Мы тут рассуждаем, почему эльфы могут (или не могут) считаться более любимыми Эру Илуватаром существами, чем люди, т.е. более возвышенными, приближенными к Б-гу, нежели падшие человеки.
Творец не может любить свои творения больше или меньше. Он любит их всех одинаково. В данной парадигме - и эльфов, и людей. И непадших, и - падших. И даже - Мелькора и Саурона. Только вот - Его любовь всегда стремится к ИСПРАВЛЕНИЮ И УЛУЧШЕНИЮ любимого. Любыми - эффективными для этого методами. А поскольку Творец провидит ВСЁ - ибо для него ВСЕ времена как ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, то поэтому, в каждой частности временно-пространственного континуума он всё располагает таким образом, чтобы частное соответствовало общему, или же - цельному. Поэтому то, что, скажем, может выглядеть для несовершенного сознания. мыслящего в ограниченных пространствах по прогрессирующим временностям, как хаос, ужас и несчастья, на самом деле - в восприятии вечного Творца, всего лишь лучшая из всех возможных частность, направленная к завершённому - в его восприятии, целому. Тое есть его цели - всегда МАСИМАЛЬНО благи. А методы - максимально целесообразны - в смысле, максимально адаптированы к высшей цели, которой есть ВСЕОБЩЕЕ благо. Ну а частные благополучия имеют, в Его глазах, ценность лишь в абсолютной увязке с этим общим благом.
Эльфы в мире Среднеземья - это ЗАМКНУТАЯ система. И поэтому все обстоятельства их существования созданы таким образом, чтобы максимально стремиться к этому ЗАМКНУТОМУ благу. Которое для них - максимально соответствующе их природе. Люди же - система РАЗОМКНУТАЯ. И поэтому все обстоятельства их жизни созданы таким образом, чтобы стремиться к высшему благу. Выходящему за рамки блага замкнутой системы. Именно поэтому "смерть человеческая" в текстах и называема ДАРОМ Илуватра. Потому что это - инструментальное средство к аппроксимации сознаний человеческих к этому самом высшему благу. Пребывающему ВНЕ той замкнутой системы, где абсолютом есть благо эльфов. И очень хороший вопрос - становится ли для человека благом "смена парадигмы существования". То есть - выбор судьбы эльфийской вместо человеческой. Я думаю - что судьба Кольценосцев (как экстремальный пример приобщения человеческого сознания к замкнутости эльфийской системы бытия) говорит скорее всего, именно об обратном.