Самхейн приближается. Готовы ли вы, тыквочки, заглянуть в темные глубины?
Раз.
GERARD HYNES
Под темным килем Земли: Толкин и геология.
О, Валры, вам известны далеко не все чудеса и многие тайные вещи, хранимые там, под килем земным. (Lost Tales I 214).
Так Ульмо поведал Валарам о строении Земли. Примечательно, что они, принимающие существенное участие в создании мира, должны бы были иметь четкое представление о его (Мира) структуре, но Толкин и сам не знал, как выглядит Арда на данном этапе (c.1919) и в течение последующих десятилетий. [1].
Генри Джи справедливо заметил, что неудивительно, что Толкин интересовался науками о земле, с учетом его собственного мнения о своей профессии: «Я, прежде всего - ученый, филолог. Мои интересы были и есть, в основном, научными». Толкин, подобно любому образованному человеку его поколения, был приверженцем, как научных взглядов, так и научного метода познания. Например, в «О волшебных сказках» Толкин решил использовать геологическую метафору, когда обсуждал присутствие древних элементов волшебных : «Фейри-истории отнюдь не являются скалистыми матрицами, окаменелости которых не могут быть оценены никем, кроме эксперта геолога». (OFS 49). Как отметили Верлин Флюгер и Дуглас А. Андерсон в своих комментариях, «геологическое сравнение здесь является своевременным и преднамеренным: геология и мифология, будучи дисциплинами-ровесниками, зародившись примерно в одно время и у одного того же человека, толкают его копаться в истоках "(OFS 106). То же самое, конечно, можно сказать и о филологии. Кроме того, Толкин являлся преподавателем науки и был хорошо осведомлен c ожиданиями, в отношении неё, появившимися у читателей в вопросах связанных с мирозданием (см. Gee 23-41).
Учитывая настояние Толкина на том, что Средиземье есть наша Земля (Letters 220, 239283, 376), включения геологических ссылок является частью "жесткого признания того, что все в мире так, как оно есть под солнцем" (OFS 65), и является, согласно Толкину, важнейшей основой фантазии автора.
Но понимание науки, а также теории с открытиями, на которых она основана, развиваются и меняются. Важность научных разработок (и геологии, в частности) Толкина в формировании Средиземья была отмечена Карен Уинн Фонстад, Алекс Льюис и Элизабет Кэрри, Генри Джи и Кристина Ларсен (Ларсен, Маленькая Земля Его Собственная, Тень и Пламя) [2]. Геологические знания Толкина не были статичными в любом случае; новые открытия, очевидно, повлияли на него и вынудили пересмотреть свой легендариум.
Наибольшее развитие из числа геологических теорий в ХХ веке, (хотя оное заняло большую часть научной жизни Толкина, прежде чем утвердиться), получил континентальный дрейф; и письма Толкина показывают его осведомленность и восприимчивость к данной теории [3]. Роберт С. Рейнольдс и Уильям Сержент предложили объяснение существующего рельефа Средиземья в конце Третьей Эпохи с точки зрения тектоники плит, но их статьи носят, в основном, описательный характер и не решают вопроса о познаниях Толкина в геологии, в особенности в части развития темы континентального дрейфа в проектах его легендариума [4].
Проявления растущей озабоченности геологической точностью и знакомство с континентальным дрейфом начинают возникать в произведениях Толкина бок о бок, по мере их (произведений) развития. Хотя геология Толкина всегда будет содержать значительный элемент катастроф, в 1930 году он начал включать в нее униформистские (теория однородности) основы геологического времени, а также динамическую теорию геологических изменений [5]. Общее униформистское согласие в геологии во второй половине девятнадцатого века и первых десятилетий двадцатого столетия понятным образом легли в основу толкиновского выправления геологического времени.
Но особую форму геологические изменения претерпели в его представлениях о развитии Средиземья в древние времена, что, возможно, является, в частности, результатом революционной теории континентального дрейфа Альфреда Вегенера. Коротко говоря, "дрейф континентов" предполагает боковое движение суши вдоль поверхности Земли в течение геологического времени.
Понятие континентального дрейфа было предложено еще в 1596 в третьем издании «Географической Сокровищницы» Абрахама Ортелиуса, где он обратил внимание на симметрию побережий Африки и Америки побережий и дал иное толкование «Критию» Платона, - не как относящееся к затоплению Атлантиды, но как безостановочное движение (Америки) на запад, приведшее к катастрофическим событиям, вследствие разрыва Старого и Нового Света (Romm 408). Хотя версия Ортелиуса имеет некоторые точки соприкосновения с описанием у Толкина гибели Нуменора и удаления Валинора из земной географии, нет явных доказательств, что Толкин знал об этом [6]. Вместо этого, мы должны вернуться к основным работам по континентальному дрейфу, которые, конечно, были известны и обсуждались во время жизни Толкина.
На протяжении восемнадцатого и девятнадцатого столетий доминирующим объяснением крупномасштабных геологических особенностей, таких как горные хребты, было то, что Земля, будучи исходно в неком расплавленном состоянии, постепенно охлаждается, что образует на ее поверхности морщины, - наподобие кожуры печеного яблока (Hallam 110ff.). Первую современную теорию континентального дрейфа (который автоматически обеспечил бы альтернативное объяснение таких особенностей) издал американский геолог Ф.Б Тейлор: “Влияние Третичного Горного Пояса на формирование Земной поверхности” в бюллетене Американского Геологического Общества 1910. Немецкий метеоролог Альфред Вегенер независимо разработал свою собственную теорию дрейфа континентов (впервые опубликован в 1915 году в Die Entstehung der Kontinente und Ozeone (переведено на английский язык, как «Происхождение материков и океанов» в 1924). Из этих двоих Вегенер получил бОльшую известность. «Таймс», «настольная» газета Толкина, опубликовала негативный отзыв на работу Вегенера в 1923 г. [7]. Позже, в 1931 году, газета разместила в описании смертельной для Вегенера арктической экспедиции 1930 г., его некролог, содержащий пункт о дрейфе континентов [8]. По этим же причинам данная версия теории Вегенера будет обсуждаться и здесь.
Вегенер был крайне неудовлетворен распространенным объяснением существования идентичных видов флоры и фауны на разных континентах, за счет некоего межконтинентального наземного моста, который впоследствии затонул (Wegener 5-6). Если бы такие мосты существовали, утверждал он, то погрузившись, они бы вытеснили воду и подняли уровень океана на прежний уровень, что, само по себе, опровергает теорию наземных мостов (Wegener 13). Как и Ортелиус, Вегенер обнаружил симметрию
Южно-Американского и Африканского побережья и предположил, что два континента «сформированы из единого блока, который разделился на две части в меловом периоде; эти две части, затем, всё более расходились в течение миллионов лет, как льдины на воде» (Вегенер,17) [9]. Помимо отказа от ненужных «мостов» теория Вегенера имела то преимущество, что предлагала жизнеспособное альтернативное объяснение формирования горных хребтов. Передние кромки дрейфующих континентов подверглись бы сжатию и смялись бы в складки от лобового столкновения материковых плит, в которые они были «впрессованы»; например, горная система Анд, простирающаяся от Аляски до Антарктиды, могла быть образована западным дрейфом двух Америк (Wegener 20). Большой слабостью теории Вегенера является отсутствие в объяснении дрейфа силы, обеспечивающей движение плит. В четвертом издании своей работы он сделал обзор версий других теоретиков, которые предложили, в качестве такого механизма, трение приливной волны или прецессию земной оси под гравитационным притяжением Солнца и Луны, или наличие конвекционных потоков в нижних слоях земной коры, но Вегенер посчитал, что это требует очень большой текучести недр Земли (Wegener 175-78).
В конечном итоге Вегенер вынужден был признать, что его теория не может быть согласована с наблюдениями:
Законы падения тел и орбиты планет была впервые определены чисто индуктивно, путем наблюдения; и лишь затем появляется Ньютон и показывает, как можно получить эти законы дедуктивно из одной лишь формулы всемирного тяготения. Ньютон теории дрейфа еще не появился. (Wegener 167).
Теория Вегенера также столкнулась с той трудностью, что принятие дрейфа требует от геологов почти полного отказа от научного консенсуса по статической модели Земли (Kearey and Vine 3-7). Хотя прием научными кругами гипотезы Вегенера был в лучшем случае смешанным, (Hallam 147), его работа породила дискуссии, если не сказать столкновения, с созывом международной конференции по вопросу континентального дрейфа в 1922 (Dineley 826) [10].
Самый ранний пример того (c.1919), что можно было бы назвать тектоническими подвижками в легендариуме Толкина, происходит, когда Оссе и его последователи перетащили остров, на котором Валары отправляются на запад к Эруману после наводнения, вызванного разрушением двух Светильников (Lost Tales I 70). Этот отрывок, вероятно, обязан больше перетаскиванию Зеландии в море великаншей Гефьюн в эддической прозе [11] Снорри Стурлусона (Снорри 29), чем любой современной геофизике [12]. Эти геологические изменения являют власть Айнур, а не естественный процесс в Арде. Толкин писал в «Пришествие Валар»: "Таков былл образо Земли в те дни, и он не изменился, так как сохранен трудами Валар старых "(Lost Tales I 68). Арда была первоначально задумана по существу статичной, в соответствии со своими собственными законами природы, хотя и способной к преобразованию, из-за внешнего, катастрофического вмешательства.
Космология Толкина в этих ранних проектах сводится в большей степени к метафорическому подходу, аналогичному мифотворчеству. Во время написания Lost Tales, Толкином создается как карта Арды, так и сильно стилизованные диаграммы, I Vene Kemen. В самом раннем "Сильмариллионе" карта, казалось бы, чисто географическая, - "быстрые каракули" с "Кражей Мелько и затемнением Валинора", написанными на ее основе.(Lost Tales I82). Контекст может объяснить ее назначение. Толкин, скорее всего, прибег к визуализации относительного положения Валмара, Двух Деревьев и эвакуации Мелько во время работы над повествованием. I Vene Kemen, возможно, может быть переведено как "Земля-корабль"[13], что также обеспечивает дополнительную географическую информацию, относительно положения Арды в рамках более крупного творения, включая Солнце, Луну и три слоя воздуха, который окружает мир. На протяжении четырех страниц обсуждения трудностей и вопросов схемы Кристофер Толкин предполагает, что мачты и паруса могут быть поздними дополнениями к рисунку, являясь метафорой корабля, и просто вдохновлены случайной формой мира (Lost Tales I 87). Хотя I Vene Kemen может быть мифологизированным отображением космологии, форма Земли "в разрезе" является относительно современной. Схема напоминает геологический разрез, в виде, который появился только в девятнадцатом веке [14]. Геологические диаграммы были введены немецким естествоиспытателем и путешественником Александром фон Гумбольдтом (Fara 208-209); Толкин, возможно, был знаком с этими рисунками. Уже в этот ранний, "мифологический" этап в космологии Толкина, наука, по крайней мере, традиции научной иллюстрации, возможно, влияли на него.
Было или не было это импульсивным решением со стороны Толкина, но образ мира-корабля, плывущего по водам, не является случаем беспрецедентным или лишенным источников. Фалес из Милета (c.620-c.546 до н.э.), предлагал точно такую же аналогию. Фалес, один из натурфилософов-досократиков, полагал воду в качестве основного вещества в физической вселенной. Аристотель писал: "Фалес, основатель этой школы философии, утверждает принцип воды, и по этой причине заявляет, что земля покоится на воде" (Metaphysics 983 b20-b21). В своем De Caelo, Аристотель дает теорию Фалеса, но придирается к ней:
Иные говорят, что Земля покоится на воде. Это, действительно, есть старейшая среди теории, из числа сохранившихся, и излагается она Фалесом из Милета. Она (земля) должна была оставаться на месте, потому что плавала как дерево и другие подобные вещества, которые так устроены, чтобы покоиться на воде, а не на воздухе. Как будто то же самое нельзя сказать применительно к воде, которая несет землю, как сама земля!
Вполне возможно, Аристотель неправильно интерпретировал Фалеса (O'Grady 88-94), слова которого, возможно, означают, что отдельные острова и суши плавали на воде, а не сама Земля. Любая интерпретация могла соответствовать рисунку Толкина, в которой и суша и весь мир имеют форму корабля. Подобным образом позже в древности, римский философ Сенека Младший (c.4BC-AD65) представил образ мира как корабль:
Следующая теория Фалеса - глупа. Ибо он говорит, что эта круглая земля поддерживается водой и плавает по ней, как лодка; и в случаях землетрясения сказал, что эти колебания возникают из-за движения воды. (Questiones Naturales III.14)) [15].
Тем не менее, досократики космологии не создали, и нет никаких доказательств, чтобы утверждать явную связь между I Vene Kemen и Фалесом.
Идея Земли плавающей на воде по-прежнему присутствует в Амбараканте в середине 1930-х годов, но это уже не мифологизированная степень I Kemen Vene:
«В этих стенах Земля - глобоид: сверху, снизу и со всех сторон находится Вайю - окутывающий океан. Но это больше похоже на море - ниже Земли и подобно воздуху - над землей "( Shaping 236).
Диаграммы 1930-х годов, однако, служат менее живописными метафорами, чем I Vene Kemen и начинают показывать сильное влияние современной географии и геологии, в частности, в представлении. Димитра Фими утверждает, что существует заметный сдвиг в легендариуме Толкина в 1930-х от «мифологического» к «новеллистическому» или «историческому» методу (Fimi 5-6). Фими связывает это изменение с принятием Толкином романного стиля для «Хоббита» и «Падения Нуменора» (117-121 FIMI, 161), но утверждает, что космология этого периода (например, Амбараканта) до сих пор "чисто" мифологические "и не имеют стремления быть реалистичными любой ценой" (Fimi 124). Это утверждение требует некоторой квалификации. Амбараканта с подзаголовком «Образ Мира» отмечает ещё один сдвиг в космологии Толкина от мифического (предварительно) к историческому и научному. Толкин, возможно, адаптировал свою космологию, сделав ее более приемлемой для современного читателя, путем внесения в текст предположений, основанных на более динамичном, геологически активном мире. Толкин, видимо, был обеспокоен тем, что геология Арды должны стать приемлема для читателей с научным мировоззрением, и ничуть не в меньшей степени, чем был озабочен реакцией своих читателей на мифологизированную астрономию [16]. Каждая из двух карт, которые сопровождают этот текст, изображают Землю в особые моменты ее истории; при этом различия между картами IV и V представляют изменения, вызванные первой Битвой богов, когда Валары уничтожили Утумно и приковали Мелько (Shaping 239, 248-51). Валары, меж тем, больше не являются единственной силой, способной изменить материю Земли. Толкин писал: «И Земля была вновь изуродована в ходе Второй битвы, когда Мелько был снова повергнут, и это искажение сохранилось на протяжении многих веков" (Shaping 239-40). Эта фраза знаменует собой тонкие, но существенные изменения в космологии Толкина. Амбараканта относится примерно к тому же времени, когда Толкин начал писать Падение Нуменора [17], он добавил материал к Амбараканте, ссылающийся на влияние из этого катаклизма на форму мира (Shaping 240, 261). Данный отрывок указывает, что Толкин, даже размышляя о катастрофическом изменении путем божественной воли, также начинает писать о геологических изменениях в терминах, обусловленных медленным последовательным изменением в геологическом униформизме начала двадцатого столетия.
В Совете Элронда есть следующая ссылка на медленное изменение в течение геологического времени. Саруман заявил, что Кольцо было унесено водами Андуина в море, где и будет лежать вечно. Глорфиндель ухватился за это предложение как средство избавления от Кольца.
«Тогда, - сказал Глорфиндель, - давайте бросим его в бездну, и тем сделаем ложь Сарумана правдой. [...]Что ж, и во лжи часто кроется правда! Море будет безопасным хранилищем».
"Не навсегда безопасным - сказал Гэндальф. - Есть много тварей, в глубоких водах; и море однажды может стать сушей. И не в том наша участь, чтобы думать только на время, или о времени длиной в несколько поколений или даже на текущую эпоху мира. Мы должны стремиться окончательно устранить эту угрозу, даже если мы не надеемся достичь этого". (FR, II, III, 349).
Несмотря на то, что они оба, по сути, являются бессмертными существами, Гэндальф смотрит дальше, чем Глорфиндель и мыслит геологическими временами [18]. Угроза Саурона лежит на всем Средиземье и на все времена, и ответ Гэндальф относится к этой угрозе вне времени. Утверждение о длительном геологическом изменении проистекает от фигуры наделенной властью и принимается в равной степени мудрым; это свидетельствует, что Толкин считал геологическое время установленной особенностью природы Арды к тому времени, когда эта сцена была написана; это, вероятно, конец 1940 или начало 1941 [19].
В дополнение, в смысле долгосрочных геологических изменений, сочинения Толкина с 1930 также начинают указывать на знание специфики континентального дрейфа. Как видно из названия работы Тейлора от 1910 г. "Влияние Третичного Горного пояса на строение Земли" - одной из особенностей континентального дрейфа есть то, что он может объяснить происхождение гор и связать их со строением Земли. Канадский геолог Реджинальд Дайли (один из ранних сторонников Вегенера) последовательно применил эту теорию к решению задачи в своей защите континентального дрейфа, Наша Подвижная Земля (Daly 260-63). Отношение всего этого к Толкину станет очевидным, когда мы рассмотрим отрывок из Нашей подвижной Земли:
В конце Палеозойской Эры, почти 200,000,000 лет назад, восточно-западная геосинклиналь северного полушария подвергалась интенсивному смятию вследствие совместного скольжения с Северным Полярным куполом и Экваториальным куполом[20]. Результатом чего стало возникновение системы гор Аппалачи-Гирканы, вытянувшихся цепью от запада Арканзаса, через Алабаму, Новую, Англию, Ньюфаундленд, Британию, Францию, Германию, Россию и далее через Азию в Китай. Это было колоссальная, вероятно полностью беспрерывная цепь гор. (Daly 315-316).
Благодарности - принимаются.
Все претензии - к гуглотрансляйту.
И да: редактура ничерта не сохраняет вордовский курсив и жирноту - а перебивать в сообщении мне уже зело лень.