"Добро vs зло", это не "майар vs умайар" - это слишком общо, и даже не "истари vs балроги". Был ли добрым (относительно "злого" Саурона) Гэндальф, который навел хоббита на Кольцо Саурона, потом заставил хоббита хранить это колечко 50 с лишним лет, затем правильно смотивировал правильно воспитанного племянника нести это колечко в Ородруин - подвергая обоих смертельному риску? Это другое? Злой Саурон - он ведь хотел эльфам добра, чтобы они жили - не тужили в Средиземье? Или он их обманывал, хотел сделать рабами?
Нет, не обманывал. Обман эльфы-мирдайн распознали бы, осанвэ, да и просто так бы догадались. Все было честно - до поры, пока Кэлебримбор не пожелал быть независимым королём-суперэльфом с кольцом: тут-то Саурон осерчал. Валар видели и знали, что Аннатар-Саурон обучает эльфов некромантии, и молчали, хранили эти сведения в секрете? Совершенно точно нет: истарей и Глорфинделя прислали именно тогда, когда Саурон произнёс заклинание и создал Главное Кольцо, все были в курсе. Пока кольца были независимы, валар наблюдали и выжидали.
Деление на доброе и злое в отношении нечеловеческой высшей морали - это корректное деление. Деление на доброе и злое по признаку "это полезно нам" (эльфам/людям/оркам, нужное подчеркнуть) - это некорректно. Майар, служившие валинору, могли быть и добрыми и злыми: "добрый", т.е. провалинорский Оссэ топил корабли с эльфами и людьми, не допуская их к Аману, майа Мелиан из Валинора своей магией "пояса Мелиан" вокруг Дориата убивала "орков" (= непровалинорских авари), людей (вообще всех эдайн, неэдайн) и прочих нежелательных существ, желавших попасть в Дориат. (Точно так же поступала потом Галадриэль в своём лесу Лориэн.) Это плохо или хорошо? Это плохо для убитых ими, но хорошо для валар, например. Что эльфу хорошо, орку смерть, и наоборот.
Если бы Толкин сделал свою вселенную так, чтобы орки не рождались орками, а становились по мере деградации, например, как Голлум, дело было другим. Можно было бы понять и принять методы валар, убивавших (топивших) неугодных, можно было бы принять методы нуменорцев, убивавших мешающих им аборигенов на континенте, а также методы эльфов (совершенно аналогичные первым, хотя настолько явно не подсвеченные автором).
Но орки рождаются орками, и эльфами или людьми стать не могут - никак, вообще никак. А значит они не виноваты в этом, в том, что они орки.
Тут речь про майар, и вот с балрогами и прочими умайар дело обстоит иначе, ага? А вот и нет. Умайар - это результат выбора, да, но они создания Эру Илуватара, и создавая их, он создал их без возможности выбирать - своими ангелами. Выбор, однако, был сделан, и этот выбор был не личностный, а сверхличностный. Мелькор не выбирал, когда завёл свою контртему в Первом Хоре, и он не будет выбирать, когда восстанет снова в Конце Врёмён. Если бы он
лично выбирал, он бы выбрал что-то еще, чем заведомо проигрышный вариант, чисто логически. Но таков план Эру Илуватара. А если вдруг Мелькор и вправду откажется играть свою роль, тут же найдется новый Мелькор. Найдут.
Айну Мелькор - инструмент хора, напомню снова. Вала Мелькор - это независимый инструмент внутри Эа, однако, следующий сценарию изначальной Музыки.
Если бы Илуватар немедленно почистил ряды Первого Хора Айнур после первых же попыток Мелькора изменить Музыку, дело было бы, снова, другим. Но нет: Илуватар сделал то, что сделал. Все его искажения, сама Арда Искажённая - это совершенно намеренное, целенаправленное и осознанное решение. С учетом того, что айнур - это тоже Эру Илуватар (его производные, но не переставшие быть его составляющими), все становится совершенно понятно.
Проблема в недопонимании еще оттого, что принятая в российском "толкиноведении" (кстати, это слово - уникальное изобретение спец. для русского языка, в оригинале "tolkien studies", два слова, означает изучение [творчества] Толкина) картина, будто есть Прекрасные валар и их соотв.майар, которые сражаются за Добро против Зла, это не то что бы представление о них самого Толкина. Добро - это не сытые эльфы и хоббиты на прекрасной цветущей лужайке, нет. Это вообще не стационарное явление, а процесс. Если бы Гэндальф хотел видеть сытых довольных эльфов и хоббитов, первое, что он должен был сделать - помирить их с орками и людьми. И умертвиями.
Или уничтожить всех врагов эльфов. Такие попытки были, кстати. Уничтожались, к несчастью, и эльфы, и те, другие. Борьба за добро со злом требует жертв, увы. И не одноразовых - вот один раз давайте убьём нечаянно хороших, а потом-то заживём! Нет, жертвы будут постоянные. Можно убивать = приносить в жертву чужих вместо своих, но рано или поздно "чужие" закончатся. А жертвы Первоархонту, Эру Илуватару, они необходимы. Потому что процесс.
Но дело именно в этом, в процессе. Мир (стасис) в Валиноре, война (процесс) в Средиземье - вот норма жизни. И установили ее не Гэндальф и не валар. Это решение Небесной Канцелярии, даже не земного Валинора. Духовное развитие, по мысли автора (Толкина, и Эру Илуватара тоже) - вот то, что необходимо земным существам. Пусть развиваются духовно, а не живот пивной развивают. Несут Кольцо в Ородруин, или на худой конец взламывают драконьи лежбища. Пусть Мелькор хитрит и изворачивается, а валар его ловят и наказывают. Пусть Саурон делает кольца, эльфы их принимают, и потом всем Средиземьем расхлёбывают. Иначе не будет процесса.
Майар и умайар, как и другие боги, побольше, помельче - суть инструменты Архи-господа Эру Илуватара, супербога. Они его инструменты, в букв. смысле (инструменты Первого Хора), как кольца для Саурона, как Кольцо- вся Арда - у Мелькора-Моргота. Весь/вся вселенная Эа - Кольцо Илуватара. Вообще, название "Властелин Колец" - это не только про Саурона (хотя про него в частности).
Моральность и допустимость такого положения вещей (мир Валинору и война Средиземью) - отдельная тема для обсуждения.
Еще добавлю, что есть такие люди, среди, хм, толкиноведов, которые верят (или не верят, но хотят чтобы другие верили) в то, что если убить всех плохих, наступит Добро. Только надо ВСЕХ плохих орков (или кого-то там) убить, если хотя бы один останется и сбежит, тогда не считается.
Сейчас эти самые люди (не очень-то люди, но все таки), они или уехали, или притихли, и свою теорию продвигают в своих жж-шках и других чуть менее чем ранее публичных местах. Это очень стройная и древняя теория.