Однако со временем мы все ближе и ближе подбираемся (или уже подобрались) к осуществлению в действительности тех фантастических идей, которые так плодотворно проработаны в литературе (навскидку можно назвать Лема, Филипа Дика) и кино (совсем недавнее "Начало", "13-ый этаж", "Авалон", "Матрица", в "Особом мнении" это тоже появляется)
Мне казалось, что я немного знаю фантастику. Но из перечисленного более-менее помню (в смысле наличия VR) только "Матрицу" (причем только первый фильм). Так что дальше придется рассуждать "из общих соображений"
Вопрос такой: лично вы насколько готовы пользоваться/не пользоваться благами (или "благами") такой нереальной жизни? Я думаю, мы все прекрасно понимаем, что подсесть на это будет чрезвычайно легко. Поэтому, скорее всего, нужно будет выбирать с самого начала, давая себе железную установку, хорошо внутренне обоснованную.
Сейчас очень многие уже частично живут в этом мире. Кто-то меньше, кто-то больше. И стремления прямо противоположные - форумчане рвутся на "оффлайны", а одноклассники после уроков побыстрее разбегаются по домоам, что залезть вконтакт и там пообщаться как следует. А многим прогулка по интернету и по реальному миру представляется равнопривлекательной, но для второй нужно еще одеваться...
Я убираю (по крайней мере на старте темы) проблему "если мы все уйдем в виртуал, то кто будет обеспечивать наше существование" и все её разветвления.
С точки зрения "рабочих и колхозниц" 2/3 населения уже ушли в виртуал (банки, офисы и т.п.) и их существование нужно обеспечивать. Правда, они это называют проще - "паразиты". А если вопрос в том, кто будет кормить и мыть бессознательное тело, обитатель которого блуждает по VR, то на это фантасты уже ответили - специальный бокс/саркофаг. А тем, у кого такого нет, придется ставить таймер, как в "Лабиринте".
Мне интересно отношение к своим достижениям в таком "ненастоящем" мире и в реальности. Возьмем архитектора...
А кого еще можно взять? Архитектора/скульптора, ландшафтного дизайнера, кулинара/парфюмера... У них пока есть заметная разница между реальными и виртуальными достижениями (причем в случае скульптора я не уверен). Но художники, композиторы, фотографы, писатели и т.п. в виртуалке будут чувствовать себя все лучше, и "вседозволенность" VR (о которой речь пойдет чуть позже) им поможет не скоро.
Я понимаю, что для решения проблемы нужно обговорить массу различных условий (например, если мы сможем полностью и ежесекундно подстраивать любую деталь виртуального мира под себя, то это может так же быстро надоесть, как игрушка со всеми кодами типа бессмертия и всемогущества),
Жил я в таком мире. Довольно долго. Это был конец 80-х, когда стали доступны персональные компьютеры - достаточно мощные, и при этом достаточно обозримые, чтобы можно было понять все их технические возможности и ограничения (тоже технические!). Можно было делать все, что угодно. Подстраивать любую деталь операционной системы и своих (и чужих) программ так, как надо. Надоедало это? Нет - можно было сколько угодно переключаться между написанием игрушек, системных приложений, вычислительных проектов, взломом и адаптацией чужих игрушек... С тех пор возможностей стало еще больше, стали возможны более масштабные проекты, хотя "вседозволенности" стало несколько меньше. Впрочем, некоторые и в последнем факте находят свою прелесть - на то и защиты, чтобы их взламывать.
Так что возможности такого мира ограничены только разумом и фантазией обитателя. Но это ограничение намного сильнее, чем все ограничения, придуманные другими. Правда, здесь речь идет только о монопользовательской системе - в многопользовательской законы будут гораздо более другие
Кому ближе принцип достаточности - вплоть до погружения в какой-то монорежим - тот охотно согласится существовать в виртуалке. Если та будет давать ему достаточное ощущение реальности, удовлетворяющее потребности, почему бы и нет?
Кому ближе принцип поиска и открытия нового, принцип необходимости обновления ситуации, - вплоть до постоянных срывов с места, уходов и кам-бэков, откровенного бродяжничества в поиске себя и новых ощущений - тому может очень захотеться окунуться в виртуалку, но только на время. Потому как наскучит и перестанет удовлетворять.
Вообще же окружающий нас мир гораздо многообразнее, неожиданнее, разностороннее любой мыслимой реальности, создаваемой одним или многими человеческими разумами. Хоть по признаку вложенности, хоть по признаку глубины детализации, хоть по количеству недетерминированных сценариев... Именно поэтому тот, кому нужно многообразие, сочтет возможным черпать что-то из виртуальной реальности лишь как из части реальности настоящей. Если по здравому размышлению. По мгновенному увлечению может быть и иначе - "а юноши нет, и не будет уж вечно" (с).
Спорно. У реального мира, воспринимаемого обычными, неусиленными, органами чувств, слишком много ограничений - и по вложенности, и по глубине детализации, и по набору признаков, которые можно вложить в определенный объект - цвет, температура, твердость, шероховатость, возможно - вкус, запах и отклик на вибрации... довольно быстро список исчерпывается или уходит в недоступные нам частоты и отклики. В виртуалке ничего не стоит и реализовать произвольную фрактальную глубину объекта, и снабдить его тысячами слоев атрибутов - все, опять же, ограничено фантазией автора. К сожалению, в широкой зоне ближайшего будущего пользы от этого будет мало: возникнет проблема синхронизации восприятия с другими обитателями (описание многомерных игрушек уже сейчас начинается с длинного раздела "что вы видите").
Что хорошего у реального мира - то, что он есть и его имеет смысл исследовать. И многим ученым это кажется интереснее и важнее, чем исследовать свойства странных аттракторов или клеточных автоматов. Но чем это поможет остальным? "Недетерминированные сценарии" - это что? Если в мире больше одного разума, то детерминированности уже нет. Да и генератор мира можно научить случайному выбору свойств объектов или, например, географии. Начиная с какого-то метауровня разнообразие будет неизбежно ограничено фантазией авторов, но пользователи этого могут и не заметить. Так что и блуждания, и поиск (и создание!) новых ощущений в виртуалке будут не хуже.
А вообще - ты правильно сказал еще об одном условии. Условии "естественного сопротивления реальности". Или "отсутствия всемогущества". Потому как "игра в поддавки" никогда ни во что хорошее не выливалась. Это же отсутствие не мелких стимулов, заставляющих дрыгать руками-ногами и что-то делать в реальности, а стимула преодолевать реальность и искать новые решения, гибко использующие и отчасти обходящие правила игры. Нельзя - или очень маловероятно уж во всяком случае - научиться хорошо играть в шахматы, не имея соперника кроме себя самого. А уж если вражеские фигуры будут периодически поддаваться (исчезать)...
"Реальностью", которую надо преодолевать, оказывается уже математика. Или сама вседозволенность. Когда у тебя бесконечный выбор возможностей, то выбрать из них ту, которая отразит именно твое желание, и при этом не будет мешать следующим шагам - совсем не просто, это знает любой программист.
И еще здесь же весьма солидное препятствие из области психологии. Если реальность будет все время делать то, что скажет человек, получится ущербная личность. Так вырастают избалованные дети, которые ни в чем не знают отказу, так вырастают всякие "сверхчеловеческие идеи". Это раз.
И два - если система все же будет вынуждена человеку в чем-то отказывать, не сможет для него что-то придумать или воспроизвести, да даже понять почему-то не сможет - факт осознания того, что в этой реальности ум, таланты и мастерство достигли потолка вместе со всем, что они могут воспроизвести, может нанести приличную психическую травму. Потому что так бывает и в обычной реальности, но в этом случае нет жестко определенной неизбежности, зато есть всевозможные "причины поражения" и "козлы отпущения". А откуда их взять в случае, если реальность практически и моделируется твоим сознанием?
А откуда их берет художник, который никак не может нарисовать картину, удовлетворяющую его самого? Или пресловутый "плохой танцор"? Кто-то из них обвиняет общество, которое еще не доросло до понимания этого автора, кто-то ломается... Остальные смиряются с тем, что это их уровень, и продолжают работать, периодически возвращаясь с своей "Джоконде" или другому самому великому/любимому произведению. И при чем тут VR?