Автор: Adenis›
« : 25/08/2018, 19:43:16 »Срок, равный длинной человеческой жизни прошел с тех пор, как читатели «Хоббита» в 1937 году впервые услышали о Гондолине, который "драконы и гоблины уничтожили,... много веков назад". Слова эти отсылают нас к созданному 20 годами ранее первому и самому раннему рассказу Дж.Р.Р. о Средиземье, которой он написал, выздоравливая от траншейной лихорадки после Битвы на Сомме. Тот рассказ открывает эту книгу.
Одинокому страннику, Туору поручена божественная миссия: найти скрытый город Гондолин и убедить его эльфийских жителей подготовиться к битве. Ослепленные своим величием, те игнорируют предупреждение. Смертный Туор женится на дочери эльфийского короля, но местоположение Гондолина предательски раскрыто его врагу Мелько, сатанинскому тирану.
Эпопея Туора была частью серии рассказов, создаваемых с 1917 г., прерванной после войны семейной и академической жизнью, а также другими проектами. В 1926 г. Толкин начал снова целый цикл рассказов в сжатом виде, который он затем увеличил и обогатил (подробностями) приблизительно в 1931. В этой книге приведены краткие гондолинские сегменты этих двух версий, а также попытка 1951 года переписать эпопею Туора во всем ее первоначальном изобилии, подобно драгоценному камню с изъяном (?).
Сын Толкина Кристофер, в качестве редактора-проводника легко ведёт нас сквозь долгую эволюцию замысла Гондолина. Алан Ли, возможно, наиболее тесно связанный со Средиземьем художник, привнес выразтельные акварели. Но даже одна только оригинальная эпопея 1917 года сразу оправдывает "входную плату". Никогда более с такой энергией Дж.Р.Р. не прославлял его “высоко-эльфийскую” культуру. Никогда он не писал более длительный отчет о сражении. С его изобилием драконов и огненного балрога, нападение на Гондолин превращает сумасшедшие киносражения Питера Джексона в какие-то настольные игры.
Сказке, написанной в пору юности автора, не хватает глубины и детальности зрелого Толкина. Проза ясна, но архаична, к тому же кажется пресной без хоббичьих голосов из более поздних работ. Но Туор, одинокий смертный человек в этом эльфоцентричном эпосе, предвосхищает Бильбо и Фродо - вынужденный стать героем, неожиданно озадаченный тяжелой и опасной миссией. Мы также можем видеть в нем что-то из Толкина, брошенного воевать в 22 года, до того мирно заканчивавшего Оксфорд.
Зубчатые стены Гондолина и великолепные костюмы имеют мало общего с современностью. Однако Мелько воплощает чисто механический материализм - настоящий враг солдат всех наций в Первой мировой войне. Клаустрофобия и всепожирающие пожары - это противотанковые рвы и огнеметы. Драконы, что поразительно, более чем обязаны дебютировшим в битве на Сомме танкам.
Существует предвидение и в "заклинании бездонного страха", вроде контроля над разумом, который Мелко накладывает на своих рабов, заклинание, которое все еще преследует беглецов. Первое из тоталитарных государств ХХ века зародилось в России в тот самый год, когда была написана эта история.
К тому времени, как Толкин вернулся к этой истории, пришла и ушла Вторая мировая война, и началась холодная война. Закончив "Властелин Колец", начатый как как простое продолжение "Хоббита", но переросший его, он убедил себя, что всё это никогда не станет толком понятным, если не издать одновременно его древнюю историю . Поэтому он начал свой донкихотский проект: переписать хронику, которую он теперь назвал Сильмариллионом, а также более полную версию истории Туора.
Однако, с отточенным долгими годами языком и неизмеримо обогащенным видением, он никогда не улучшал появление морского бога Ульмо в шторм, как сказано в опубликованной здесь версии 1951 года. Это дразнящий намёк на то, что могло бы быть. Когда Туор достигает самых ворот Гондолина и видит “перед собой, наконец, воплощение своего желания стремления к мечте”, Толкин остановился. Набранный темп был утрачен, когда до него дошло, что ни один издатель не будет серьезно рассматривать невыполнимую схему двойной публикации. Вместо этого в середине 1950-х годов был опубликован "Властелин Колец".
Изоляция была ахиллесовой пятой Толкина. Хоббит и его продолжение были завершены при полной поддержке К.С. Льюиса, но расцвет этой дружбы закончился. На чтения "Властелина Колец" в их Оксфордском кружке, "Инклингах", было наложено вето неуклюжего оксфордского дона (традиционное название членов совета колледжа и преподавателей в Кембриджском и Оксфордском университетах -ред.) Хьюго Дайсона с его теперь печально известным криком: «О нет, не другой эльф!» Дети выросли и улетели из гнезда. Старость, на фоне приливной волны фэндома шестидесятых, оставила Толкина, наконец, потерпевшим кораблекрушение на берегах его выдуманного мира, и не имевшим сил подняться в горы. Когда он умер в возрасте 81 года в 1973 году, незавершенная работа всей жизни оставалась в беспорядке.
Из этого крушения Кристофер Толкин, как и Туор, ведущий беженцев Гондолина, спас одновременно и меньше и больше, чем его отец предполагал. Сильмариллион, опубликованный в 1977, является грамотно выложенной мозаикой и использующей части от различных слоев. Эти слои с тех пор были постепенно исследованы в 12-томной научной "Истории Средиземья" Кристофера. Его ценность, я думаю, еще не осознана.
Но в "Падение Гондолина", как и "Берен и Лутиен", опубликованные в прошлом году, он изложил эволюцию одной идеи, сократив комментарий до минимума, для поклонника Средиземья, который просто наслаждается большей историей. Теперь, в свои 93, Кристофер решительно говорит, что это его последняя книга писаний его отца. Итак, под фанфары эльфийских труб и пламя драконьего огня, удивительное литературное двойное действо отца и сына, наконец, откланивается.
(с) Промт-, Гугл- и Яндекс-переводчики, + моя небольшая редактура
Одинокому страннику, Туору поручена божественная миссия: найти скрытый город Гондолин и убедить его эльфийских жителей подготовиться к битве. Ослепленные своим величием, те игнорируют предупреждение. Смертный Туор женится на дочери эльфийского короля, но местоположение Гондолина предательски раскрыто его врагу Мелько, сатанинскому тирану.
Эпопея Туора была частью серии рассказов, создаваемых с 1917 г., прерванной после войны семейной и академической жизнью, а также другими проектами. В 1926 г. Толкин начал снова целый цикл рассказов в сжатом виде, который он затем увеличил и обогатил (подробностями) приблизительно в 1931. В этой книге приведены краткие гондолинские сегменты этих двух версий, а также попытка 1951 года переписать эпопею Туора во всем ее первоначальном изобилии, подобно драгоценному камню с изъяном (?).
Сын Толкина Кристофер, в качестве редактора-проводника легко ведёт нас сквозь долгую эволюцию замысла Гондолина. Алан Ли, возможно, наиболее тесно связанный со Средиземьем художник, привнес выразтельные акварели. Но даже одна только оригинальная эпопея 1917 года сразу оправдывает "входную плату". Никогда более с такой энергией Дж.Р.Р. не прославлял его “высоко-эльфийскую” культуру. Никогда он не писал более длительный отчет о сражении. С его изобилием драконов и огненного балрога, нападение на Гондолин превращает сумасшедшие киносражения Питера Джексона в какие-то настольные игры.
Сказке, написанной в пору юности автора, не хватает глубины и детальности зрелого Толкина. Проза ясна, но архаична, к тому же кажется пресной без хоббичьих голосов из более поздних работ. Но Туор, одинокий смертный человек в этом эльфоцентричном эпосе, предвосхищает Бильбо и Фродо - вынужденный стать героем, неожиданно озадаченный тяжелой и опасной миссией. Мы также можем видеть в нем что-то из Толкина, брошенного воевать в 22 года, до того мирно заканчивавшего Оксфорд.
Зубчатые стены Гондолина и великолепные костюмы имеют мало общего с современностью. Однако Мелько воплощает чисто механический материализм - настоящий враг солдат всех наций в Первой мировой войне. Клаустрофобия и всепожирающие пожары - это противотанковые рвы и огнеметы. Драконы, что поразительно, более чем обязаны дебютировшим в битве на Сомме танкам.
Существует предвидение и в "заклинании бездонного страха", вроде контроля над разумом, который Мелко накладывает на своих рабов, заклинание, которое все еще преследует беглецов. Первое из тоталитарных государств ХХ века зародилось в России в тот самый год, когда была написана эта история.
К тому времени, как Толкин вернулся к этой истории, пришла и ушла Вторая мировая война, и началась холодная война. Закончив "Властелин Колец", начатый как как простое продолжение "Хоббита", но переросший его, он убедил себя, что всё это никогда не станет толком понятным, если не издать одновременно его древнюю историю . Поэтому он начал свой донкихотский проект: переписать хронику, которую он теперь назвал Сильмариллионом, а также более полную версию истории Туора.
Однако, с отточенным долгими годами языком и неизмеримо обогащенным видением, он никогда не улучшал появление морского бога Ульмо в шторм, как сказано в опубликованной здесь версии 1951 года. Это дразнящий намёк на то, что могло бы быть. Когда Туор достигает самых ворот Гондолина и видит “перед собой, наконец, воплощение своего желания стремления к мечте”, Толкин остановился. Набранный темп был утрачен, когда до него дошло, что ни один издатель не будет серьезно рассматривать невыполнимую схему двойной публикации. Вместо этого в середине 1950-х годов был опубликован "Властелин Колец".
Изоляция была ахиллесовой пятой Толкина. Хоббит и его продолжение были завершены при полной поддержке К.С. Льюиса, но расцвет этой дружбы закончился. На чтения "Властелина Колец" в их Оксфордском кружке, "Инклингах", было наложено вето неуклюжего оксфордского дона (традиционное название членов совета колледжа и преподавателей в Кембриджском и Оксфордском университетах -ред.) Хьюго Дайсона с его теперь печально известным криком: «О нет, не другой эльф!» Дети выросли и улетели из гнезда. Старость, на фоне приливной волны фэндома шестидесятых, оставила Толкина, наконец, потерпевшим кораблекрушение на берегах его выдуманного мира, и не имевшим сил подняться в горы. Когда он умер в возрасте 81 года в 1973 году, незавершенная работа всей жизни оставалась в беспорядке.
Из этого крушения Кристофер Толкин, как и Туор, ведущий беженцев Гондолина, спас одновременно и меньше и больше, чем его отец предполагал. Сильмариллион, опубликованный в 1977, является грамотно выложенной мозаикой и использующей части от различных слоев. Эти слои с тех пор были постепенно исследованы в 12-томной научной "Истории Средиземья" Кристофера. Его ценность, я думаю, еще не осознана.
Но в "Падение Гондолина", как и "Берен и Лутиен", опубликованные в прошлом году, он изложил эволюцию одной идеи, сократив комментарий до минимума, для поклонника Средиземья, который просто наслаждается большей историей. Теперь, в свои 93, Кристофер решительно говорит, что это его последняя книга писаний его отца. Итак, под фанфары эльфийских труб и пламя драконьего огня, удивительное литературное двойное действо отца и сына, наконец, откланивается.
(с) Промт-, Гугл- и Яндекс-переводчики, + моя небольшая редактура