Мои политические убеждения все больше и больше склоняются к Анархии (в философском смысле — разумея отмену контроля, а не усатых заговорщиков с бомбами) или к «неконституционной» Монархии. Я арестовал бы всякого, кто употребляет слово «государство» (в каком-либо ином значении, кроме «неодушевленное королевство Англия и его жители», то, что не обладает ни могуществом, ни правами, ни разумом); и, дав им шанс отречься от заблуждений, казнил бы их, ежели бы продолжали упорствовать! Если бы мы могли вернуться к именам собственным, как бы это пошло на пользу! Правительство — абстрактное существительное, означающее искусство и сам процесс управления; писать это слово с большой буквы или использовать его по отношению к живым людям должно объявить правонарушением.
— Дж.Р.Р. Толкин, Письмо 52.
С момента Пробуждения, эльфы делятся на народы согласно своим интересам и умениям, и трое эльфов принимают руководство — каждый своим родом.
Далее, Валар выбирают по одному эльфу из каждого рода — и эти Избранные ведут эльфов в Аман. Здесь появляется нечто вроде вассалитета
Всю Предначальную эпоху мы видим те же рода эльфов — но среди нолдор мельчающие до "дома Феанора" или "дома Финарфина". Итак, это родовые связи, плюс личный вассалитет — одних эльфов другим эльфам.
Когда нолдор приходят в Белерианд и теснят армии Моргота обратно в Ангбанд, мы получаем следующую картину:
Рода эльфов приобретают себе земли в Белерианде; формально королём Белерианда был Тингол, но всю часть, отошедшую нолдор, он потерял де факто (и в общем-то, действительно, неясно, почему он должен был обладать этой землёй де юре: он имеет приоритет разве только в том, что старше их, но другого рода, и его подданные поселились здесь раньше).
И до конца уже Первой Эпохи мы видим два вида эльфийских поселений: или роду эльфов принадлежит просто какая-то земля; или это города-"государства".
И всякий раз всё это описывается личными вассальными отношениями или отказом от таковых, или же "собственностью на землю".
Но вассалитет переживает перезахват земель. Разве что эльфы Гаваней Сириона уходят с оставшимися сыновьями Феанора — когда они лишены своих лидеров, а Маэдрос и Маглор останавливают бой.
Но тогда от эльфийских земель в целом почти ничего не остаётся…
Куда мы ни посмотрим и в Третьей Эпохе — хоть на Ривенделл, хоть на Лихолесье — мы увидим всё то же. Ривенделл — просто большая крепость. Королевство Трандуиля… у него есть название, кроме "Королевство Трандуиля" или "эльфы Мирквуда"?
Вот у людей это не так. Правда, в Первую Эпоху эдайн и вастаки до предательства были вассалами эльдар; вастаки-предатели и др. — подчинены Морготу.
Начиная с Нуменора (но и это по сути не сразу), и формируются какие-то традиции власти, которые переживают поколения.
А вот в Гондоре сложится система власти, не завязанная целиком на личность монарха. Толкин пишет, что даже власть Арагорна в некотором контексте "первого среди равных"; Гондором управляет совет лордов регионов. Но Гондор остаётся единым, переживая гибель каких-то династий, даже потерю короля.
Существенная разница, пожалуй, имеет причину в сроке жизни: людям, чтобы какая-то система просуществовала тысячу лет, и нужно эту систему хорошенько продумать и крепко поставить. Эльфы тысячу лет… просто живут, как жили.