Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Saferon

Страницы: 1 ... 3 4 [5] 6 7 ... 21
81
Вопросы и Ответы / Люди и Эльфы
« : 08/06/2018, 07:27:32 »
Очевидно, что у Андрэт свои собственные личные проблемы, которые заставляют ее смотреть на эльфов подобным образом...
Но, что примечательно, Финрод о них прекрасно знал. И тем не менее, начинает он свой ответ с того, что взгляд Аданэли близок к истине, и это можно сказать про многих его сородичей.
Но он сразу добавляет, что не обо всех и не о нем. И дает понять, что не одобряет такой подход в принципе. Стало быть, это уже не "все эльфы такие", а "одни эльфы такие, другие - наоборот". Финрод, во всяком случае, loremaster и больше понимает.
Это не меняет того, что Финрод признает наличие проблемы среди многих средиземских эльдар, под которыми он может подразумевать и 35% всего своего народа.

Цитировать
И Андрэт он явно жалеет и вполне может смягчать свои слова ради нее.
В случае если подразумевается, что Финрод привирает ради Андрет в данном обсуждаемом выше случае - это просто конспирология под которой ни один толкинист не обязан подписываться.

Цитировать
Ладно, давайте копать это дело вглубь. Для начала я готова признать, что часть проблем с тем, как эльфы видят людей, имеет отношение не только к советским людям, но и к людям Арды.
А авари тоже врут о своих валинорских сородичах? Или авари уже не эльфы?

Цитировать
Однако мы как читатели вполне можем, а при честном анализе - обязаны - выделить объективную (=авторскую) точку зрения на то, являются ли эльфы в самом деле отстраненными\высокомерными\надменными или нет. В общем, не будем уподобляться Андрэт и Тар-Минастиру (который любил эльфов, но завидовал им), будем умнее и честнее :).
А автору мы тоже не должны доверять, когда он пишет о соотнесении с современностью:

  • Но отсутствие аллегории не означает невозможность соотнесения. Соотнесение возможно всегда. И поскольку борьба порой весьма неоднозначна: тут и леность и тупость среди хоббитов, и гордыня и [неразборчиво] среди эльфов, и зависть и алчность в сердцах гномов, и безрассудство и жестокость среди «Королей Людей», и предательство и жажда власти даже среди магов, — я полагаю, моя история вполне соотносима с современностью. (с) Письмо №203

Цитировать
Дальше, "надменное, пренебрежительное отношение к окружающим". Этого нет даже в словах Андрэт, скорее уж ее слова "вы немножко нас любите... смотрите сверху вниз... с улыбкой, с жалостью, качая головой" можно рассматривать как снисходительность ("Выражающий превосходство, покровительственное отношение к кому-, чему-л"). Снисходительность тоже может быть обидной. А может и не быть.
Это просто неправда. Андрэт говорит, что во-первых люди могут быть (только могут быть!) немного любимы, но все равно - любимы они немного или нет ('может быть' заключает в себе такую возможность) они - априори существа менее ценные и на них смотрят сверху вниз или с улыбкой или с жалостью или качая головой т.e. оттенок презрения просто очевиден.

Цитировать
Максимум, на который я согласна, это то, что некоторая часть эльфов проявляет к людям снисходительность, которую те находят обидной.
Т.e. с одной стороны Финрод "не одобряет такой подход в принципе" (ваши слова) касательно части эльфов, а люди при этом сами виноваты, что находят такой подход в принципе обидным? З-замечательно.

82
Старый Тук

Цитировать
Не соглашусь однако с АНК-наивностями: когда наивности-погрешности раз за разом отклоняются в одну и ту же сторону от действительного положения вещей - это уже не наивности.
Ну самый перл там по моему мнению, это просто исключенная из текста — догадка (guess/guesses) Финрода относительно статуса людей в Арде Возрожденной по сравнению со статусом эльфов — «We were the lordly ones then!/Ye would be the lordly ones» — это при том, что во-первых по Профессору Финрод постоянно делает верные догадки — например о судьбе людей — вроде их Падения — «Some dreadful things of this sort, Finrod guesses, Men must have done» или даже их функции в Арде «Finrod had already guessed that the redemptive function was originally specially assigned to Men», не говоря уже о догадке, что Эру придет в человеческой форме — «he probably proceeded to the expectation that 'the coming of Eru', if it took place, would be specially and primarily concerned with Men: that is to an imaginative guess or vision that Eru would come incarnated in human form»; а во-вторых, учитывая прямой текст Профессора о провидческом статусе Финрода относительно эльфов и в контексте Конца Арды и Арды Возрожденной:

  • The Elves are dying. They whether in Aman or outside will become fëar housed only in memory until the true End of Arda. They must await the issue of the War and [?only then / there] ; and of their redemption foreglimpsed by Finrod. For their true returning (corporeal or in Eru’s equivalent!) in Arda Remade.

Западными исследователями эта догадка Финрода («We were the lordly ones then!/Ye would be the lordly ones») понимается весьма красноречиво:

  • He continues by describing Arda Remade, a place where Men would "be at home" and the Elves would be the guests (319). (c) Whittingham, Elizabeth A. The Evolution of Tolkien's Mythology: A Study of the History of Middle-earth. Jefferson, NC, and London: McFarland & Company, 2007

83
Эльдар, что остались в Благословенном Королевстве, сохраняют полную силу и незамутненную мощь тела и духа, слившихся на эпохи
Ошибка перевода, как обычно. В оригинале "сохряняли" - endured in full maturity and in undimmed power of body and spirit conjoined. Оригинальный план Эру был нарушен, и Нуменорская катастрофа приблизила конец Арды для эльфов.

They eventually became housed, if it can be called that, not in actual visible and tangible hroar, but only in the memory of the fea of its bodily form, and its desire for it; ... their later (and present) condition is not natural to them, and they remain in estel that Eru will heal it / [Они в итоге стали обитать не в настоящих видимых и ощутимых хроа, но лишь в памяти феа о телесной форме и желании обрести ее ... их позднейшее (и нынешнее) состояние неестественно для них, и они надеятся, что Эру исцелит его. HoME X.]  Оптимисты, да.
Коллега, аплодирую стоя. Блестящий анализ и точная — даже сочная критика тех наивностей, что пошли с переводов АнК.

84
Официальное видео от Бодлеанской библиотеки относительно тематической составляющей их выставки:



P.S.

Думаю также через «1dollarscan» оцифровать ряд важных «Companion»'ов (один 2017 года в трех книгах) и «La Feuille» (чтобы был скан в печатном издании).

85
Мёнин

Цитировать
И это тоже брехня
Если Профессор пишет, что зло появляется в Эа (Арде) из-за Диссонанса и не является прямым планом или проектом Мелькора, а я только повторяю это и для вас мои слова брехня, то брехню говорите именно вы.

Цитировать
Вы откровенно путаете
Нет, путаете Вы - поскольку Профессор пишет что конкретный шанс после уничтожения Утумно на истинное покаяние было — если не прямой благодатью от Эру, то по крайней мере последним мерцанием (вспышкой) его истинной первозданной природы — т.e. после отвержения этого шанса уже не будет никаких последних мерцаний (вспышек) его истинной первозданной природы, что подтверждается и другими текстами:

  • Война была успешной для Валар, а разрушения удалось свести к небольшому (хоть и прекрасному) Белерианду. Моргот был взят в плен в физической форме[9], в ней доставлен, как простой преступник, в Аман и представлен на суд Намо Мандоса. Его изгнали из Благословенного Королевства и казнили: убили, как одного из Воплощенных. Тогда стало ясно (в первую очередь Намо и Манвэ), что, глубоко рассеяв свою силу в материи Арды, Моргот потерял прямую власть над ней, и все, что "он" (остаток цельного существа) сохранил в качестве "себя", заключалось в искромсанном и умалившемся духе, населявшем им же созданное тело (теперь "он" полюбил его). Лишившись тела, Моргот стал слабым, "бездомным" и пребывал в растерянности и "неприкаянности". Как известно, он был ввергнут в Бездну[10]. Это значит, что Моргота поместили вне Пространства и Времени, вообще вне Эа; но такое действие предполагает прямое вмешательство Эру (по просьбе Валар или без таковой). Однако это может быть неточный*11 пересказ изгнания или побега его духа с Арды. Во всяком случае, после попыток рассеивания себя в "материи" сил на собственные нужды уже не оставалось. Не было ни "раскаяния", ни его возможности: Мелкор навсегда отверг все "духовные" потребности и существовал, фактически, как страсть к обладанию и власти над материей, в частности, над Ардой. (c) http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/kolzo_mo/mt

Цитировать
И вне Арды в том числе: звёзды лишены большей части тем зла, потому что на них никто не живёт, но сами они не настолько падшие только "по большей части".
Тут Профессор вообще о другом, там предложение начинается с Арды и Имбара в частности, а имеется ввиду то о чем писалось уже ранее и что не связано с Диссонансом:

  • Чтобы владеть Ардой, Моргот вложил большую часть себя в физические составные Земли - так что с тех пор все, что родилось на Земле и живет здесь (животные, и растения, и воплощенные души), в любом случае "осквернено". (с) http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/kolzo_mo/mt
  • Мелкор постоянно "воплощал" себя в Моргота. Он делал это с тем, чтобы контролировать hroa[2], "плоть" или физическую материю Арды. Он пытался отождествить себя с ней. Это была операция, сходная с Сауроновыми Кольцами, но более масштабная и рискованная. Видимо, вся "материя" за пределами Благословенного Королевства имеет в себе "частицу Мелкора"[3], и те, кто носят тела из hroa Арды, тянутся, более или менее, к Мелкору: никто из них не свободен от него в своем воплощении; тело влияет на дух. (с) http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/kolzo_mo/mt
  • Относительно малая мощь Саурона была сосредоточена, гигантская сила Моргота была рассеяна. Все Средиземье было Морготовым Кольцом, хотя временно его внимание занимал в основном Северо-запад. (с) http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/kolzo_mo/mt

Ну не затронул Моргот в этом плане большинство звезд, как затронул Арду (и её Солнце), а также некоторое число звезд.

86
Понятно, отчего истари так упирались отсылке в Средиземье. "А ведь придётся!" (Варда)

А ведь в корень зрите, коллега! Профессор прямых путей не обещает, но оставил ключи в разных местах.
Включая и это, коллега:

  • «Зло», в лице надменности и эгоизма Мелькора, появилось уже в первых попытках Духов выразить Замысел Эру, переданный им в форме чистой прямой «мысли». Он был представлен как принявший форму музыки: а именно Музыки Айнур (Святых). В ней Мелькор и те, кто вдохновился им, внесли элементы собственных мыслей и планов Мелькора, вызвав большой разлад и смятение. (c) Tolkien, Parma Eldalamberon 17: Words, Phrases and Passages [перевод Александра Запрягаева]

87
P.S. Дополню свои сообщения:

Мёнин

Цитировать
И это брехня :)
Слова Профессора - брехня для Вас, я это понял, что касается прочего, то если некто добавил радиации в кашу для убийства (совершил зло), а принявший радиационную кашу не умер, а мутировал и сошел с ума - не значит, что это был проект того, кто добавил радиацию в кашу.
Напоминаю слова Профессора в первоклассном переводе DarkMinstrel с моим уточнением в отношении 'progeniture':

  • Из-за диссонанса в музыке, то есть не напрямую из музыкальных тем Эру и Мелькора, а из их диссонанса по отношению одной к другой - злые творения появились в Арде, что не произошло ни от одного прямого плана или видения Мелькора, они не были "его детьми", и, т.к. любое зло ненавидит окружающее, они ненавидели его. Порождение было испорчено. (c) HoME 10

Цитировать
А потому что абсолютного зла вообще нет и быть не может.
Неверно, поскольку после отвержения благодати от Эру или собственной первозданной природы - уже не может быть речи про благодать от Эру или от собственной первозданной природы.
И именно поэтому можно вести речь о том моменте, когда Мелькор становится подлинно злым:

  • Мелькор (изнутри Эа) подлинно становится злым лишь после осуществления Эа, в котором он сыграл великую и могущественную роль (и первоначально согласованную с Планом Эру). Лишь ревность Манвэ и жажда править всеми Эрухин свели его с ума. Лишь Арду (в целом, а в особенности Имбар) он совратил. Звѐзды оставались (по большей мере) нетронутыми. (c) Fragments on Elvish Reincarnation [перевод Александра Запрягаева]

88
Мёнин

Цитировать
И это брехня :)
Слова Профессора - брехня для Вас, я это понял, что касается прочего, то если некто добавил радиации в кашу для убийства (совершил зло), а принявший радиационную кашу не умер, а мутировал и сошел с ума - не значит, что это был проект того, кто добавил радиацию в кашу.

Цитировать
А потому что абсолютного зла вообще нет и быть не может.
Неверно, поскольку после отвержения благодати от Эру или собственной первозданной природы - уже не может быть речи про благодать от Эру или от собственной первозданной природы.

Цитировать
Все злые последствия сводятся к злой воле Мелькора
Которая как утверждает Профессор вовсе не выступала в качестве прямого плана или видения Мелькора по отношению к злым последствиям.

89
Мёнин

Цитировать
И снова брехня.
У вас перманентная брехня, поскольку во-первых поиск Пламени нигде не именуется у Профессора бунтом, во-вторых даже если это было бунтом, это не отменяет того, что вам нужно учиться читать, поскольку уже в Эа зло может быть независимо от прямой воли или планов Мелькора в Эа.

Мелькора в Эа.

Цитировать
Скорее, глубины падения.
Но даже после уничтожения Утумно - Профессор отмечает наличие благодати от Эру или проблесков собственной первозданной природы Мелькора.

Цитировать
То есть Мелькор и сотворил первое в мире зло, как я и говорил. С чем вы спорите-то тогда?
Цитировать
А положительные последствия, которые возникают, когда Эру оборачивает зло для новых идей, таким образом, не являются ни в смысле выбора, ни даже в смысле действия заслугой Мелькора.
Я лишь указываю, что имели место быть неизвестные или точнее - не прямые по плану или видению лично Мелькора - злые последствия от включения его Темы в Музыку, в частности в Эа.

90
Мёнин

Цитировать
Если бы Мелькор не начал по прямой воле бунт — зла бы не было. Ergo, цитированное неверно.
Научитесь читать. Бунт был во время Музыки, а уже в Эа зло может быть независимо от прямой воли или планов Мелькора в Эа. Мелькора в Эа.
Также добавлю к своему сообщения, что даже во время Музыки - если нечто (Тема Мелькора) добавлено (в нашем случае в Музыку) с некой целью (в случае Мелькора - злой и эгоистичной), это не значит, что не могут не быть неизвестные для добавителя последствия (в том числе и дальнейшем - уже в Эа) от соприкосновения того, что он добавил с тем куда он это добавил.

91
P.S.

В Письме №212 (1958 год) также подтверждается динамическое наращивание степени зла:

  • Падшие, такие, как Мелькор/Моргот и его приверженцы (среди которых одним из главных был Саурон), увидели в них идеальный материал для подданных и рабов, для которых они могли бы стать повелителями и «богами», завидуя Детям и втайне их ненавидя; тем более, чем сильнее они восставали против Единого (и Манвэ, его Местоблюстителя в Эа).

92
От Мелькора, так как он "первичный дух зла"
Нигде не сказано, что именно Первичный, а не Главный или Основной.

И в Мелькор Моргот, которое нетделимо от Атрабет (поскольку цитирует его), упоминается благодать Всевышнего (Эру) или проблесков собственной первозданной природы Мелькора.

Цитировать
диссонирующую тему ввёл вполне сознательно (утверждается повсеместно, начиная с Айнулиндалэ 1 тома)
Это однозначно не может отрицать того, что Диссонанс между Темами имеет последствия в Эа, которые не были спланированы Мелькором в Эа.

А то какие последствия должна иметь в Музыке (в целом) его Тема из-за Диссонанса Мелькор мог и не знать и во время Музыки, поскольку даже Саурон знал о Музыке больше Мелькора:

  • Здесь Саурон был мудрее, чем Мелкор-Моргот. Саурон не начинал Диссонанса, и, вероятно, знал о "Музыке" больше, чем Мелкор, чей разум всегда был наполнен собственными планами и умыслами, Мелкор, не обращавший внимания на все остальное. (с) http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/kolzo_mo/mt.shtml

Цитировать
Деяния Мелькора ещё непосредственно с его темы были "противны Эру".
В Айнулиндале Эру ничего такого не сообщает Мелькору.

93
Это не отменяет того, что по Профессору, как утверждается в Мелькор Моргот (1959) - либо проблески первозданной природы Мелькора (т.е. не злой), либо сам Эру давали шанс Мелькору на исправление даже в Эа и после уничтожения Утумно.
Ну, Валар давали такой же шанс материально. Мелькор даже сделал вид, что за триста лет валар утихомирился.
Эру и окончательные проблески собственной первозданной природы Мелькора - принципиально не тоже самое, что мнение Валар о Мелькоре.

В данном случае принципиально важнее мнение Всевышнего и последней незапятнанной частицы души самого Мелькора.

94
Мёнин

Цитировать
Если бы Мелькор не начал по прямой воле бунт — зла бы не было. Ergo, цитированное неверно.
Научитесь читать. Бунт был во время Музыки, а уже в Эа зло может быть независимо от прямой воли или планов Мелькора в Эа. Мелькора в Эа.

95
Я к тому, что эльфы не ведут себя как лишенные зла или греха. Они убивают себе подобных (братоубийство), они предают (сыновья Феанора предают других эльфов), они бунтуют и жаждут власти, завидуют и гневаются и проч. Даже если Толкин не считал это "падением", ничем иным это не является, исходя из его повествования.
Эльфы не падшие лишь в том смысле, что их природа, по крайней мере, в основном, не искажена.
Это просто забавно читать Celebfor. О чем Вы? Толкин ясно сказал в комментариях к Атрабет, что никакие - даже отдельные соблазненные (отчасти падшие) Мелькором - эльфы априори не могли быть в добровольном союзе с Мелькором. Так что все куда более фундаментально в плане априорной защиты эльфов и чего принципиально не хочет замечать DarkMinstrel.

96
DarkMinstrel

Цитировать
Насчет прекращения разговора, ладно. Я закончил, извините за ответ. У нас с вами просто разный подход, вы исходите из комментариев, которые даны были автором к тексту, я исхожу из логики самого текста.
Одно неотделимо от другого и наоборот, коллега. И когда Толкин пишет, что вторичное творчество Мелькора в Музыке стало частью собственной природы Эа (зло, бунты, диссонирующие элементы) в тот самый миг, когда Эру дал бытие Эа и в результате этого, в частности, порождение (progeniture) вещей было испорчено и зло могло появляться независимо от прямой воли или плана Мелькора в Эа — просто как результат Диссонанса, очевидна логика самого Толкина в отношении его аналогии с 1) повестью на словах (Музыка) и 2) повести ставшей реальностью (Эа). Поймите уже наконец, что материальная вселенная была сделана из Музыки  — «Of this Music the World was made» [HoME 10, p. 144] («Ea (the World or Universe)» [Parma Eldalamberon 17, p. 22]), простите, но материальную вселенную нельзя сделать из "прошлого, настоящего и будущего" об Эа. То, что Вы утверждаете — ничем, ну просто ничем не подтверждается.

Я думаю Вы и сами это прекрасно понимаете, иначе бы про-комментировали полностью все мои возражения Вам, в том числе и данные под сигнатурой — P.S.

97
Я вам выше приводил цитату Толкиена о том, что зло возникало независимо от Мелькора и не от его темы, а от диссонанса. The progeniture of things was corrupted [искажение было в самом зарождении].
Кстати, да, верный перевод. Progeniture — порождение, зарождение.

98
Тем не менее, судя по пресс-релизу от "Амазон", речь не идет о сериале по "Сильмариллиону". Хотелось бы верить, что права на его экранизацию принадлежат лично Кристоферу, вне зависимости от его участия в "Толкин Эстейт".
Меня интересует, есть ли способ запретить экранизацию и на период после смерти Кристофера? Имеет он технически право указать в завещании, что "Сильмариллион" (и все тексты, имеющие отношение к тем временам) запрещается экранизировать, например, в течение 50 лет после смерти Кристофера?
Вроде "Толкин Эстейт", как таковой, не имеет сейчас никаких эксклюзивных прав на наследие Профессора. Амазон получил права на теле-экранизацию (сериальную) в отношении ВК с приложениями, права на кино-адаптацию которого продал сам Профессор.

Кристофер, насколько я понимаю, идет как первый "literary executor" в отношении всего наследия отца. Вот после смерти этого великого человека уже его сыновья идут как "literary executor" в отношении "Сильмариллиона". А HoME, Неоконченные и пр. должны перейти к Присцилле (дочери Профессора).

Цитата: Juliana
Плохо. Посыпятся чернокожие эльфы с нетрадиционной ориентацией...  >:(
До такого вряд дойдет, а вот бред про людей-магов вполне может быть. У Джексона Саруман в Хоббите уже высказывал предположение, что Некромант мог быть человеком (что с точки зрения Лора - спорно, даже с учетом черных нуменорцев из прямой свиты Саурона).

99
P.S.

Celebfor

Цитировать
Тут можно провести аналогию с библейской историей. Падение ангелов ведь тоже не было, и, вероятно, не могло быть полным,  в смысле всеобщим.
Падение людей в Библии - это падение двух конкретных личностей из рода которых больше никого не было. Про ангелов в Библии (и конкретно в Откровении Иоанна) утверждается, что имели место быть даже война двух групп ангелов (во главе с Михаилом и Сатаной соответственно) т.е. ангелов было много.

Но то, что в Легендариуме и эльфы и ангелы (айнур) имеют привилегии в отношении Падения аналогичные ангелам в Библии, чего не имеют люди - чьё количество при Падении тоже было больше двух (аналогично эльфам и айнур) - никогда не станет поводом для подобных вам утверждать о наличии проблемы теодицеи в Легендариуме.

Я в вас не сомневаюсь.

Цитировать
Если же нет, если люди в принципе могли не прислушиваться к Морготу, поступать вопреки ему, то никакого фатализма нет и свобода воли в действии. Не взирая на степень контроля над хроа.
Не взирать на степень контроля над хроа - это значит не взирать на свою собственную - данную тебе от Эру - природу. Свободная воля людей не принадлежит Эру, но собственная природа людей - принадлежит людям, но задана Эру. Толкин считает, что у Мелькора без сомнения (no doubt) именно потому тотально/всецело (totally) удалось с Людьми - в силу, как власти Мелькора над материей (Люди не виновны в том, что Мелькор имеет такую власть), так и изначально гораздо меньшего контроль над хроа у людей (люди не виновны в том, что у них такая природа):

  • His attempt to dominate the structure of Ea, and of Arda in particular, and alter the designs of Eru (which governed all the operations of the faithful Valar), had introduced evil, or a tendency to aberration from the design, into all the physical matter of Arda. It was for this reason, no doubt, that he had been totally successful with Men, but only partially so with Elves (who remained as a people 'unfallen'). His power was wielded over matter, and through it. But by nature the fear of Men were in much less strong control of their hroar than was the case with the Elves.
  • Его попытка доминировать над структурой Эа и, в частности, Арды, и изменить замысел Эру (который руководил всеми действиями верных Валар), ввело зло или тенденцию к аберрации от замысла Эру во всю физическую материю Арды. Именно по этой причине, без сомнения, он полностью преуспел с Людьми, но только частично с Эльфами (которые как народ остались «непадшими»). Его сила обладала властью над материей и через нее. Но по своей природе феа Людей имела гораздо менее сильный контроль над их хроа, чем было у эльфов.

100
Я уже не говорю о том, что вне зависимости от того считать ли, что имело место быть - падение эльфов, это падение априори в отличие от людей - не могло быть полным, а значит и наследуемые последствия от полного падения никогда не могли угрожать эльфам, что во-первых представляет людей подверженными полному падению, а во-вторых загоняет их же в русло злого фатализма, поскольку у Толкина в рамках текста "Атрабет..." нет сомнения, что Мелькор полностью преуспел с людьми именно в силу значительно меньшего контроля над хроа.
Атрабет как бы намекает, что люди совершили нечто, а непросто пали жертвами злобы Моргота и собственной немощи.
Значит мы читали два разных Атрабет и это тоже немало говорит о нас двоих, причем я за себя могу только сказать, что я очень внимательно читал авторские комментарии. Авторские комментарии. Авторские.

Страницы: 1 ... 3 4 [5] 6 7 ... 21