто.
Оно не действует само, но влияет на состояние предметов, в которые внесено.

Цитировать
потому что внутри дырки в стене дома всегда будет что-то — воздух, электромагнитное излучение, гравитационные взаимодействия, и т.п.
Не обязательно. В любом случае, это место, где нет самого бублика.

Цитировать
Тьма — и пустота не одно и тоже. Тьма — это то, что нельзя увидеть, но это не обязательно будет Ничто, это может быть и нЕчто, такое нЕчто, которое недоступно непосредственному восприятию.
Вспомните про тёмную энергию и тёмную материю.
Вот здесь Вы и путаете тьму и темноту. Тьма "метафизическая" именно привязана к ничто.

Цитировать
Эта аналогия показывает, что тот, кто накладывает на кого-то некий запрет, совсем не обязательно распространяет этот же запрет и на себя.
Не обязательно - хотя человек, накладывающий и применяющий запрет только к другим, скорее всего, совершает некое зло.

Цитировать
Попробовали бы Вы выйти из дому без себя. ;) Для Вас это в принципе невозможно. У другого человека такая возможность есть.
Я запрещаю это не "другому человеку", а "человеку, выходящему ночью без присутствия взрослого". Да, я не могу выйти без себя; но и Эру не может творить грех. Это верно.
Это не значит, что ограничения по возрасту неприменимы ко мне. Применимы - под одни я подхожу, под другие - нет.

Цитировать
Допустим, Вы запрещаете ребёнку пить пиво, курить, брать Вашу машину. Из этого никак не следует, что и себе Вы запрещаете пить пиво, курить и брать Вашу машину. :)

Запрещая ребёнку пить, я и себе запрещаю поить пивом или пускать за руль ребёнка. Или пускать за руль выпившего себя. Рекуррентность неприменима из-за парадокса брадобрея.

Цитировать
Значит то, что справедливо для эльфов, не факт, что может распространяться на Эру. Разные уровни иерархии мироздания.
Эру пребывает вне времени; Эру может сам стать человеком; Эру не способен творить греха.
Но как Эру сам способен быть человеком или вне времени, так он же способен сделать человеком эльфа, или поднять кого-то во вневременное состояние, где уже никто, обращённый ко благу, не творит греха (непадшие ангелы - для Арды это не вошедшие в Эа айнур, и спасённые люди).

Цитировать
Я же не спорю с тем, что математики исследуют четырёхмерные объекты.
Вы утверждаете, что они не могут иметь полной информации. О математически четырёхмерных объектах - могут; о реальных объектах они не могут получить всей информации и о трёхмерных.

Цитировать
Даже контуры тела они не смогу толком описать.
Смогут, если получат достаточный набор сечений.

Цитировать
О богатом внутреннем мире данного трёхмерного существа эти двухмерные математики вообще не будут иметь никакого представления. :)
Если это тело способно с ними коммуницировать - смогут. Если коммуникации нет - то будет совершенно безразлично, в скольких измерениях тело существует.
Человек сказать о внутреннем мире другого человека по форме его мозга тоже не может, да.

Цитировать
Иными словами, мы пришли к консенсусу по данному вопросу? Я имею в виду то, что оценки действий Эру с точки зрения его созданий будут ощутимо неточными, поскольку это разные уровни мирозадния.
Оценки физические и коммуникационные являются ощутимо неточными вне зависимости от "уровня мироздания".
Если же, опять же, полагать некоторый отдельный текст Толкина единственной информацией о вторичном мире, то автор имеет право утверждать, что некто познал нечто совершенно точно.

Цитировать
Всё верно, всё правильно - «некоторые знания о Нём»
Очевидно, что ни о какой точности в такой ситуации речи быть не может.
Очевидно, что или точности не может быть вообще никакой, вне зависимости от ситуации, или точность возможна вполне - в реальности автора Толкина точные сведения есть. В нашей большинство вообще не убеждено в существовании какого-либо Творца.

Цитировать
Опять мы бегаем по кругу.
Да, потому что Вы продолжаете уныло отрицать цитаты, повторяя одни и те же тезисы без всякого доказательства.
Цитировать
Против воли Эру никто не может ничего привнести в его мир.
Против - нет, но Эру попускает существование зла.

Цитировать
и на что не было бы дозволения Эру,
Попущения.

Цитировать
то тем самым он встал бы с Эру на один  уровень — уровень  демиурга-творца.
Даже человек подобен Творцу; это подобие и есть свобода воли. Творца - нет, поскольку Моргот так ничего и не сотворил. Ничто - не нечто!
Ещё раз: если некто создаёт картины, а дурак с ножом разрезает их, а затем сжигает - дурак с ножом не становится художником того же уровня, вот никак (хотя подобные воззрения могут бытовать у дикарей). Я это Вам уже говорил, между прочим.

Цитировать
1.
2.
3.
Это называется "теодицея" и ответ на неё - существование свободы воли. Точка.

Однако, действительно, Мелькор не равноправен Творцу, поскольку Зло не равноправно Добру. На однополярном графике Мелькор имеет лишь отрицательный вектор, в то время как Эру творит скаляр.

Цитировать
Из оставшихся двух вариантов наиболее логичен и наиболее вероятен первый вариант.
Вы не учитываете следующего варианта:
Эру благ и создаёт благой мир, который населяет созданиями, подобными ему в вопросе наличия свободы воли. Ничего в мире не является злом само по себе, но злом являются некоторые действия, к которым свободна свобода воли. И после этого ни один предмет не становится злом - но векторы, которых в мире во множестве, злыми являться могут.

Цитировать
Так что всё в итоге является даром Эру. :)
И если бы не Эру, никто бы кроме него ничего не познавал.
Не будь математиков и физиков, не было бы компьютеров, а тем более - интернета. Значит ли это, что по непосредственному желанию Эйнштейна (Единокамушкина?) люди срутся на форумах в Сети? Ни один из обитателей форумов даже вполовину не такой же физик - а хоть сколько-либо профессиональные учёные и серьёзные программисты обычно и в целом куда спокойнее сетевого школьника. Есть и "чёрные программисты" - но и эта деятельность никоим образом не следует из воли создателей теории алгоритмов.

Злостный оффтопик
Цитировать
Я занимаюсь предоставлением услуг передачи данных (Интернет, цифровые сети, и т.п.).
Ну и как, в каждом обмане пользователя Вашей конторой тоже будет Пушкин Тьюринг виноват? :)
Автор: tolen
« : 01/07/2010, 21:32:37 »

Чтобы что-то вызрело, нужно не только время, но и семя.
Кто, как не Эру заронил его в душу Мелькора? Никто другой, кроме Эру, этого сделать не мог, потому как именно Эру создал Мелькора таким - прирождённым бунтарём.
Ерунда кака-то. Мелькора, как известно, погубила гордыня, осознание того простого факта, что он выше своих братьев, а пока он бродил в поисках Пламени она же, его гордыня, сначала зародила сомнения в Илуватаре, а потом толкнула на открытый мятеж. Илуватар наделил Мелькора талантами сверх меры, но это не значит, что Он заронил в душу Мелькора зерно греха. В Боге нет греха, а там где грех - уже нет Бога.
Об этом я уже говорил — невелика свобода выбора, когда приходится выбирать всего из двух вариантов, и при том, что каждый вариант должен получить согласие Эру на его реализацию. Это мнимая свобода мнимого выбора. :)
"Вглядись, тропинка чуть видна,/Пророс терновник меж камней.../О, это праведных тропа,/Немногие идут по ней./А вот широкий, торный путь,/Где на лугах блестит роса.../Но этот путь - стезя Греха,/ А не дорога в Небеса..." (Дж.Р.Р. Толкин "О волшебных историях")
Выбор есть всегда. И не мнимый, а вполне реальный. Или с Богом, или против него. Этот-то выбор и делает свободная воля. На отступление от Бога испрашивать разрешения у Бога не обязательно, или вы полагаете иначе?
И раз уж вы употребили это словечко "мнимый", позвольте порассуждать о "мнимом зле". Ваша теория призвана разрешить то противоречие, что Бог, который не может быть источником зла, объявляется тем не менее творцом всего, непосредственно - добра и опосредованно - зла, которые существуют только благодаря предопределению (хотя предопределения ко греху быть не может). Получается, что любое зло санкционировано Богом, а значит является мнимым, поскольку реальное зло не может исходить от Бога. Ненастоящее зло претворяется в ненастоящее добро ненастоящим богом. Такой бог должен быть индифферентным, содержащим в себе и добро и зло. Добро и зло перепутываются и мы как будь-то приходим к подтверждению исходного тезиса дискуссии. Однако штука в том, что никакого "мнимого" зла в природе не существует, разве бойня в Альквалондэ была мнимым злом. Или нападение феанорингов на Эльвинг, или предательство части вастаков? Это реальное зло, и если Бог санкционировал бойню в Альквалондэ... то такого Бога просто не существует. Бога нет - это только сложно наведенная Мелькором перед Айнурами галлюцинация, чтобы потом можно было все свои злодеяния спокойно списывать на предопределение... Но только безумец "рече в сердце своем - несть Бог."
А поскольку Бог есть, следовательно санкционировать зло он не может. "Бог есть свет и нет в Нём ни какой тьмы", так же как не может быть и предопределения ко греху. Предопределение - это всегда благо, а восстание против божьего промысла - зло. Зло появляется там, где отвергли Бога. Слова Илуватара, что "нет музыки помимо Него" - это предостережение Мелькору и всем его последователям - вольным (как Саурон) или невольным (как Феанор). Эру просто объявляет тот очевидный факт, что Он один властен над предопределением, а попытки отступиться от Бога обречены, поскольку вне Бога его творения обречены на гибель. Но Всеблагой не желает ни кому гибели, даже тем, кто Его отверг, по этому-то Турина постоянно тревожат выбором, хотя он раз за разом делает его неверно, по этому Феанор на своём пути в Белерианд сталкивается с препятствиями - Телери отказывают ему в кораблях, но Феанор тоже делает неверный выбор и устраивает бойню, не потому что "так предначертано", а по тому что его разум уже омрачен великой гордыней, приведшей к бунту против Эру (кощунственная клятва уже произнесена). Таким образом предопределение на прямую связано со свободой выбора, они существуют вместе, а не противостоят друг другу, как может показаться.
Ну так он открыто и не придерживался, а хитро спрятал эти взгляды в Сильмариллионе и других своих произведениях.
"Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, ещё и не верите в бога?" (М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита")
Для верующего христианина Бог - абсолютная категория. Писатель-христианин (не христианский писатель, это разные вещи), если живописует вторичную реальность, и если там есть Бог - то это всё тот же христианский Бог, поскольку "да не будет у тебя других богов, кроме Меня". Ни чего Толкин не прятал, его Эру Илуватар - Бог Вседержитель христианской Вселенной. Даже вочеловечивание где-то на горизонте маячит. По этому-то все рассуждения об Эру опираются на принципы христианского, а точнее апостольского римско-католического, богословия. И именно по этому абсолютный примат предопределения, характерный для протестантов, не может быть приемлем в мире Толкина.
Как я уже говорил, тут есть только два варианта:
1.Эру всеблагой, а значит в Эа нет никакого зла, включая и гнев, а есть лишь сплошное благо. Всё остальное — ошибочные толкования некоторых благих действий Эру.
2.Эру реально гневается, и мир Эа содержит реальное зло. А это значит, что Эру не благой.
Первое не верно, поскольку в Эа не было бы никакого зла, если бы не бунт Мелькора.
Второе не верно, поскольку гнев Эру ни как не связан со злом, которое порождено отступлением от Эру. Бог наказует тех, кто отступил от Него, но наказует - вразумляя. И лишь упорствующие в своем заблуждении гибнут. Турин, например, покончил с собой от отчаяния, а это великий грех.

Если же этого недостаточно, то давайте вспомним Нуменор. Ох и погневался тогда Всеблагой.

Соседний "нуменорский" топик ясно показал, что называть Эру всеблагим неправильно.
Соседний "нуменорский" топик пока что ни чего не показал, поскольку, как я заметил, основные участники дискуссии не пришли ещё к какому-то компромиссу.
Автор: Megagorlum
« : 01/07/2010, 13:38:37 »

Если же этого недостаточно, то давайте вспомним Нуменор. Ох и погневался тогда Всеблагой.

Соседний "нуменорский" топик ясно показал, что называть Эру всеблагим неправильно.

Это заисит от того, что вкладывать в понимние термина "всеблагой". :)
Автор: Megagorlum
« : 01/07/2010, 13:28:55 »

Что касаемо Феанора, то я тут пожалуй соглашусь, что запутался. И, возможно, не немного. Очень уж путанная личность получилась у Толкина - этот Феанор.
То, что Мелькор пал ещё до воплощения Эа очевидно из приведенной цитаты, а вот то, что падение произошло одномоментно - как раз не очевидно. Внутренний бунт вызревал постепенно, пока он там бродил "по пустынным безднам в поисках Пламени"

Чтобы что-то вызрело, нужно не только время, но и семя.
Кто, как не Эру заронил его в душу Мелькора? Никто другой, кроме Эру, этого сделать не мог, потому как именно Эру создал Мелькора таким - прирождённым бунтарём. 
Именно такой Мелькор был нужен Илуватару. Только такой Мелькор-бунтарь был обязательным условием существания того мира, который задумал Эру.
И это несомненно так. Уберите из истории Арды Мелькора, и история эта рассыплется, как карточный домик.


Ну не знаю. Если полагать, что до творения Эа времени, как такового, не было, тогда конечно. Но всё-таки, вот бродит Айну по пустоте, недоумевает, чего это Эру не воплощает Ничто в Нечто и нетерпение охватывает этого конкретного Айнура, и нехорошие мысли и сомнения... В общем - время настоящее продолженное. Как бы процесс всё-таки идёт. Пусть во вневременьи.

Согласен. Время до создания Эа, безусловно уже есть. Только во времени могут происходить какие-либо изменения, а они, несомненно, происходят - создаются айнуры, Мелькор бродит во Тьме, создаются три Музыкальных Темы. И всё это происходит не одномоментно, а распределённо во времени.
Создание Эа - это не начало времени вообще, а просто одна из точек отсчёта на временной шкале.
Автор: Megagorlum
« : 01/07/2010, 12:50:16 »

Мелькор появился не сам по себе, его создал Эру. 
Но почему Эру создал Мелькора именно таким, а не подобным Манвэ, или другим айнурам? Почему
Вернее сказать так. Эру не толкает Мелькора на бунт, а изначально создаёт его бунтарём.
Илуватар не создавал Мелькора-бунтаря. Процесс перерождения шёл постепенно, и толчком к нему была великая мелькорова гордыня.

Процесс шёл постепенно, но изначально шёл именно в этом направлении.
Мелькор изначально отличался от остальных айнуров, об чём и говорится в Айнулиндалэ.

Цитировать
Он часто скитался один по пустынным безднам в Поисках Негасимого Пламени, ибо ему не терпелось дать бытие собственным творениям...

Вот именно. Другие то айнуры почему-то не скитались, Мелькор один скитался. Другие айнуры не затеяли Диссонанс, только Мелькор его затеял, да так затеял, что увлёк в этот Диссонанс других айнуров.
С чего бы всё так? А с того, что Мелькор специально был создан таким.
Не будь бунтаря-Мелькора, задуманная картина мира не сложилась бы.

Почему нельзя? Этот вариант имеет такие же права на жизнь, как и все остальные варианты.  К тому же Эру настаивал именно на таком варианте.
Потому что нельзя. По данному вопросу прийти к компромиссу нам не удастся. Вы полагаете, что всё предпето и выбора у жертв божественного эксперимента нет. Я полагаю, что свободная воля может отринуть замысел Творца, восстать в гордыне и закономерно пасть - в назидание потомкам.

Об этом я уже говорил — невелика свобода выбора, когда приходится выбирать всего из двух вариантов, и при том, что каждый вариант должен получить согласие Эру на его реализацию. Это мнимая свобода мнимого выбора. :)

Кроме того, вы полагаете, что сказанное в предостережение Мелькору и только Мелькору распространяется и на все остальные существа, наделённые Негасимым Пламенем.

Таких существ нет. Негасимое Пламя было исключительно в распоряжении Эру. И этим Пламенем Эру поделился только с Эа, сделав Пламя его основой и движущей силой.
Но у других существ не было непосредственного доступа к Негасимому Пламени.
Тот же Ауле по этой причине пропал в просак при создании гномов.

А это весьма стеснило бы обитателей Арды, превратив их из свободных существ в подобие роботов с заранее заданной программой. Ваш взгляд -в сущности протестантский, я же полагаю, что Толкин, будучи католиком, не должен был придерживаться таких взглядов.

Ну так он открыто и не придерживался, а хитро спрятал эти взгляды в Сильмариллионе и других своих произведениях. ;)
Что касается стеснения. Сложно о нём рассуждать, не ведая бОльшей свободы.
Как можно горевать о том, чего в принципе не знаешь и не изведал?
Вот Вам пример. Люди пока не знают способов перемещения на сверхсветовых скоростях,  даже к самой скорости света они не могут приблизиться. Это серьёзное ограничение, но оно особо не стесняет людей. :)
Более того, непосредственное восприятие мира человеком весьма ограниченно.
Человек видит лишь узенькую часть электромагнитного спектра, человек способен существовать в мизерном температурном диапазоне. Но большинство людей не волнуется на этот счёт и не тяготится такой несвободой. Им есть чем себя занять в пределах этих границ.

Так же и в Эа. Да, создания Эру несвободны, и судьбы их предпеты и предопределены, и никто не может безнаказанно пытаться пойти против воли Эру.  Это очень жёсткая  несвобода, но это не особо тяготит жителей Арды — они явно не скучают. :)

Но как Вы ответите на вопрос — может ли Всеблагой гневаться и угрожать, а значит желать тем самым неблага объекту своего гнева?
Быть может это и не гнев вовсе?
После первого падения, Эру разгневался на людей и оставил их без своего водительства. Это ли не кара господня. Можно конечно утверждать, что сие было сделано исключительно в педагогических целях. Но как-то такое объяснение не вдохновляет.

Согласен, не вдохновляет. Но если принять за аксиому утверждение, что Эру — всеблагой, то 
это именно так. :)

Если же этого недостаточно, то давайте вспомним Нуменор. Ох и погневался тогда Всеблагой.

Это да. Но у Всеблагого не было выбора. Толкин решил уподобить Нуменор Атлантиде. :)

Как я уже говорил, тут есть только два варианта:
1.Эру всеблагой, а значит в Эа нет никакого зла, включая и гнев, а есть лишь сплошное благо. Всё остальное — ошибочные толкования некоторых благих действий Эру.
2.Эру реально гневается, и мир Эа содержит реальное зло. А это значит, что Эру не благой.

Мне больше нравится первый вариант. :)




А в чём проблема? Речь зашла об эльфах. Вот я и привёл пример того, что и эльфы могут ошибаться и давать неправильную оценку происходящему.


Вы конечно будете утверждать, что я цепляюсь к словам, в общем-то верно, цепляюсь. Но если эльфы могут ошибаться, а Феанор обвинял Валар в аморальности, не значит ли это, что Валар таки моральны?
 

Я об этом уже говорил.
Если один аморальный тип обвиняет другого в аморальности, то это не означает, что тот, кого обвиняют — морален. Тут нет никакой зависимости. Обвиняемый с равной вероятностью может быть как морален, так и аморален.

Ложное утверждение не может служить ни подтверждением, ни опровержением чего-либо.
Автор: Megagorlum
« : 01/07/2010, 11:45:49 »

если что-то и происходит в мире Эру, то только исключительно по его воле, по его дозволению, по его одобрению и благословению.
"Мэлько обнаружит там сущности, пусть и противные моему разумению..."
Это - одобрение и благословение?

Да. Потому как если бы Эру не одобрил чего-то, не дал своего дозволения не его существование, то этого бы  и не было в  мире Эру.

Цитировать
Однако, нельзя отдавать абсолютный примат предопределению в ущерб свободе воли.
Почему нельзя? Этот вариант имеет такие же права на жизнь, как и все остальные варианты. :)
В христианстве это определено догматически. В Арде... опять же тогда бы выходило, что ни у кого нет никакой свободы, что у айнур, что у людей. Это не так.

Это именно так. Предоставленная свобода — мнимая. На самом деле вариантов выбора всего  два — либо согласиться с мнением Эру и жить в благости, либо не согласиться с его мнением, и быть тут же зачисленным в падшие грешники. И это при том, что даже на второй вариант нужно согласие Эру. Если Эру не даст согласия, то и падение будет невозможно, как это случилось с Ауле. Какая же это свобода выбора? :)

Цитировать
Вернее сказать так. Эру не толкает Мелькора на бунт, а изначально создаёт его бунтарём.
Эру сам творит то, что ему противно?

Можно сказать и так. Скорее всего Эру понимает, что без этого «противного» не возможна та история, воплощение которой он задумал.
В данном случае можно провести полную аналогию с писателем. Писатель для своей книги — тот же Эру — создатель-демиург, первопричина всему, описанному в книге.
И вот этот писатель вставляет в своё произведение не только те вещи, которые ему приятны, но и противные для него вещи — вводит в повествование злодеев и прочую мерзость. А что делать, если без этих персонажей задуманный сюжет невозможен? Что делать, если эти противные вещи однозначно необходимы для задуманного сюжета?
Так и Эру — им придумана некая история, и для её реализации требуются различные вещи — и благие, приятные, и неблагие, противные. И для того, чтобы эта намеченная история воплотилась, одинаково необходимы все её компоненты. Именно по этой причине наряду с благими послушными айнурами Эру создаёт прирождённого бунтаря Мелькора и позволяет ему осуществить все его тёмные планы. Без этого никак нельзя. Этого требует придуманный сюжет.

Цитировать

 Но как Вы ответите на вопрос — может ли Всеблагой гневаться и угрожать, а значит желать тем самым неблага объекту своего гнева?
Может.

Как? Как Всеблагой может желать неблага? Это совершенно нелогично.

Цитировать
Быть может это и не гнев вовсе? ;)
А быть может, и Нуменор не утонул?

А это разные вещи.
Нуменор несомненно утонул, но он и не мог не утонуть, потому что так было предопределено той историей которую Эру воплотил в Эа.
Нуменор обязан был утонуть, потому что этого требовал миф об Атлантиде, который Толкин решил вплести в свою компиляцию. :)

Что касается гнева Эру, то тут возникают серьёзные сомнения, вызванные логической нестыковкой. Всеблагой не может гневаться, т.е. желать неблага объекту своего гнева.
И если Эру всеблагой — то это не гнев, а нечто другое. Если же это несомненно гнев, то Эру — не всеблагой.

Цитировать
И как Вы правильно подметили, моральные оценки не особо коррелируются с умом оценивающего.
Моральные оценки кореллируют с мудростью. Финрод - мудрейший из эльфов, Олорин - мудрейший из истари, да и, возможно, из всех майар. В данном случае, мудрость - куда более важная часть разума, чем чисто практический интеллект.

Вот в этом с Вами я согласен.
Но каким бы мудрыми ни были Финрод и Олорин, даже советуясь друг с другом они не могут постигнуть всех замыслов Эру. Это недоступно даже высшим айнурам, таким, как Манвэ. Отсюда и неточность в оценке действий Эру. И то, что им кажется гневом, может таковым и не являться.

Цитировать
Ни один самый умный эльф не способен заглянуть на высший уровень и дать полную и адекватную оценку действиям айнуров, и уж тем более адекватно оценить действия и замыслы Эру.
В "Атрабет Финрод ах Андрет" Финрод постигает суть легенд об Эру, согласно автору - делает именно что верные выводы.

Он делает выводы сообразно своему уровню сознания. А этот уровень несравнимо ниже, чем уровень Эру. Так что и тут неизбежна определённая интерпретация.

Цитировать
Если всё изначально благо, то откуда взяться злу?
При такой посылке ему взяться неоткуда.
А значит его и нет.
Изначально у человечества не существует развитой технологии, или, например, конкретно электроники. Вывод - технология взяться ниоткуда не могла? Или компьютеры были созданы вместе с человеком? Вы сейчас никаким компьютером не пользуетесь, нет?

Если бы в существующем мире изначально не было тех составных частей, из которых могут образоваться люди и компьютеры, то ни людей, ни компьютеров не было и в помине.
Ничто в этом мире не возникает на ровном месте, всё имеет определённые предпосылки для своего возникновения.
Так и со злом. Если всё изначально благо, то нет и никаких предпосылок для возникновения зла. Соответственно, если всё действительно изначально благо, значит то, что в нём возникает и кем-то именуется, как зло, на само деле злом не является  - это мнимое зло.

Цитировать
Пристрастие несёт в себе выборочное отношение, а это порождает  ущерб для некоторой части мира.
Можно привести ряд аналогий.
Воспитатель должен быть пристрастен - он должен любить детей, иначе, как правило, он их ничему не научит.
Судья должен быть пристрастен к исполнению закона.

Всё наоборот. Хороший воспитатель должен быть беспристрастен, потому что должен относиться ко всем своим воспитанникам одинаково хорошо. Пристрастие порождает любимчиков и фаворитов, а это значит остальные попадают в ранг аутсайдеров и недополучают внимания и заботы воспитателя.
Судья должен быть беспристрастен, иначе он не сможет вынести справедливый приговор. В этом ему помешает пристрастие к тому или иному участнику процесса.
Хороший врач должен быть беспристрастен, потому что обязан хорошо лечить Всех больных, а не подходить к этому процессу пристрастно и выборочно.

Цитировать
Уподоблять же Бога человеку — чистейшей воды ересь.
Эээ... Ересь, простите, в какой религии? В христианстве ересью является мнение, что Бог не был человеком...

Это ересь во многих религиях, включая христианство. И про то, как Бог был человеком в христианстве, я упоминал. Повторю ещё раз. Бог может уподобиться человеку, и он это делал , воплощаясь во Христе. Но человек не может уподобиться Богу и поставить себя тем самым на один уровень с ним. Вот это и есть ересь.

В Арде же можно сделать такой вывод, что это случится.

Что случится? В Арде появится второй Эру? ???
Об этом где-то сказано и как-то аргументировано?

Цитировать
Надо понять для себя одно — Бог всегда несоизмеримо больше, чем мы о нём думаем.
Например, он способен не содержать Зла. Вы же пытаетесь лишить его этой возможности.

Вовсе нет. Я говорю совсем о другом. Я говорю о том, что понятия человеческой морали, такие, как добро и зло не совсем применимы к Всевышнему. И конечно же он не содержит зла в людском понимании этого термина. Но при этом он содержит в себе начало Всех проявления мироздания, включая и те, которые кому-то покажутся злом.

Цитировать
Ещё раз напомню, в такой истории, лишённой этого мнимого зла не было бы место ни прекрасно-трагичной любви Берена и Лутиэн, ни встречи Арвен с Арагорном, ни множества других замечательных событий.
Но Моргот, Маэглин, Фаразон, Смеагорл и многие другие погибли, и никому из них не пошло на пользу благо, совершённое от их зла.

Оно пошло на пользу общего блага. Но дело тут не чьей-то пользе.
И Моргот, и Маэглин, и Фаразон, и Смеагорл — это важные составляющие общей картины мира. Без них эта картина была бы неполной. Без них история Арды была бы совсем иной, в которой не хватало бы многих вещей и событий, как страшных, так и прекрасных.

Цитировать
Ничто не может совершать активных действий, потому что оно — Ничто.
Дырка, трещина не может совершать никаких действий сама по себе - да они и не могут существовать вне некоторых вещей. Но когда трещин будет достаточно - они начнут распространяться и сами, и в конце концов вещь разрушится - и дырки перестанут быть вместе с вещью тоже.

Дырки и трещины возникают не сами по себе, а в результате каких-то активных действий — воздействия гравитации, воздействия каких-то предметов, воздействия эрозии материалов, внутренних напряжений, и т.д, и т.п. Дырка не может проткнуть другую дырку в стене. Для этого нужна не дырка, а какой-то предмет — гвоздь, сверло, и т.п.

Ничто не может совершать Никаких активных действий, потому что оно — Ничто.
Активные действия может совершать только нЕчто.

Цитировать
То же, что Вы именуете злом, очень даже активно, это никак нельзя назвать термином «Ничто». Это определённое нЕчто.
И каким же образом дырка — нечто?

См. выше. Активыне действия — это одно, а дырка — это другое, это уже результат активных действий. Но даже дырка — это не обязательно Ничто, а чаще всего нЕчто, потому что внутри дырки в стене дома всегда будет что-то — воздух, электромагнитное излучение, гравитационные взаимодействия, и т.п.

То, что я именую Злом - никоим образом не предмет. Тьма, пустота - ни в каком смысле не свет и не что-либо.

Ну так и я под добром подразумеваю не какой-то скарб и прочие вещи. :)
Я рассматриваю добро и зло — как понятия, свойственные человеческой психологии и морали.
Тьма — и пустота не одно и тоже. Тьма — это то, что нельзя увидеть, но это не обязательно будет Ничто, это может быть и нЕчто, такое нЕчто, которое недоступно непосредственному восприятию.
Вспомните про тёмную энергию и тёмную материю.

Цитировать
Ну вот никак это не следует. Если Вы запрещаете ребёнку одному ночью выходить из дому, из этого не следует, что и  себе Вы даёте подобный запрет. Не так ли?
А мой запрет - не божественный :)

Это да. :) Но это же аналогия, и для данной аналогии божественность запрета непринципиальна. Эта аналогия показывает, что тот, кто накладывает на кого-то некий запрет, совсем не обязательно распространяет этот же запрет и на себя.

Кроме того, "выходить одному" - рекуррентная формулировка, а потому она неверна. Да она и по сути неверна - двум детям я также запрещу выходить ночью или уходить далеко от дома.
На самом деле я запрещаю не выходить вовсе, а выходить без меня, ну или без иных выбранных мною взрослых - ну а я сам ночью выхожу с собой, так что не нарушаю такого запрета.

Вы не нарушаете никакого запрета, потому что для Вас в данном случае никакого запрета и нет. Так что схема про себя с собой не применима. :) Попробовали бы Вы выйти из дому без себя. ;) Для Вас это в принципе невозможно. У другого человека такая возможность есть.
Вот Вам другая аналогия. Допустим, Вы запрещаете ребёнку пить пиво, курить, брать Вашу машину. Из этого никак не следует, что и себе Вы запрещаете пить пиво, курить и брать Вашу машину. :)
 
То же, например, с судом в нашем обществе и с иным правопорядком - самосуд запрещён законом, но это означает "суд без санкционированного представителя закона", а не "суд самим" - ибо всякий судья или правитель судит именно что сам и по собственной воле! И не надо говорить, что судья чем-то принципиально выше меня.

А я этого и не говорю. И тем очевиднее данная разница. Даже Вы, будучи ничем принципиально не ниже судьи, не имеете права осуждать буквой закона других людей.
Что уж тут говорит об соотношении эльфов и Эру? Эру принципиально выше эльфов по своей природе. Значит то, что справедливо для эльфов, не факт, что может распространяться на Эру. Разные уровни иерархии мироздания.

Цитировать
У двухмерного создания в принципе нет третьего измерения, и как был оно ни пыталось, оно не сможет точно представить особенности трёхмерного существа.
Вы ошибаетесь, математики исследуют четырёхмерные объекты :)

Почему это я ошибаюсь? :) Я же не спорю с тем, что математики исследуют четырёхмерные объекты. Но  чем подробнее предполагается исследование, тем больше для него потребуется информации. И какую трёхмерную модель смогут построить двухмерные математики, если в их распоряжении будет только информация о неровном овале — площади соприкосновения пальца с листом? Даже контуры тела они не смогу толком описать. О богатом внутреннем мире данного трёхмерного существа эти двухмерные математики вообще не будут иметь никакого представления. :)

А в полной точности мы и трёхмерные объекты описать не можем - да и зрение у нас даёт двухмерную картину.
Опять не то выходит, что вы думаете.

Выходит именно так. Даже в пределах измерений, доступных для непосредственного исследования,  информация всегда будет неполная и неточная. Что уж тут говорить о измерениях, недоступных непосредственному восприятию? В этом случае неточности будут существенно больше.

Цитировать
Ни эльфам, ни айнурам не дано постигнуть полностью сущность Эру.
А раз так, то и оценки их будут неточными.
Полностью, конечно, нет. Но "полностью" мы не можем познать вообще ничего в природе, включая натуральный ряд чисел - хотя, казалось бы, уж чего проще. И обычные вещи мы познаём "с некоторой точностью"; а те инструменты, которыми мы пользуемся, когда говорим о нашей реальности, также применимы и к пространствам более высокой мерности.

Совершенно верно. Всегда есть неточность. И при переходе от уровня к уровню степень неточности возрастает.
Иными словами, мы пришли к консенсусу по данному вопросу? Я имею в виду то, что оценки действий Эру с точки зрения его созданий будут ощутимо неточными, поскольку это разные уровни мирозадния.
 
И конкретно Эру сам даёт о себе знать; Он говорит с айнур и людьми, кроме того, Он дал Эрухини, то есть каждой настоящей фэа, "орэ" (совесть) и "эстель" (надежда и вера), из которых и проистекает человеческая мораль и некоторые знания о Нём.

Всё верно, всё правильно - «некоторые знания о Нём»

Очевидно, что ни о какой точности в такой ситуации речи быть не может.

И при этом надо учитывать, что Эру даёт не просто какую-то информацию о себе, а даёт её в такой форме, которую сможет воспринять сознание существ, находящихся на более низкой по отношению к нему ступени мироздания. А это существенная интерпретация, о чём я уже упоминал.

Цитировать
Эру свободен от зла, созданный им Эа свободен от зла.И если это так,

Это было так,..
Цитировать
то в мире Эа зла, как такового, с точки зрения Эру нет.
...пока Мелько-Моргот не создал Зло, привнеся Ничто; это и является злом с точки зрения Эру.

Опять мы бегаем по кругу. Против воли Эру никто не может ничего привнести в его мир.
И если кто-то что-то в его мире совершает, значит на то есть дозволение Эру.
Если бы Мелькор смог привнести что-то, чего не было в мире Эру, и на что не было бы дозволения Эру, то тем самым он встал бы с Эру на один  уровень — уровень  демиурга-творца. Но это не так. Мелькор — не равнозначная  Илуватару сущность, а  всего лишь одно из его творений.
Эру — первоисточник всему в его мире. И это однозначно.
С остальным надо определяться.
Возможные варианты:
1. Эру благ, и не содержит зла, а это значит, что всё, что происходит в его мире — есть добро, не смотря на то, что кому-то оно кажется злом. Но на самом деле это никак не может быть злом, потому что Эру благ, и мир, созданный им благ.
2.В мире творится не мнимое, а реальное зло, а это значит, что Эру вовсе не благ, и мир, созданный им, изначально имел в себе предпосылки для возникновения реального зла.
Не будь таких предпосылок, зло бы не возникло — ему бы просто неоткуда было взяться.
3.В мире творится реальное зло, но Эру не имеет к этому никакого отношения. Это значит, что Мелькор — равнозначная ему личность.
4.
Третий вариант отпадает автоматически, потому что Эру — первопричина всему, и нет в его мире никого, равнозначного Эру.
Из оставшихся двух вариантов наиболее логичен и наиболее вероятен первый вариант.


Цитировать
А до тех пор любая оценка абсолюта не абсолютным существом будет нести в себе неточности и ошибочные толкования фактов.
Проблема в том, что пока что мы и вовсе не умеем совершенно-объективно познавать что-либо.

Согласен.

В Арде же, однако, известно прямо сказанное Эру - что имеет наибольший из возможных приоритетов по значимости; и ещё, есть эстель, один из даров Эру - если не дар Эру может дать какое-то познание, то что?

Не будь Эру, не было бы и его мира. Не было бы его мира — не было бы и его обитателей. Не было бы его обитателей, некому было бы познавать этот мир.
Так что всё в итоге является даром Эру. :)
И если бы не Эру, никто бы кроме него ничего не познавал.

Злостный оффтопик
Цитировать
Мёнин, скажите, если не скрет, а кто Вы по профессии?
1. Можно пользоваться тегами оффтопа. Или приватом.
2. Можно не делать без нужды однострочных сообщений.
3. Программист.
Хэ, оно давно переехало :)

1.ОК.
2.ОК.
3.Мы, можно сказать, почти коллеги! :) Я занимаюсь предоставлением услуг передачи данных (Интернет, цифровые сети, и т.п.). И при этом даже нам так сложно понять друг друга. Куда уж тут эльфам в их попытках понять Эру! :)
4.Не так уж давно и переехало, если сравнивать с датой открытия данной темы. :)
 
Автор: Мёнин
« : 01/07/2010, 06:53:26 »

Эру не является всеблагим в смысле "выполняет каждую прихоть мысленного экспериментатора или жителя мира". Такая всеблагость невозможна.
Для всеведущего и могущественного существа и вмешаться в ситуацию, и не вмешаться - в обоих случаях это выбор. С точки зрения требования "чтоб вообще никакого зла" в совершенном расширении этого "вообще" любой из выборов - зло.
При этом, с точки зрения морали оба выбора могут и не быть злом: Валар ударили по Нуменору, а затем отреклись от мира - но Толкин пишет, что Манвэ не грешит.

Был, пожалуй, третий выбор: "схватить всех за шкирку и подержать" - но он то ли несколько против свободы выбора человека... то ли и был, в общем-то, применён к нуменорцам, т.к. души людей при этом не умерли, в Арде смерть человека не есть однозначное зло, непонимание какового факта и было одной из основных причин падения Нуменора.
Автор: Corwin
« : 01/07/2010, 02:11:02 »

Если же этого недостаточно, то давайте вспомним Нуменор. Ох и погневался тогда Всеблагой.

Соседний "нуменорский" топик ясно показал, что называть Эру всеблагим неправильно.
Автор: tolen
« : 30/06/2010, 22:47:05 »

Ну не знаю. Если полагать, что до творения Эа времени, как такового, не было, тогда конечно. Но всё-таки, вот бродит Айну по пустоте, недоумевает, чего это Эру не воплощает Ничто в Нечто и нетерпение охватывает этого конкретного Айнура, и нехорошие мысли и сомнения... В общем - время настоящее продолженное. Как бы процесс всё-таки идёт. Пусть во вневременьи.
Автор: Мёнин
« : 30/06/2010, 22:41:15 »

Повторюсь, "одноэтапно".
Но если принять к тому же, что за пределами Эа, как и до его создания - Безвременье, то и "одномоментно".
Не то чтобы это было самым принципиальным вопросом - но это позволяет несколько приблизить мифологическую картину к христианской.