Первое, что хочется отметить и обматерить - то,
как именно данное, кхм... предложение было выдвинуто. Готовилось в недрах МинОбра, без участия и консультаций как представителей Академии наук, так и даже имеющегося в правительстве совета по науке, приниматься в Думе будет "в ускоренном порядке" и накануне отпусков...
Если цель - упразднить Академию как влиятельную структуру, разогнать, сменить руководство, передать в другие руки имущество и т.д. - то так и надо делать, не спорю. Именно "рейдерским захватом", пока тёпленькие и не очухались. Но в этом случае не надо утверждать, что "науке будет только лучше", "рядовые сотрудники не почувствуют разницы". Так скоропалительно и без оглядки - лучше не станет. Скорее саму науку ненароком прихлопнут вместе с академией.
По поводу того, что и так ничего не работает... Возможно, мне слишком повезло попасть в одно из немногих эффективных научных учреждений. Хотя в нашем ННЦ СО РАН (это на окраине Новосибирска, если угодно) навскидку могу назвать хотя бы 5-8 институтов (пусть и из трёх десятков), в которых какие-то полезные вещи уровня, близкого к мировому, как мне кажется, всё же происходят. Полностью за всех не ручаюсь, надо подробно изучать вопрос об "эффективности". Конкретно в нашем ИЯФе, если судить по последнему годовому отчёту, за 2012 год опубликовано около 430 статей в журналах (на ~500-600 научных сотрудников и аспирантов), из них в международных - половина, или чуть меньше половины (не считая трудов с конференций)... Не знаю, считается ли это хорошим результатом.
Ладно, допустим, что число нормально работающих организаций действительно ограничено долей в 15-20%, как утверждают Ливанов и компания. Они существуют и в нынешних реалиях как-то даже умудрились выжить. И генерировать результаты. Если катком пройтись по всему не глядя, то и их не будет тоже. Как и говорит Джон, придётся сравнивать плохое с ещё худшим. Имея ещё худшее в наличии.
Если попытаться представить, как оно будет при принятии и реализации данного проекта для рядовых научных сотрудников, а также техников и лаборантов... Я не буду лезть в проблемы назначения руководства снизу или сверху, попробую прикинуть по мелочам. Для конкретного места, где работаю.
Потеря контроля над имуществом в пользу неведомого "агентства по управлению научным имуществом". То есть заниматься им будут какие-нибудь "эффективные менеджеры" и оптимизаторы, далёкие от нас. Наверняка, уплывёт в неведомые дали непрофильная собственность. Ну, допустим, действительно нефиг. Типа учёные должны работать, а не кататься по выходным на лыжной базе с дешёвым прокатом. И вообще - не коммунизм с соцпакетами.
А как насчёт профильной? То есть территории лабораторий, экспериментальные установки. Не получится ли так, что твой рабочий инструмент кто-то неожиданно продаст, потому что он не дал вовремя ожидаемый результат из-за смелого, но ошибочного допущения?
Доля финансирования научной деятельности в форме грантов на конкурсной основе не менее 50%. В настоящее время и в России получение гранта в конкурсе и отчётность по его использованию занимают до неприятного большую долю рабочего времени. Как подметил один из коллег, "научная публикация твоей работы в журнале может быть сжатой до 5 страниц, а для отчёта по гранту придётся написать ещё 200". Либо в коллективе появляются отдельно исполнители работы и отчётные негры. Если грантов придётся добывать ещё больше, а нынешняя форма их реализации останется - ворох отчётов станет совсем неподъёмным и окончательно заслонит собственно работу.
И что, кстати, будет с академической аспирантурой, а то я как-то пока не разобралась?
В общем, даже при благих намерениях реформотворцов, что-то тяжело предугадать последствия. И это ещё один довод не гнать коней на амбразуру, а хотя бы самим им разобраться (с консультациями у компетентных людей в том числе), а что они собираются в итоге получить?
И тут ведь ещё существует такой хитрый фактор, как отток кадров. Который чаще всего необратим и его результаты крайне тяжело исправляются...