32
« : 22/11/2014, 08:11:00 »
Мне кажется, тема буксует на одном месте вот почему. Известно, что Толкиен в своих произведениях тщательно избегал описаний быта народов Средиземья, за исключением разве что хоббитов. Причины тому известны, и главная из них та, что у Толкиена в жизни была «одна, но пламенная страсть» - языкознание. Этнография его интересовала лишь постольку-поскольку, ему были гораздо интереснее эльфийские языки, чем эльфийская кухня.
Поэтому те, кто интересуется, например, чем питались эльфы Арды, или чем они обычно занимались, сталкиваются с определёнными трудностями. В результате возникают дичайшие байки, не только не имеющие ничего общего с эльфами Толкиена, но и приписывающие им черты людей.
Недавно я выступал на "Эльфийском семинаре" в Москве с докладом о быте эльфов, в котором, в частности, касался темы вегетарианства эльфов. Ниже привожу выдержки из него.
Эльфы действительно чтили всё живое, но все мы читали «Хоббита», и все помним, что пиршество лихолесских эльфов привлекло гномов прежде всего запахом жарящегося мяса. И это не только в Средиземье: в языке квэнья, на котором, напоминаю, говорили в Валиноре, есть слово hrave - мясо. Значит, мясо эльфы все-таки ели.
И охотиться эльфы тоже и умели, и любили. Во-первых, эльфы чтили Оромэ именно как покровителя охоты. А во-вторых, слово «охота» есть и в квэнья, и в синдарине (raime и rui соответственно). Наконец, на квэнья huo – просто собака, huan - собака охотничья, ronya - собака гончая.
И меховые одежды эльфы тоже носили: слово «шуба» есть и в квэнья, и в синдарине (helet и heleth). Да и слова, обозначающие домашних или диких животных с густым мехом, тоже есть (morco - медведь, mama - овца, те же собаки). И к тому же элементарный здравый смысл должен бы подсказать, что навряд ли нолдор шли по дрейфующим льдам Хелькараксэ в курточках.
Так что читайте Фаускангера, господа!