С первой частью поспорить трудно...=)
От себя добавлю, что мы можем насчитать еще несколько схожих ситуаций. Все, что я сейчас смогу припомнить, относится к ВК... или почти все. =)
Итак,
1. Первая встреча Гэндальфа с Саруманом в сюжете ВК и пленение Гэндальфа.
2. Борьба Гэндальфа и Саурона, когда Фродо надевает Кольцо на Амон Хене.
3. Вторая встреча Гэндальфа с Саруманом в сюжете ВК и "низложение" Сарумана.
4. Попытка Саурона сломить разум Денетора через Палантир Минас Анора.
5. Попытка Арагорна вырвать Палантир Ортханка из-под влияния Саурона.
Такие эпизоды, как борьба на мосту Гэндальфа с морийским балрогом, все же имеют несколько иную природу. Дальше - уж точно: Гэндальф на мосту свой посох сломал, а лишение мага его жезла, как мы видим на примере Сарумана, неблагоприятно сказывается на его "магических" возможностях. =)
По некотором размышлении я припомнил еще 2 могущих иметь касательство эпизодов из Первой Эпохи. Это исчезновение бежавшей из Ламмота Унголиант после столкновения с Завесой Мэлиан (предположительно) и песня Лутиэн перед троном Моргота (вот это точно, но с оговорками).
Сюда же можно приписывать нити из различных сюжетов Сильмариллиона - в частности, то же участие Лутиэн в битве Саурона-волколака с Хуаном, "черную тучу страха", которая позволила Саурону выбить Ородрета из первого Минас Тирита и т.д. Но это все получается уже более или менее притянутым за уши. =)
Честно скажу, что прямого "песенного" поединка я больше вспомнить нигде не могу. У меня есть легкий "глюк" на тему того, что я что-то подобное где-то определенно читал, но я даже не могу поручиться за то, что это были труды Профессора.
...тэкс-с. Что мы видим по эпизодам...
1. По первому эпизоду мы видим, что ситация вроде бы - "самое то", но насколько я сумел разобраться в оригинале ВК, там никакого поединка не было вообще. Гэндальф предпочел сдаться... Был ли он на тот момент настолько слабее Сарумана, что не решился противостоять (вернее, сопротивляться) ему в открытую, придавал ли какие-то дополнительные силы Саруману Ортханк - не могу сказать. Для меня этот эпизод всегда оставался весьма туманен.
Правда в этом эпизоде всецело на стороне Гэндальфа, о чем оба, в общем-то, знают; может, Гэндальфа подавили слова Сарумана о безнадежности сопротивления (произнесенные тем самым Голосом) и о Черных всадниках, которые уже неминуемо приближались к Ширу в своих поисках...
2. Здесь мы мало что можем сказать; впрочем, из слов Гэндальфа становятся ясны 2 обстоятельства: он открыто признается в том, что Саурон существенно сильнее все еще и Гэндальфа Белого; ясно также, что формально Гэндальф
не проиграл, а с существенной точки зрения и
победил, поскольку смог сопротивляться Темному властелину до того момента, пока Фродо, наконец, не снял Кольцо... Возможно, что ему как раз помогло осознание того, что это - единственный шанс помешать Саурону установить местонахождение Кольца...
3. Тут повторяется отчасти первый из упомянутых эпизодов; но ситуация изменилась настолько, что Саруман, пораженный разрушением своей твердыни, не смог "заговорить" даже Теодена (правда, не исключаю, что последнее произошло не без участия Гэндальфа... =) ). Полагаю, что именно этот момент являлся ключевым в этом противостоянии: Гэндальфа "заговорить" после этого тем более не удалось. После этого Гэндальф "доломал" деморализованного противника. =)
При этом, опираясь, опять-таки, на слова Гэндальфа ("все висело на волоске"), можно сказать, что Саруман, весьма вероятно, был примерно равен по силам Гэндальфу Белому. Однако сознание того, что укрепления его разрушены, войско уничтожено, а вожделенное Кольцо, которым он оправдывал свои деяния, сгинуло в неизвестном направлении, лишило Курунира шансов на то, чтоб сломить волю пришедших к его башне.
4. Тут можно говорит о том, что это один из тех немногих случаев, когда Саурону вообще везло в столкновениях нос к носу с каким-нибудь противником. =) Да, он смог в итоге лишить Денетора разума; однако это произошло в самый последний момент, когда подсунутые Денетору видения, зрелище неотвратимой гибели его города, умирающий сын (уже второй!) на его руках окончательно подточили его волю. Возможно, отчасти столь долгая способность противостоять воле заведомо более сильного противника обусловлена тем, что Денетор все-таки был из народа тех, кто долго владел Палантирами, кому они были непосредственно эльфами подарены; Саурон же Палантир Минас Итиля, как мы помним, посредством "назгуло-штурмовой операции" попросту "свистнул". =)
Еще момент - это то, что Саурон, углядев уже к тому времени Арагорна у Палантира Ортханка, очень ловко подсунул эту "картинку" Денетору. Гордыня Наместника тут сыграла с ним дурную шутку. "Гордость и отчаянье", да...
5. А вот это - один из тех моментов, где Саурону опять откровенно не свезло. Невзирая на то, что Арагорн был прямым наследником первых владельцев Палантиров, "весовые категории" тут были все же разные. Я склонен полагать, что здесь сложилось несколько факторов: "фактор внезапности" для Саурона, который явно не ожидал, что Палантир, через который он буквально только что видел "захваченного хоббита", на самом деле в руках противников; "свежесть" Арагорна в этой борьбе (насколько я понимаю, он никогда дотоле ни одного Палантира в глаза не видел и волей напрямую с Врагом тоже меряться ему было негде) - в отличие от Денетора; наконец, я думаю, что решающим моментом в этом противостоянии стало дурное воспоминание Саурона: он признал меч и понял, чьим наследником является его владелец... вспомнил о собственном низложении, другими словами.
Вот что бы было, если бы Арагорну в таком открытом противостоянии не удалось бы победить, я сказать не могу...
UPD1: я тут живенько вспомнил, что в ВК есть еще как минимум один эпизод, в котором идет борьба чар с чарами, воли с волей. Это первая встреча Гэндальфа и балрога, когда они находились по разные стороны восточной двери зала Мазарбул. Опять, хм, можно усмотреть "моральные факторы": спокойно реконструируемую уверенность балрога в том, что тут никто примерно равного с ним класса не бегает; нехорошие впечатления у всего Отряда, включая Гэндальфа, от свежепрочитанной книги Мазарбул. Можно прикинуть, что Гэндальф не проиграл в том эпизоде лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств: на куски разлетелась не только дверь, но и свод зала. При этом волшебник был практически полностью лишен сил: в этом признается и он сам, да и фраза "огня пока не будет" может означать не столько то, что так сподручней спасаться от погони, сколько то, что никаких сил для этого огня не осталось, чтоб еще и идти в темпе... Кроме того, фраза Гэндальфа перед мостом ("Fly! This is a foe beyond any of you. I must hold the narrow way. Fly! ", вольно переведенная как "Бегите! Этот враг не по силам никому из вас. Я задержу его!") также не свидетельствует о его оптимизме в оценке последствий схватки...
Про Унголиант и Мэлиан я ничего не скажу - по той простой причине, что об этом говорится практически просто как о свершившемся факте; однако стоит заметить, что хоть Эред Горгорот и Нан Дунгортеб и обрели дурную славу, о самой Унголиант больше никто ничего не слышал. Между тем, мы помним, что перед тем Унголиант окутала мраком Оромэ и Тулкаса с их воинствами, которым, очевидно, Мэлиан в мощи все же несколько уступала... Эффект "защиты своего дома"?
В последнем же из рассматриваемых мною эпизодов стоит отметить очередной эпизод "невезения", на этот раз - морготова, а если точнее - небывалого везения для Лутиэн и Берена. То, что не смог сделать своим мечом гневный Финголфин - найти точку фатальной уязвимости Моргота, сумела сделать Лутиэн своей песней. О сопоставимости сил здесь не приходится говорить: Моргот в бытность свою Мелькором потенциально был сильнее даже любого из Валар по отдельности, насколько я помню; здесь же перед ним было существо, не являющееся даже полноценным майа.
Но "точка уязвимости" - такое дело... лучник Бард тоже не был сильнее Смауга, взмывшего в небо над горящим Эсгаротом. В данном случае она была не в морготовой броне, хоть та и была проницаема для удара... а в черных мыслях Моргота. И он пал - в прямом и переносном смыслах: пал жертвой собственной гордыни, собственной самоуверенности, собственной похоти.
Кстати, хм, я по сию пору не знаю, что помешало компании "Л+Б = Моргот вынесен в пятом раунде нокдауном" попробовать его тем ножичком-то и прирезать, покуда тут в беспамятстве валяется. =) Неэтично, понимаю... но в данном случае с точки зрения прагматика не попробовать можно было только от принципиального незнания айнурской анатомии и возможных летально-нелетальных последствий от вмешательства в нее. =)
Подводя итоги: да, "моральную составляющую" в "поединках воль" можно рассмотреть довольно ясно. Прямой же аналогии "чистого проигрыша", все же не прошедшего даром для неудачно боровшейся стороны, я отыскать не смог. По сути таковой является все же поединок на мосту, но, во-первых, как оказалось потом, это была "оутшень боевая ничья" с победой Гэндальфа по очкам; во-вторых, как я уже говорил, там все же скорее дрались методами ближе к "немагическим". Во всяком случае, я так это понимаю.
UPD2: Вот мне интересно, кстати, а что могло быть, если б Финроду удалось выиграть тот поединок колдовских песен?
UPD3: А что означает фраза, цитированная ниже? =)
Проклятие о предательстве было побеждено беспримерной верностью, а Финрод не проиграл окончательно.