Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.


Ответ

Имя:
E-mail:
Тема:
Иконка сообщения:

подсказка: нажмите alt+s для отправки или alt+p для предварительного просмотра сообщения


Сообщения в этой теме

Автор: Мёнин
« : 28/01/2010, 19:57:53 »

в разговоре с Хурином всё же Моргот проповедовал своего рода "материализм" - "ничего за пределами этого мира нет, а в этом повелитель я".
Т.е., это, конечно, не "чистый" материализм, это материализм в том смысле, что "признаём реальным только прямо ощутимое".
Автор: Elentirmo
« : 28/01/2010, 17:24:30 »

Атеизм это отрицание не только верховного Бога, но и любых божественных, сверхъестественных сущностей (ангелов, демонов, духов, полтергейство и т.д.). Поэтому Моргот проповедовал не атеизм в чистом виде, а анэруизм (вот такой получился неологизм!). Потому как сам-то он был изначально валой и не отрицал этого. Так же не отрицал и наличия других валар и майар.
И Саурон потом в Нуменоре вещал о приходе Моргота как верховного "бога". И потом сам уже в Третьей Эпохе был для восточан и харадрим богом. И не отрицал этого.
Поэтому говорить о чистом атеизме тут нельзя. Это немного другое понятие. Анэруизм, отрицание Эру - вот то, что говорил Моргот.
Автор: Ричард Нунан
« : 28/01/2010, 15:09:39 »

А вот любопытно, помимо насаждения атеизма среди существ Средиземья (см. обсуждение выше), пытались ли Моргот/Саурон объявить Эру дьяволом, а Валар и верных майяр - падшими ангелами? Я раньше упускал этот момент из виду, поэтому не помню, что говорят тексты на этот счет.
И еще, может ли быть дьявол без Бога в картине описываемого мира? И могли ли верить в дьявола и не верить в Эру в Арде? (В реальном мире, по словам Тихона, это встречается сплошь и рядом). Или же верить в Моргота/Саурона можно было только, приравнивая их к Творцу?
Автор: Juliana
« : 16/07/2008, 22:54:33 »

Nefertari
Цитировать

Человек, уверенный в своём знании, не прибегает к оскорблениям.
Это не оскорбления, это чистая правда. И не все такие спокойные, как Вы. Могут быть уверены и при этом оскорблять - если собеседник соответствует оскорблениям.

Хурин, между прочим (как и эльфы) понятия не имел, куда именно люди уходят за Круги Мира. Потому и не рассказывает.  
Автор: Alleria
« : 16/07/2008, 20:47:44 »

Этот ответ звучит сразу после цитаты, которая даётся в начале темы, а не на угрозы.

Цитировать
Аргументированный ответ = "я знаю, что ты говоришь неправду". В этом принципиальная разница.
Когда к спартанцам пришли послы с длинной речью, вместо союзного договора ответом было "когда вы начали свою речь, мы не знали, о чём она, когда закончили, забыли начало".
На следующий день послы пришли с пустым мешком и сказали "мешок есть, муки нет", и Спарта согласилась на военный союз. Хотя и тогда добавили, что можно было просто сказать "муки нет".
Автор: Nefertari
« : 16/07/2008, 18:35:31 »

Аргументы были приведены до этого, так что это Моргот спорил с Хурином, а не наоборот. И если Хурин знал, что Моргот лжёт, то какой смысл Хурину дальше спорить с Морготом?

Чтобы дать ему понять, что его угрозы тщетны. Поскольку короткая фраза "ты лжёшь" - может трактоваться  не столько в контексте "ты говоришь неправду",  сколько контексте "я тебе не верю". В самом ответе, не подтверждённом никаким другим аргументом, уже содержится неуверенность самого Хурина в том, что он говорит, а также это подтверждают откровенные обзывательства в адрес Моргота. Человек, уверенный в своём знании, не прибегает к оскорблениям. Аргументированный ответ = "я знаю, что ты говоришь неправду". В этом принципиальная разница.

К тому же этот ответ звучит на угрозу, которую Моргот действительно может выполнить.
Автор: Alleria
« : 16/07/2008, 02:00:02 »

Аргументы были приведены до этого, так что это Моргот спорил с Хурином, а не наоборот. И если Хурин знал, что Моргот лжёт, то какой смысл Хурину дальше спорить с Морготом?
Автор: Nefertari
« : 16/07/2008, 01:43:19 »

Возражает.

- Ты лжёшь - сказал Хурин.

Я имела в виду аргументированное возражение :)
Автор: Alleria
« : 15/07/2008, 23:29:33 »

Возражает.

- Ты лжёшь - сказал Хурин.
Автор: Nefertari
« : 15/07/2008, 23:21:17 »

В том то и дело, что Моргот не врёт. Он просто не говорит всей правды. И здесь не самопринижение, а просто намёк на то, что в Ничто его самого не будет, сам-то он туда не собирается, это ожидает лишь людей.
Не врет в чем? Я считаю, что слово "лишь" как раз и передает на русском языке смысл слов Моргота. Если посмотреть на его фразы целиком, то логика тут однозначная: существует только этот Мир и Ничто. К тому же, Залы Мандоса, в которые уходят до поры до времени фэар людей, как я понимаю, находились в Пределах Мира (во времена ПЭ).

Возможно, Вы правы.

Мне кажется более странным то, что Хурин не возражает Морготу. Если он ученик эльдар, то должен знать и о Чертогах Эру и о Мандосе. Правда, не известно имеют ли люди представление на тот момент, что тоже на какое-то время попадают в Мандос после смерти. И если Моргот говорит о том, что Хурин "хорошо усвоил уроки" - это определённо свидетельствует о том, что основную историю Хурин знал.
Автор: Alleria
« : 15/07/2008, 20:17:14 »

У падших людей встречался атеизм.

  - Люди,  Мудрые  и  простые,  говорят  об  этом  разное,  -
ответила  Андрет. - Многие считают, что есть только одно: тело,
и что мы - те же звери, только умнее прочих и появились  позже.
Но  другие думают, что тело - это не все, что в нем есть что-то
другое. Ибо мы часто называем тело "домом" или  "одеждой"  -  а
это  значит,  что  внутри  что-то  есть, но что именно - трудно
сказать
(30).

30) Это значит: "хотя мы не знаем точно, что именно "живет
внутри".

"Речи Финрода и Андрет", одна из версий.

«Саурон не был "искренним" атеистом, но проповедовал атеизм, потому что он ослаблял сопротивление ему, Саурону (а вмешательства бога в дела Арды он больше не боялся)» (HoME-10).
Перевод неточен, и цитата оборвана, а вторая половина как раз имеет отношение к теме:

Sauron was not a 'sincere' atheist, but he preached atheism, because it weakened resistance to himself (and he had ceased to fear God's action in Arda). As was seen in the case of Ar-Pharazon. But there was seen the effect of Melkor upon Sauron: he spoke of Melkor in Melkor's own terms: as a god, or even as God.
Дословно, не литературно:
Саурон не был "искренним" атеистом, но проповедовал атеизм, потому что это ослабляло сопротивление ему (и он прекратил бояться действий Бога в Арде). Как мы видим на примере Ар-Фаразона. Но здесь мы видим влияние Мелькора на Саурона: он говорил о Мелькоре собственными словами Мелькора: как о боге, или даже о Боге.

(Но регистр не учитывать здесь нельзя).
Автор: Ричард Нунан
« : 15/07/2008, 18:57:04 »

В том то и дело, что Моргот не врёт. Он просто не говорит всей правды. И здесь не самопринижение, а просто намёк на то, что в Ничто его самого не будет, сам-то он туда не собирается, это ожидает лишь людей.
Не врет в чем? Я считаю, что слово "лишь" как раз и передает на русском языке смысл слов Моргота. Если посмотреть на его фразы целиком, то логика тут однозначная: существует только этот Мир и Ничто. К тому же, Залы Мандоса, в которые уходят до поры до времени фэар людей, как я понимаю, находились в Пределах Мира (во времена ПЭ).
Автор: Nefertari
« : 14/07/2008, 21:24:16 »


Кроме того, Моргот не сообщает о том, что за Пределами Мира, помимо Пустоты существуют Чертоги Эру.

И здесь как раз лжет, поскольку говорит, что существует "лишь" Ничто, а на самом деле это не так. Хотя, действительно, здесь больше игры слов, чем прямой лжи.

Слово "лишь" добавлено в русском переводе. Возможно, для лучшей связанности слов в предложении. В английском тексте "лишь" нет.
То есть - здесь Моргот говорит правду, но не всю. Это его обычная тактика.
Автор: Juliana
« : 14/07/2008, 20:30:50 »


Кроме того, Моргот не сообщает о том, что за Пределами Мира, помимо Пустоты существуют Чертоги Эру.

И здесь как раз лжет, поскольку говорит, что существует "лишь" Ничто, а на самом деле это не так. Хотя, действительно, здесь больше игры слов, чем прямой лжи.
Автор: Nefertari
« : 14/07/2008, 02:34:20 »

2 Ричард Нунан

Цитировать
Меня несколько удивили некоторые концепции, излагаемые Морготом.  Не в том смысле, что он в это верит (понятно, что это ложь), но в смысле самопринижения, что ли.


В том то и дело, что Моргот не врёт. Он просто не говорит всей правды. И здесь не самопринижение, а просто намёк на то, что в Ничто его самого не будет, сам-то он туда не собирается, это ожидает лишь людей.  А Морготу интересно здесь, на Земле. Единственное, о чём он умалчивает, что преследовать он не будет не потому, что не захочет, а потому - что не сможет.

Цитировать
Вот, например, в "Нарн и Хин Хурин" из "Утерянных преданий" (ну, и в "Детях Хурина", соответственно) беседа Хурина и Моргота:

Цитировать
- За Пределами Мира тебе не преследовать тех, кто отверг тебя.
- За Пределами Мира я не буду преследовать их, - сказал Моргот. - Ибо за Пределами Мира существует лишь Ничто. Но пока они не придут в Ничто и остаются в Пределах Мира, им не убежать от меня.
(выделение мое).

По-моему тут нет противоречия. Скорее всего Ничто - это Пустота, где Моргот уже бывал лично и точно знает, что она есть. И скорее всего - кроме того, как мыслить - ничего невозможно в этой Пустоте сделать. Полный вакуум и полное бездействие. Потому он и вернулся в Арду позднее. Моргот хоть и "полюс зла", но всё же существо имеющее потребность действовать. А в Пустоте даже разрушить ничего невозможно.
Кроме того, Моргот не сообщает о том, что за Пределами Мира, помимо Пустоты существуют Чертоги Эру. Там он тоже бывал в своё время. Возможно, что он хотел заложить ту мысль, что люди Эру не нужны, и он давно не интересуется ими. Не знать о Чертогах Эру Хурин не мог. Пусть тогда текст Айнулиндалэ имел несколько иной вид, но основные идеи там наверняка были изложены.

Цитировать
Кроме того, в "Законах и обычаях эльдар":

Я тут, правда, не совсем понимаю, относятся ли "предположения" к обеим гипотезам или только к самой мрачной. В случае последнего варианта атеистический взгляд на смерть был просто порождением воображения эльфов, в случае первого - это соответствует словам Моргота в беседе с Хурином.

Полагаю, что второе. Эльфы только начинали познавать мир и естественно - что строили какие-то предположения относительно вопроса смерти. А делать выводы они могли только на основании собственных наблюдений.

Цитировать
И вот это мне непонятно. Зачем Моргот ограничивает свое могущество? Почему бы не внушать, что и смерть не принесет избавления? Или Толкин считает, что Ничто после смерти еще страшнее Ада, и сознательно вкладывает в уста Моргота такую угрозу?

Думаю, что Ничто - это действительно страшнее ада. Потому что небытие - это и есть настоящая смерть.

Цитировать
С другой стороны, в относительно ранних работах (первая версия "Лэ о Лейтиан") Моргот грозит Горлиму и его жене именно Адом, а не Ничем:
Цитировать
Now shalt thou through the gates of pain
the land thou askest grimly gain;
thou shalt to the moonless mists of hell
descend and seek thy Eilinel.

Так это ранние работы. :) Толкин не один раз менял концепции. Относительно Моргота тоже.