Saferon, вы сами понимаете, что опираетесь исключительно на цитату из черновиков, которые Кристофер характеризует как «написанные с большой скоростью наброски, небрежно выраженные первыми попавшимися словами, которые приходили в голову» (IX:397).
Разумеется, это ваше право – использовать такую цитату. Вы читали у Гессе «Игру в бисер»? Вы могли бы стать магистром игры. Но ваши оппоненты имеют полное право отвергнуть такую цитату, считая, что это «небрежно подобранные слова», не находящие подтверждения ни в каком другом тексте Толкина.
Тем более, что текстология скорее против вас.
Вы пишете:
Это размышление Толкиена о его мире в отдельном черновике, которое с самого начала вовсе не связано с «Затоплением Анадуне».
Это не так. Черновик, о котором мы говорим, не только написан одновременно с «Затоплением Анадуне», но и очевидно связан именно с этим текстом – через новые формы имен (для Толкина это чрезвычайно значимый элемент!), через новые концепции, отличные от концепций Квенты Сильмариллион. Разумеется, Толкин использовал легенды Квенты Сильмариллион, коль скоро они у него были, но в рассматриваемом черновике он перерабатывает эти легенды, чтобы создать совершенно новый текст: согласно «новой» легенде, «Бог запретил Стихиям вмешиваться при помощи их силы и мощи, но они послали людям много вестей, и эльдар всегда пытались дружить с людьми и учить их»; в «новой» легенде валар сначала жили на острове Эрессе, а после победы над Мелеко переселили туда эльфов, и у самих валар «не осталось более обиталища на земле»; Эарендел в этой истории – единственный человек, имеющий родство с «Эледай» (Толкин выбрасывает из «новой» легенды даже историю о Берене и Лутиэн!); и вообще мир здесь исходно круглый. Разумеется, это не просто «размышление о мире», в котором происходит действие Квенты Сильмариллион 1937 года, а игра с новым, «неканоническим» контекстом, отличным от Квенты!
Кристофер включил эти тексты в историю легендариума: они имеют такое же отношение к легендариуму, как «Записки Клуба мнений», с которыми напрямую связано «Затопление Анадуне».
По мелочам.
Нет, нет, давайте-ка сначала. Сначала там сказано, что Падение отделило их от Валар
Совершенно верно. Полностью цитата выглядит так:
«Зло (воплощенное в Мелеко) совратило их, и они пали. И это немедленно отделило их от эльдар и валар,
потому что Мелеко представил попечительство эльфов и валар как попытку отобрать у людей принадлежащее им по праву наследство».
В чем же вопрос?
даже если какие-то "совершенно противоположные идеи" и имеются, они никак вообще не связаны с тем, что Люди были предназначены стать Валар и прочее.
Я специально пишу про Кристофера – «по его мнению», тем самым показывая, что мнения могут быть разные. У Кристофера одно мнение – у вас другое. Тексты противоречат друг другу, невозможно найти окончательный ответ. Но мне кажется, что невозможность найти ответ не обедняет, а, напротив, украшает и обогащает легендариум.
А что мешает людям быть одновременно Эрухини (Детьми Эру) и при этом Валар?
Если опираться на цитату о людях-валар, формально ничто не мешает трактовать цитаты из Айнулиндале таким образом. Но равным образом формально ничто не мешает трактовать цитаты из Айнулиндале в том смысле, что Дети и во Второй Музыке останутся Детьми.
Проблема только в том, что в первой приведенной Вами цитате далее сразу это опровергается, а вторая цитата с самого начала характеризуется Профессором, как мнение некоторых эльдар.
Но вы же поняли, что, компилируя такие цитаты, я просто шучу? Тем не менее, в вашей цитате тоже сказано, что «Men… came second, but
it is guessed that… they were destined… to become Valar», и Кристофер справедливо замечает по этому поводу, что ему неясно, насколько весомы эти слова – непонятно, кому приписывается подобная «догадка»?
И наконец, почему Вы никак не про-комментировали представление о «попечительстве» в данном черновике с представлением о помощи и наставления от старших братьев в PE17?
Я просто не люблю участвовать в дискуссиях. Мне кажется, что представления о «попечительстве», изложенные в данном черновике (валар и эльфы не отказывали людям в попечительстве, люди отказались сами, но валар все равно продолжали посылать им «вести», и эльфы продолжали их учить!) противоречат тому, что сказано в PE17 (валар совершили ошибку, пригласив эльфов в Аман, тем самым лишив людей возможности учиться у эльфов). Мне кажется, текст PE17 более «взвешенный», больше заслуживаент доверия – в конце концов, Толкин собирался публиковать эти заметки вместе с ВК.
Далее, почему Вы никак не связываете представление в данном черновике о том, что люди должны «принять управление Землей» с тем, что Толкиен сообщает в «Tale of Adanel»
Честно говоря, снова не понимаю, о чем вопрос. Эльфы, по мнению Андрет, – «lordly ones» в нынешней Арде, люди, по мнению Финрода, будут «lordly ones» в Возрожденной Арде. Но как это связано с тем, что люди станут валар?
Возможно, мне просто не вполне ясна ваша идея о людях-валар. Вы считаете, что люди станут «стихиями» (ветром, водой, землей, сном, милосердием) в новом мире, в котором будут жить эльфы? Не станет ли такое положение дел преградой для встречи Андрет и Аегнора, Эльронда и Арвен?